Delist.ru

Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)

Автор: Савченко Иван Сергеевич

Результаты исследований парламентской деятельности свидетельствуют о заметном несоответствии подготовки многих депутатов решаемых ими современных задач. Итоги самооценки готовности к реализации парламентских функций показывают, что 38% депутатов в реальных условиях способны их выполнять с трудом. Это свидетельствует о недостаточной сформированности социально-психической и профессиональной основы эффективной парламентской деятельности. Почти 85% депутатов указали на отставание практики профессиональной депутатской деятельности от новых требований и научных рекомендаций, отмечая в числе причин данного явления именно несоответствие уровня развития личностно-профессиональных качеств и состояния профессиональной дисциплины.

Нами выявлен недостаточный уровень сформированности общекорпоративной парламентской культуры и овладение системным подходом в парламентской деятельности. Имеет место также низкий уровень мотивации к профессиональному самосовершенствованию и самодисциплинированию. Недостаточно изучен социально-психологический компонент парламентской деятельности и место в ней профессиональной дисциплины. Установлено, что это прежде всего не позволяют обеспечивать повышение уровеня эффективности парламентской деятельности и авторитета парламентариев в обществе.

Таким образом, социально-психологическое исследование профессиональной дисциплины парламентской деятельности обусловлено острой практической необходимостью и призвано обеспечить кардинальное улучшение миссии субъектов представительной власти. С одной стороны, важно учитывать психологию внешних и внутренних властных воздействий на парламентскую деятельность, а с другой стороны, определять характер ее влияния на сознание, психологию, общественное мнение, социально-психологическую жизнь в гражданском обществе, положение социальных группах и состояние конкретного человека. Активно проявляют себя политические и государственные институты власти, сказывается на это и стиль парламентской деятельности, взаимодействия, общения и личностно-профессиональный опыт конкретного парламентария, парламентской группы, которые обусловлены социально-политическими и экономическими условиями жизни и уровнем развития общества.

Парламентская деятельность осуществляется в континууме взаимодействии общественных и политических институтов и строится на основе межличностных взаимоотношений ее субъектов. Представляется логичным рассмотрение системы профессиональной дисциплины парламента в контексте властных полномочий. Поскольку в системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности политические властные претензии гражданского общества в определенной мере реализуются через полномочия государственной власти, через парламент, поэтому в диссертационном исследовании учитывался характер, а также особенности политической и государственной власти.

В системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности сочетаются политические полномочия с государственной властью, получившей функции осуществления охраны и создания условий развития гражданского общества. Полем действия государственной власти являются государство и его органы.

Государство является институтом гражданского общества, власть в нем распространяется на правовой основе, обеспечивающей нормальное его функционирование и развитие. В этом смысле она сохраняет психологическую установку Конституции РФ, склада предпочтений, потребностей и требований гражданского общества. Государственная власть призвана обеспечить управление делами общества и государства, публичный характер полномочий, их открытое и гласное осуществление, исключительное право на принятие нормативных актов, общеобязательных для всех субъектов властных отношений, право на использование средств государственного принуждения в случае неисполнения или нарушения требований нормативного акта, а на федеральном уровне - право на присущий государственной власти суверенитет.

Непосредственными субъектами государственной власти выступают федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации или их уполномоченные в пределах, обозначенных Конституцией Российской Федерации. Политическая власть имеет те же границы, что и государственная власть, но в отличие от нее получает полномочия от гражданского общества, от общественных организаций, движений, партий, групп и граждан. Последние десятилетия строительства государственности в России изменили подходы к формированию гражданского общества и правового государства, что вызывает необходимость переосмыслить роль и значение политических и государственных институтов.

Государство по нормам Конституции РФ призвано служить гражданскому обществу, быть гарантом личных прав и свобод человека, гражданина. При этом государство в лице системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности не утрачивает такого важнейшего правомочия, как законо- и нормотворчество.

Парламент как политический институт – производная гражданского общества, одна из ветвей государственной власти, активно способствует установлению связи между государственными институтами власти и гражданским обществом, определению способов влияния на государство и содержание его действий с учетом предпочтений, потребностей и требований граждан.

Организации, партии, общественные объединения и другие субъекты общества обладают установленными законом властными полномочиями по отношению к государству и его органам. Эти полномочия есть политическая власть, которая осуществляется гражданским обществом в том случае, когда необходимо оказывать воздействие на процесс формирования государственных органов власти и давление на них.

Важной миссией политической власти гражданского общества являются: утверждение Конституции РФ, определение идеологических и психологических мотивов, основ общения, действия, деятельность, взаимодействия в гражданском обществе и государстве; выборы Президента РФ, выборы и формирование органов государственной власти, включая Федеральное Собрание РФ, депутатского корпуса федерального и регионального уровней. Следовательно, политическая власть гражданского общества определяет формирование и развитие государственной власти как гаранта реализации его целевых установок, стремлений и претензий.

Особое место в структуре власти Российской Федерации занимает система представительной власти. В ней представители регионально-электоральных групп в общении и взаимодействии вырабатывают свои идеи, социальные представления, убеждения, предпочтения, потребности, требования и общественное мнение как проявление массового сознания, которое определяет содержание парламентской деятельности и ее результаты.

Нормативно-правовые акты являются результатом парламентской деятельности и воплощают в себе идеи, общественное сознание, мнение предпочтения, потребности, требования, психологические установки больших и малых групп, лидеров и других субъектов гражданского общества. Они, а также нелегитимные институты, определяют направление и порядок общественного развития, состояние гражданского общества, государства, парламента и других реальных институтов, детерминируя в свою очередь характер и особенности профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

В динамике развития профессиональная дисциплина парламентской деятельности изменяется, сохраняя свою актуальность, принимает новые формы и требует новых решений. Интересы повышения эффективности парламентской деятельности диктует необходимость проведения системного анализа психологии парламентариев, их труда, взаимоотношений и взаимосвязей, с учетом которых представляется возможным построение дисциплинарной системы, выступающей социально-психологическим механизмом оптимизации этой деятельности.

Для ее системного оценивания требуется наличие критериального оценочного основания, которое могло бы включать маркеры, как принимаемую систему критериев, показателей и уровней для оценки эффективности парламентской деятельности и ее механизма - профессиональной дисциплины. Они могут быть разработаны с учетом достижений социальной психологии и охватывать существенные признаки профессиональной дисциплины общего, частного и единичного характера личностно-профессионального, социально-психологического и общеполитического характера. При этом важно учитывать недостаточную разработанность проблемы психологического воздействия гражданского общества, регионально-электоральных групп и других институтов власти на профессиональную дисциплину парламентской деятельности.

Все это определяет практическую важность проблемы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, социально-психологического исследования и разработки концепции развития. Проведенный анализ показывает фрагментарность психологической теории профессиональной дисциплины парламентской деятельности, незавершенность определения закономерностей нормативной регуляции профессионального поведения и механизмов интеграции норм в структуру парламентской дельности, а также потребность совершенствования существующего комплекса средств и условий профессиональной дисциплины как на тактическом, так и на стратегическом уровнях. Эти факторы обусловили целесообразность диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Профессиональная дисциплина как социально-психологическая проблема постоянно находится в сфере внимания ученых. Однако в области парламентской деятельности, особенно применительно к представительной власти федерального уровня, профессиональная дисциплина целенаправленно не исследовалась психологической наукой. До настоящего времени она остается недостаточно изученной и требует проведения системных исследований всех основных сторон - общественно-психологического статуса субъектов парламентской деятельности, регионально-электоральных групп, определяющих профессиональную психологическую готовность и подготовленность к осуществлению парламентской деятельности.

Для исследования профессиональной дисциплины парламентской деятельности полезными являются результаты анализа основных областей психологии, в которых изучались важные для нас проблемы.

В разработку социально-психологических характеристик, технологии, условий и факторов различных видов профессиональной деятельности заметный вклад внесли В.И. Аснин, В.Г. Зазыкин, Д.Р. Кадырбаева, И.А. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, П.В. Малиновский, Е.К. Нурпеисов, К.К. Платонов, В.Ф. Пирожков, Ю.П. Поваренкова, Г.М. Потанин, В.В. Путилин, А.П. Ситников, А.А. Смирнов, В.Д. Харченко и др.

Важным фактором эффективной профессиональной деятельности выступает профессионализм ее субъектов. Приоритет развития личности в системе профессионализации, а также проблемы направленности личности, ее профессионального самоопределения, профессиональной готовности рассматривались в трудах многих ученых. Прежде всего полезными для исследования явились положения и выводы Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, В.П. Беспалько, Е.И. Головаха, С.И. Зиновьева, З.Ф. Есарева, Е.А.Климова, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, А.Т. Ростунова, Л.А. Рудкевича, В.Д. Шадрикова и др.

В контексте социальной психологии осуществляется изучение условий и факторов развития профессионализма и оптимизации профессиональной деятельности, выявляются аспекты взаимосвязи профессионализма и продуктивности творческой самореализации в деятельности кадров. Профессиональная направленность рассматривается как социально обусловленная подструктура личности, связанная с прогрессивным развитием человека, мотивации его активности как субъекта профессиональной деятельности. Этот аспект проблемы исследуется в диссертации с учетом результатов, которые представили в своих Е.И. Богданов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, О.В. Москаленко, А.А. Реан, И.Н. Семенов, Ю.В. Синягин, Е.А. Яблокова и др.

Для дальнейшего анализа проблемы имеют принципиальное значение результаты исследований, посвященных формированию дисциплинарных основ профессиональной деятельности, полученные такими учеными, как А.А. Бодалев, Н.В. Борисенко, А.Д. Глоточкин, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, А.И. Китов, Е.А. Климов, Л.Г. Лаптев, В.А. Макаров, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Э.П.Утлик.

Выявившиеся в настоящее время закономерности развития профессиональной дисциплины в профильной деятельности маркерами нормативности задают требования по дальнейшему развитию парламентской деятельности и повышению уровня дисциплины парламентариев.

Многообразие представительства в системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности, организационно оформившегося в политические фракции и группы, создает противоречия в представлениях о путях развития государства и гражданского общества. Это обстоятельство влияет на психологию парламентариев и качество их профессиональной деятельности.

Особо следует отметить недостаточную изученность психологии системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, формирующейся под влиянием регионально-электоральных групп гражданского общества, институтов государства и межличностного взаимодействия. Важное место в изучении психологии парламентариев и системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности занимают исследования, позволившие оценить основы предпочтений, потребностей и требований, деятельностной мотивации всех частей гражданского общества по проблемам законотворчества в Российской Федерации.

Для социальной психологии определенный интерес имеют данные, показывающие сущностные особенности парламентской деятельности, раскрывающие характер и роль в ней профессиональной дисциплины субъектов данной деятельности, характеризующие различные предпочтения и требования к профессиональной дисциплине, место и роль мотивации парламентского труда, существенные психологические качества парламентариев и фракций, социально-психологические условия развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, на основе которых представляется возможным уточнить понятия и категории социальной психологии. Отдельные социально-психологические характеристики данной стороны анализируемой проблемы, полезные для дальнейшего системного исследования содержатся в трудах В.М.Герасимова, Г.В.Грачева, А.А.Деркача, А.С.Карпенко, В.Г.Зазыкина, В.Б. Ольшанского, А.С.Толочека, Утлик Э.П., В.Е.Хиценко, Е.Б.Шестопал и др. В целом для развития социально-психологических знаний полученные результаты этих исследований носят фрагментарный характер и не позволяют раскрыть сущностные характеристики феномена профессиональной дисциплины парламентской деятельности и обосновать концепцию ее развития в современных условиях.

Таким образом, исходя из высокой практической значимости рассматриваемой проблемы для современных условий функционирования профессиональной дисциплины парламентской деятельности и недостаточной ее научной разработанности, была определена тема диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная деятельность субъектов политической и государственной власти.

Предмет исследования: формирование профессиональной дисциплины парламентской деятельности субъектов политической и государственной власти.

Цель исследования: выявление сущности, механизмов и особенностей профессиональной дисциплины парламентской деятельности, с учетом которых разработка социально-психологической концепции ее развития.

Гипотезы исследования. Реальное состояние функционирования институтов представительной власти не в полной мере соответствует ожиданиям и требованиям электората российского гражданского общества. Основные причины недостаточно эффективного влияния парламента на различные стороны жизни общества обусловлены неразрешенностью существенных противоречий в парламентской деятельности, которые могут более успешно разрешаться на основе развития профессиональной дисциплины, улучшение которой возможно в рамках конструктивной дисциплинарной системы. Создание и привлечение социально-психологического потенциала конструктивной дисциплинарной системы основывается на социально-психологической концепции, раскрывающей сущностные признаки, механизмы, закономерности, тенденции и условия ее эффективного функционирования. Это во многом будет определять действенность личностно-профессиональной и нормативной саморегуляции парламентского поведения депутатов, индивидуальной и групповой профессиональной дисциплинарности индивидуальной и совместно парламентской деятельности.

Системная оценка, учитывающая влияние основных внутренних и внешних факторов, и оптимизация структур дисциплинарной системы в интересах повышения эффективности ее влияния на деятельность парламентариев необходимы и могут быть достигнуты при наличии инновационного оценочного основания, создании социально-психологических условий по психологическому обеспечению и коррекции процессов функционирования и развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

Задачи исследования:

1. Уточнить направления исследования и обосновать методологию исследования системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

2. Исследовать психосоциогенез и современное состояние профессиональной дисциплины парламентской деятельности и определить сущностные признаки, социально-психологические особенности и механизмы ее функционирования, с учетом которых разработать социально-психологическую концепцию ее развития как дисциплинарной системы.

3. Проанализировать современные тенденции и социально-психологические особенности профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

4. Экспериментально изучить социально-психологические характеристики личностно-профессиональной и нормативной саморегуляции парламентского поведения депутатов, выявить особенности индивидуальной и групповой профессиональной дисциплинарности парламентской деятельности.

5. Определить социально-психологические условия равзития профессиональной дисциплины парламентской деятельности на основе реформирования дисциплинарной системы, укрепления профессиональной дисциплинированности парламентариев.

6. Обосновать маркерное оценочное основание и социально-психологические требования к его использованию для определения эффективности влияния структур дисциплинарной системы на уровень профессиональной дисциплины и характер деятельности парламентариев.

7. Разработать практические рекомендации для организации эффективного социально-психологического обеспечения развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

загрузка...