Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)
Автор: Журавлева Татьяна Александровна
(состояние экономики и ее структурные пропорции, регулирование спроса и предложения, инвестиционный климат, структура накопления и потребления ВВП, состояние доходов юридических и физических лиц и другие элементы рыночной инфраструктуры) Рисунок 3. Формирование механизма налогового регулирования и его проявление на практике Из представленной схемы можно отметить, что регулирующий механизм налогообложения проявляется через функции налогов, принципы налогообложения, отдельные элементы налогов и формируемые налоговые отношения, реализуемые через систему экономических интересов субъектов рыночной экономики. Воздействие налогов на социально-экономические процессы дает мультипликационный эффект, что проявляется в росте налоговой базы и, соответственно, росте налоговых доходов. В диссертации обоснован новый подход к пониманию регулирующего налогового механизма, представляющего собой совокупность налогов, их элементов, налоговых отношений, который может выполнять регулирующую функцию только при достижении относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. С помощью данного механизма государство может осуществлять распределение и перераспределение доходов, стабилизировать развитие экономики. Регулирование экономики обеспечивается через стимулирование или сдерживание экономических последствий рыночной деятельности с помощью налогов. В диссертации сформулированы условия реализации и развития регулирующей роли налогообложения, которые проявляются через приоритетные направления в налогообложении и применяемые методы: эффективная налоговая ставка, снижение налоговых ставок, использование льгот, отсрочка уплаты налогов, освобождение от налогов и ряд других. Автором рассмотрены направления совершенствования налоговых инструментов как фактора государственного влияния на стабильный экономический рост и сформулированы предложения по оптимизации налогообложения с целью его содействия экономическому росту как стране, так и в субъектах Российской Федерации. Повышенное внимание уделяется мотивационной стороне налогообложения (выбор отраслей, секторов хозяйственного комплекса, экономических агентов, которым может быть предоставлен «зеленый коридор» в отношении уплачиваемых налогов); возрождение реального сектора экономики; сохранение бюджетно-налоговой иерархии при определении компетенции властей в налоговой сфере; разрешение проблем унификации налогообложения. Исходя из этого, в диссертации предлагаются способы усиления инвестиционно-регулирующей направленности налоговой системы, основанные на поощрении процессов накопления, что отражено на рисунке 4. +Из представленной схемы следует, что система налогообложения может воздействовать на: - развитие производства через ряд факторов, таких как уменьшение общего количества налогов, налогового давления; -рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и науки; - рост доходов населения через выведение из-под обложения сумм доходов, равных прожиточному минимуму. Рисунок 4. Роль системы налогообложения в обеспечении экономического роста страны Все эти составляющие, обеспечив одновременно и рост бюджетных доходов за счет увеличения налоговой базы (развитие производства, привлечение к обложению налогоплательщиков из «теневого» сектора экономики, рост доходов физических лиц и т.д.), будут способствовать экономическому подъему в России. 2.2.Показатели эффективности налоговой системы Одним из важных критериев оценки эффективности налогового механизма является оптимальный уровень налоговой нагрузки. Изменение тяжести налоговой нагрузки российской налоговой системы в период реформирования экономики (1992 - 2007 гг.) носили циклический характер и только в 2002-2005 году сделаны серьезные шаги по снижению налогового давления. Анализ уровня налоговых изъятий свидетельствует о том, что для стран с социально-ориентированной экономикой (Германия, Швеция, Дания и другие) характерен высокий уровень такого изъятия - от 42% до 54% в ВВП, компенсируемый широким спектром общественных благ, предоставляемых государствами своим гражданам. Сегодня российская экономика по-прежнему испытывает трудности, связанные с значительной долей убыточных предприятий (около 30%), неравномерным распределением налогового бремени, уклонением многих субъектов рынка и сфер бизнеса от налогообложения. Все эти факты свидетельствуют о неэффективности налоговой системы России и ее неадекватности проводимым рыночным преобразованиям. Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки на макро- и микроэкономическом уровнях (доля налоговых доходов в ВВП, эффективная налоговая ставка) позволил сделать выводы о возможности и сферах их применения: а) на макроуровне приоритетным может быть отношение начисленных (поступивших) налогов к чистому доходу общества, что позволяет определить налоговую нагрузку относительно источника уплаты налогов. б) на микроуровне - для хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм расчет налоговой нагрузки осуществляется к выручке от реализации продукции, к вновь созданной (добавленной) стоимости и цене реализации продукции. Автором в работе проиллюстрировано исчисление налоговой нагрузки во вновь созданной стоимости для хозяйственных субъектов Орловской области, что отражено в таблице 3: Анализ полученных данных свидетельствует, что относительная налоговая нагрузка во вновь созданной стоимости в 1999 году по сравнению с 1998 годом снизилась на 14,93% в связи с увеличением стоимости, создаваемой на производстве за счет роста прибыли хозяйствующих субъектов на 3691,3 млн. руб., фонда оплаты труда на 1319 млн. руб. Результаты 2000 и 2001 года свидетельствуют о наметившейся тенденции по снижению налоговой нагрузки с 39,55% (1999г.) до 33,50% (2000г.) и 32,00% (2001г.), что объясняется тем, что прирост налоговых отчислений к предшествующему году составил меньшую величину (+67,6% в 2000г. и +34,3% в 2001г.) нежели прирост вновь созданной стоимости (+97,9% в 2000г. и +37,0% в 2001г.). Таблица 3 - Оценка налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам Орловской области в 1998-2006гг. Показатели 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Уровень налоговой нагрузки во вновь созданной стоимости ,% 54,48 39,55 33,50 32,00 33,69 35,87 33,84 29,88 36,49 В 2002 году относительная налоговая нагрузка по юридическим лицам увеличилась по отношению к 2001 году на 1,69%, в 2003 году на 2,18% по сравнению с 2002 годом. И это несмотря на значительное снижение налогового изъятия из прибыли. В 2004 году налоговая нагрузка снижается на 2,03%,а в 2005 году еще дополнительно на 3,96%. Полученные результаты свидетельствуют о снижении налоговой нагрузки на предприятия, что отражается в преобладающих темпах роста вновь созданной стоимости (109,6%) над налоговыми выплатами юридических лиц (94,5%). Однако в 2006 году полученные данные свидетельствуют о других процессах – о повышении налоговой нагрузки на реально-действующие предприятия, отчитывающиеся перед налоговыми органами и уплачивающие налоги по результатам своей деятельности. Результаты хозяйствования заметно ухудшаются, что проявляется в сокращении такого показателя как прибыль хозяйствующих субъектов до налогообложения - на 1382,4 млн. рублей. Данная методика более проста по сравнению с другими и позволяет учитывать материальные затраты предприятия, амортизацию, а также результат от внереализационных операций. Поэтому расчет данного показателя для юридических лиц необходимо внести в «Отчет о финансовых результатах», что позволит определить общую налоговую нагрузку на предприятие с соотнесением ее с показателем вновь созданной стоимости на производстве. Данный показатель должен быть введен в налоговую практику как обязательный для оценки налоговой нагрузки и фактической способности плательщика к уплате налогов (Ст. 3 Налогового кодекса). Диссертантом предложен алгоритм налогообложения хозяйствующих субъектов, с помощью которого возможно выполнить количественную и качественную оценку налогового бремени организаций и определить: удельный вес налоговых выплат( начисленных или фактически уплаченных) в валовом доходе и вновь созданной стоимости; удельный вес косвенных налогов в валовой выручке и вновь созданной стоимости; структуру налоговых выплат; реальная доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения; удельный вес чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в прибыли до налогообложения и другие. Использование предлагаемой методики позволяет произвести количественную и качественную оценку налогового бремени с выявлением факторов, влияющих на результаты деятельности организаций. В условиях рыночной экономики налоговая система должна преследовать не только количественные (фискальные), а, прежде всего, качественные цели – формировать эффективный налоговый механизм, который наряду с обеспечением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в тоже время в максимальной мере регулировал бы развитие рыночной экономики. 2.3.Оценка функциональной эффективности налоговой системы с позиций ее адекватности хозяйственным процессам Качество системы налогообложения проявляется через ее эффективность: экономическую и социальную. Социально-экономическая эффективность налогообложения основывается на системе налоговых отношений и уровне развития производительных сил в процессе удовлетворения материальных потребностей в обществе. Социальная эффективность выступает составной частью социально-экономической и отражает воздействие мер экономического характера на формирование социальной среды и социального образа жизни граждан. Нами показано, что эффективность налогообложения – это сложное понятие, сводимое к народнохозяйственной эффективности налогообложения и внутриотраслевой эффективности. Внутриотраслевая эффективность определяется через соотношение приращения полученного экономического результата (налоговых доходов) к понесенным затратам, т.е. в основном это показатель оценки фискального проявления системы налогообложения. Народнохозяйственная эффективность характеризует целостное воздействие системы налогообложения (в т.ч. регулирующее) на экономическое и социальное развитие и проявляется через экономическую, включая внутриотраслевую и социальную эффективность. Социальный эффект налогообложения проявляется : - в сумме чистых доходов, получаемых после уплаты всех налоговых платежей хозяйствующими субъектами и населением; - в улучшении благосостояния всех членов общества; - в повышении уровня налоговой культуры. |