Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)
Автор: Савченко Иван Сергеевич
В процессе исследования профессиональной парламентской деятельности проявились тенденции и условия функционирования профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Активность парламентариев в профессиональной парламентской деятельности определяется количеством голосований при принятии важных решений. Условия, стимулирующие активность парламентариев следующие: дисциплинарность парламентария и фракции; авторитарность управления; самодисциплинирование; фракционное дисциплинирование (дисциплинарное управление). Консолидация парламентариев фракции возникает при воздействии идеологических маркеров; осознании важности принимаемых решений; противостоянии; организационно-дисциплинирующих воздействиях; поддержке регионально-электоральных групп. Сходство, совпадение голосований возникают при одинаковой мотивации позиций; совпадении целевых установок; межличностном и межгрупповом согласии (договоренности); внешнем воздействии; давлении гражданского общества. Устойчивость, стабильность работы парламента характеризуется условиями: постоянным совпадением, сходством голосований (50%+1 депутат парламента); несовпадением депутатских голосований (менее 50%); осознанием важности решаемых задач; сохранением баланса политических полномочий; нормативной парламентской деятельностью. Объективность и достоверность исследования: обеспечивается всесторонней методологической и теоретической базой исследовательской концепции, ее органической связью с данными психологии профессиональной дисциплины, с одной стороны, и теоретическими положениями психологии личности, социальной психологии, психологии управления, психологии морали и ряда других отраслей психологической науки, а с другой – применением комплекса научно обоснованных методов и процедур, соответствующих особенностям изучаемого предмета и характеризующихся удовлетворительной валидностью и надежностью, величиной выборки и статистической достоверностью количественных данных, полученных посредством психометрических процедур, развернутым качественным анализом исследовательского материала, практической проверкой выводов и предложений. Теория построена на достаточно достоверных, проверяемых данных и фактах, концепция обоснована методологически и фактологически, аргументирована с позиции результатов научного поиска (эксперимента) анализа фактического материала. Теоретическая значимость исследования заключается в решении задач по изучению сущности, особенностей и механизмов профессиональной дисциплины парламентской деятельности и разработке социально-психологической концепции ее развития как дисциплинарной системы; экспериментальном исследовании психосоциогенеза дисциплинарной системы парламентской деятельности и определении сущностных признаков, социально-психологических механизмов, закономерностей и тенденций ее функционирования; обосновании маркерного оценочного подхода и социально-психологических требований к его использованию для определения эффективности влияния структур дисциплинарной системы на характер деятельности парламентариев; изучении социально-психологических характеристик личностно-профессиональной и нормативной саморегуляции парламентского поведения депутатов, особенностей индивидуальной и групповой профессиональной дисциплинарности парламентской деятельности. В диссертации разработана теоретическая модель профессиональной дисциплины парламентской деятельности, выявлено влияние индивидуальных и групповых особенностей парламентариев на психологическую совместимость, социальной общности и оппозиционарности. В научный оборот введены новые эмпирические данные, раскрывающие особенности парламентской деятельности, сформулированы закономерности, общая концепция и разработана теория системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, объяснены явления реальной действительности, которые составляют теоретическую и практическую основу психологии индивидов, регионально-электоральных групп, гражданского общества, государственной власти, воздействующих на систему профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Практическая значимость исследования заключается в выявлении и создании профессионально-дисциплинарных научно-обоснованных психологических условий для преобразования дисциплинарной деятельности в представительных и законодательных органах власти, повышении уровня их организованности. Эти условия заключаются в следующем: – разработаны рекомендации для руководителей парламента и фракций, органов парламентского управления, позволяющие полнее осознавать факторы, определяющие механизмы, содержание и динамику профессиональной дисциплины, повышающие их компетентность в деле принятия профессиональных дисциплинарных парламентских решений; – обосновано развитие нового направления профессиональной дисциплинарной деятельности, психокоррекции профессиональной парламентской недисциплинированности; – существенно обогащены и расширены психологические предпосылки для реформирования содержания и методики дисциплинарной информационно-корректирующей подготовки парламентариев фракций и групп и повышения ее качества; – создан методический инструментарий для оперативной и углубленной оценки состояния профессиональной парламентской дисциплины фракций и групп парламента; – разработана система психологического обеспечения профессиональной дисциплинарной деятельности руководителей парламента и фракций, психологической помощи всем парламентариям; – представлен комплекс оценочных процедур дисциплинарной деятельности должностных лиц парламента и его фракций. Положения, выносимые на защиту: 1. Теоретические и методологические основы концепции развития системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности позволяют определить исходную базу формирования гипотезы, направления и модели развития профессиональной дисциплины и способствуют достижению стабильности в гражданском обществе и государстве. 2. Многофакторная концепция системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, в которой рассматриваются элементы (индивиды, регионально-электоральные группы гражданского общества, парламент, государство) базовой модели развития системы профессиональной дисциплины с позиций предпочтений потребностей и требований гражданского общества, устанавливает подчинение этих элементов целям стабильного поступательного взаимодействия и обосновывает необходимость использования комплексных дополнительных «качественных» инструментов стабилизации. 3. Психогенез профессиональной дисциплины парламентской деятельности, пути современной корректировки методологии, заключающиеся в снижении уровня абстракции и позволяющие определять исходную базу методов системного моделирования и учитывать специфику периода становления дисциплинарной парламентской деятельности и установить взаимосвязь с индивидами и регионально-электоральными группами гражданского общества. 4. Институциональная составляющая стабильной дисциплинарной парламентской деятельности в условиях развития гражданского общества на современном этапе является центральным элементом и раскрывается через призму теории психологии парламентской деятельности в триединой взаимосвязи “индивид – регионально-электоральная группа гражданского общества – парламент”. Модели, отражающие указанную взаимосвязь, позволяют максимально увеличить эффективность социально-психологических характеристик личностно-профессиональной и нормативной саморегуляции парламентского поведения депутатов, выявить особенности индивидуальной и групповой профессиональной дисциплинарности парламентской деятельности. 5. Формирование многофакторной концепции профессиональной парламентской деятельности, заключающейся в применении маркерной, многокритериальной функции, в реализации системной дисциплинарной стратегии, выступает как социально-психологические требования эффективного влияния на характер деятельности парламентариев, создание комплексных условий для нормативного устойчивого парламентского порядка. 6. Теоретические основы моделирования стабильной системно-дисциплинарной парламентской деятельности, устойчивого развития в долгосрочной перспективе позволяют определить социально-психологические условия повышения профессионально-дисциплинарного уровня на основе реформирования системы профессиональной дисциплинированности парламентариев. Они дают возможность сделать практические выводы и рекомендации по трем взаимосвязям психологического обеспечения и коррекции процессов функционирования, развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Апробация и внедрение основных результатов работы исследования. Основные положения исследования могут быть использованы должностными лицами парламента при выработке управленческих решений, профессорско-преподавательским составом ВУЗов при подготовке психологов и других специалистов для органов, обеспечивающих деятельность структур системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Данные, полученные в ходе исследования, целесообразно использовать в преподавании дисциплины "Социальная психология". Результаты исследования нашли отражение в монографиях, в учебном пособии для студентов и аспирантов, в опубликованных научных статьях. Выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры психологии труда и социальной акмеологии Российского государственного социального университета, доведены до сведения Федерального Собрания Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации. Материалы диссертации отражены в 44 публикациях объемом более 145,5 печатных листов. Содержание указанных работ автора подтверждает их соответствие теме диссертации. Структура диссертации соответствует логике исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы (367 наименований). В текст работы включены 26 таблиц, 16 диаграмм. 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Во введении изложена проблема исследования, обоснованы его актуальность и целесообразность проведения, рассмотрены основные характеристики научного аппарата – объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, положения, выносимые на защиту, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Первую главу «Научные основы профессиональной дисциплины современного парламентаризма» автор начинает с анализа методологических вопросов профессиональной дисциплины парламентской деятельности. В диссертации показано, что методология исследований парламентской деятельности неразрывно связана с комплексом исследований психологии политических регионально-электоральных групп их представителей, лидеров, парламентариев, парламентских общностей и властного психологического влияния институтов государства на парламентскую деятельность. Обращаясь к вопросам методологии оценок образования и деятельности системы профессиональной дисциплины, автор отмечает общность маркерной базы взаимосвязей электоральных полей, регионально-электоральных групп и профессиональной дисциплинарной системы парламентской деятельности. Многонациональность, многоконфессиональность, многопартийность населения (электората) России порождает разнообразную палитру предпочтений, интересов, потребностей и требований; именно идеологические общности формируют различные объединения, вписывающиеся в групповые маркеры. С этими обстоятельствами связаны, во-первых, исследования различных, в том числе профессиональных, характеристик общения, контактов, складывающихся между индивидами и группами индивидов; во-вторых, возможность определиться в подходе к существу профессиональной дисциплины как групповому образованию. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности представляет собой меру соответствия поведения парламентариев нормативам политических регионально-электоральных групп, специфическим маркерам, определяющим нормативность, профессию, специальность, а также и властное психологическое влияние институтов государства. Это подтверждает то, что профессиональная дисциплина присуща индивидам-парламентариям, составляя их специфические индивидуальные и групповые маркеры качества, проявляющиеся в ситуациях нормативно-правового регулирования. Маркеры качества (профессиональная дисциплинированность) характеризуют: а) общественно полезную ориентированность индивида-парламентария, личности (группы); б) уровень внутренней организованности умственной, эмоционально-мотивационной и психомоторной активности парламентариев и соответственно внутрипарламентской деятельности, межличностных и межгрупповых отношений. В диссертационной работе показано, что теоретической базой практического профессионального дисциплинирования парламентариев и парламентской деятельности служит комплекс наук, в котором место психологии еще не определено, но интерес к ней увеличивается вместе с ростом информационного вооружения цивилизации. Прикладная роль психологии состоит в разрешении практических психологических проблем, возникающих в профессиональных дисциплинарных системах. В этой связи рассмотрены следующие методологические вопросы психологической детерминации профессионального дисциплинирования: – условия эффективности мер профессионального парламентского дисциплинирования; – механизм воздействия норм и положений нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, на психологию парламентария, фракции, парламента; – причины индивидуальной и групповой парламентской недисциплинированности. При анализе генезиса и современного состояния предмета исследования в работе отмечено, что система профессиональной парламентской деятельности сформировалась на идеях и традиционных нормах общественной морали и нравственности гражданского общества, известных еще в цивилизациях древности, а также на конституционных принципах, стратегии законодательной деятельности – эти ограничители в значительной мере влияют на психологию парламентариев. |