Delist.ru

Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)

Автор: Савченко Иван Сергеевич

Исследования психологии профессиональной дисциплины парламентской деятельности в развитии выявили в ней следующие качества:

а) профессиональная дисциплина парламентской деятельности сочетает представительную и законодательную функции, полномочия политической и государственной власти;

б) по мере развития гуманитарно-правового компонента общественного и государственного устройства видоизменяется профессиональная дисциплина;

в) конкретные профессионально-дисциплинарные решения и реальное состояние профессиональной парламентской деятельности создают и дополняют законы, основанные на предпочтениях потребностей, требований регионально-электоральных групп гражданского общества, а также формируют базис для их дальнейшего развития;

г) прогресс в теории профессиональной дисциплины сопряжен с развитием гражданского общества и государства;

д) профессиональная дисциплина парламентской деятельности психологически зависима от предпочтений, потребностей, требований гражданского общества и институтов государства, создающих мотивационную основу ее жизнедеятельности.

Отечественная наука о парламентской деятельности занимается познанием профессиональной дисциплины с начала ее организации, когда были воплощены три главные функции современного парламента – представительство, законодательство и контрольная функция. В этот период cформировалась профессиональная дисциплинарная культура, традиции и общественное мнение на базе больших регионально-электоральных групп, и на их фоне набирали силу гуманистические тенденции.

Для уточнения этапов, места и роли парламентариев и фракций, парламента в целом в формировании психологии законотворчества проанализирован массив законопроектов, рассмотрение которых в Государственной Думе было завершено в период с 1994 года по 2 декабря 2003 года. В диссертации этапы прохождения законопроектов в Государственной Думе определены как этапы идентификации, формирования и консолидации, то есть совместных действий: этап идентификации – период предварительного накопления гражданским обществом информации о выборах, период декларирования партиями, организациями, лидерами, инициативными группами своих программ; этап формирования – поляризация гражданского общества и идентификация индивидов по субъективно-психологическим признакам с большими политическими регионально-электоральными группами, сформировавшимися на идеологических основаниях; этап консолидации – период обозначения, делегирования политическими регионально-электоральными группами своих представителей в систему профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Каждый из них имеет свои особенности и механизмы реализации.

Показано, что психология профессиональной дисциплины парламентской деятельности основывается на следующих компонентах: а) самодисциплине; б) профессиональном дисциплинировании; в) нормативности профессиональной деятельности по предпочтениям, потребностям общепарламентских, электоральных и государственных институциональных волеизъявлений; г) профессиональной дисциплинарной деятельности с учетом реальных политических обстоятельств в гражданском обществе. При этом развитие профессиональной дисциплины парламентской деятельности как психологической проблемы не может рассматриваться в отрыве от сложившейся системы оценок социальной психологии политических регионально-электоральных групп и лидеров.

В работе сделан вывод, что коммуникативное воздействие государства и его властной элиты значительно влияет на формирование общественного мнения и общественного сознания, что создает благоприятный психологический фон для продвижения кардинальных, стратегических политико-технологических проектов.

Исследование многофакторной психологической системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности позволило определить, что развитие психологической теории профессиональной дисциплины идет по трем направлениям: персонально-психологическому; профессионально-организационному; электорально-групповому.

К факторам системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности отнесены: персональная профессиональная дисциплинированность парламентариев; общественно-психологические (межличностные, межгрупповые) профессионально-дисциплинарные структуры и процессы; профессионально-организационные управленческо-психологические факторы; государственное влияние; другие условия, благоприятствующие профессиональному, нормативному поведению.

В диссертации предложена система профессиональной дисциплины, включающая компоненты:

??????????????

???????

???$??$?????

?????????????$???

8тельское, персональное, групповое и фракционное поведение;

– способ дисциплинирования, психологически адекватный своему объекту;

– комплексы специфических нормативно-мотивационных и характерологических структур, навыков выполнения регламентных, упорядочивающих операций, ориентированных на процессы нормативно-правовой организации профессионального парламентского поведения, деятельности;

– эффективно функционирующий психологический механизм.

По функциональному признаку элементы системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности подразделены на психологические механизмы и общественно-психологическую инфраструктуру.

Систему профессиональной дисциплины предложено строить в соответствии с принципами, конкретизирующими идею психологической адекватности: справедливости и нравственности; определении ограничений прав и свобод, вытекающих из условий парламентской деятельности; законотворческой целесообразности; модернизации системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности; оптимальной регламентации парламентской деятельности парламентариев; всестороннего обеспечения процесса дисциплинирования; активной дисциплинарной мотивации.

Завершает главу исследование маркерной оценки профессиональной дисциплины парламентариев. Многообразие собственных представлений о путях и формах развития Российской Федерации у уполномоченных представителей (депутатов) диктует необходимость создания естественных профессиональных ограничителей (маркеров) и, как следствие, профессиональной дисциплинарной системы парламентской деятельности. К естественным ограничителям эмоционально-личностных проявлений деятельности в пределах профессиональной дисциплины отнесены: регламент, профессионализм парламентариев (депутатов), парламентский депутатский иммунитет, права парламентариев (депутатов), обязанности парламентариев (депутатов), ответственность парламентариев (депутатов), парламентский (депутатский) индемнитет.

Понимание маркеров профессиональной дисциплины парламентской деятельности помогает создать более глубокие представления о профессии. Маркер используется для обозначения проблемного поля, в котором с помощью критериев и показателей оценивается уровень проявления сущностных признаков анализируемых феноменов. Показано, что различия между профессиональными дисциплинами связаны с различными маркерами, внутренне присущими соответствующим направлениям профессиональной парламентской деятельности, а маркирование профессиональных норм имеет прямую связь с развитием деятельности в тех разделах, которые определяли профессиональные дисциплины и их системы.

В заключении сделаны обобщающие выводы.

Во второй главе «Закономерности функционирования дисциплинарной системы в парламентской деятельности» исследованы психология личностно-профессиональной и нормативной саморегуляции парламентского поведения депутатов, социально-психологические особенности индивидуальной и групповой дисциплинарности парламентской деятельности, психогенез взаимосвязи профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

Обосновано, что психологические характеристики особенностей функционирования дисциплинарной системы в условиях парламентской деятельности освещают личностно-профессиональную и нормативную саморегуляцию парламентского поведения, особенности процессов и структур коллективного парламентского самодисциплинирования и дисциплинарного управления в общей системе парламентской деятельности. В системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности выделены следующие общественно-психологические обстоятельства самодисциплинирования:

– парламентарий не испытывает внешних воздействий на свое поведение и деятельность (автономность, самостоятельность);

– совместная парламентская деятельность не изменяет индивидуального поведения парламентария (включенность);

– поступок, деятельность парламентария реализует конкретное поручение руководителя, но инициатива и мотивация принадлежат им обоим (прямое дисциплинарное управление).

При этом поведение парламентария может быть автономным (самостоятельным) и должно следовать индивидуально-личностному пониманию профессиональной дисциплины, отражающему уровень персональной психологии парламентария. Персональное дисциплинирование имеет две разновидности:

– самостоятельные действия, внешне напоминающие обычные целевые поступки, но имеющие в отличие от последних нормативную, а не целевую мотивацию;

– корректировка парламентарием своего поведения и деятельности путем сопоставления ее целей, средств, условий, результатов и других маркеров с известными положениями и нормами нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность.

Важно обратить внимание на то, что профессиональная дисциплина парламентской деятельности предполагает дисциплинарную мотивацию, желание и стремление следовать предпочтениям, потребностям, требованиям регионально-электоральных групп гражданского общества, то есть социально одобренным нормам, что имеет известную специфику. Эта мотивация содержательно опирается в основе на регионально-электоральную или партийную позицию парламентария, которая является итогом внутреннего решения им вопроса об отношении к гражданскому обществу и социальным ценностям.

Содержанием мотивации профессиональной дисциплины парламентской деятельности является уважение к закону, морали, системе управления и учреждениям, предназначенным для обеспечения справедливости и порядка в Российской Федерации. В диссертации особо подчеркнуто, что признание всех этих системных норм – необходимое условие развития мотивов деятельности в системе профессиональной дисциплины.

В определенной степени дисциплинарная мотивация конкретизируется данными об отношении парламентариев к регламенту и нормативно-правовым документам, принятым большинством депутатского корпуса, что подтверждается данными о голосовании за принятие регламента ГД РФ (табл. 1).

Таблица 1

Голосование за принятие регламента ГД РФ

ГД РФ 1993 – 1995 гг. 1995 – 1999 гг. 1999 – 2003 гг. 2003 – по н.в.

загрузка...