Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)
Автор: Журавлева Татьяна Александровна
- ориентация налоговой системы на поддержку реального сектора экономики и малого предпринимательства как в целом, так и отдельных регионах с помощью внедрения особых экономических зон со специальным (льготным) режимом налогообложения, использованием особых инвестиционной и экологической льгот по налогу на прибыль; - повышение роли ресурсных платежей за добычу и реализацию на экспорт природных ресурсов; - снижение ставки по единому социальному налогу до 20% и снижение налога для субъектов малого бизнеса; - по единому налогу на вмененный доход более обоснованное установление базовой доходности и коэффициентов. Новая концепция реформирования налогообложения заключается в системном подходе по созданию эффективного налогового механизма, ориентированного на ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Систему предложений автора отражает таблица 7. Таблица 7 - Рекомендуемые изменения в законодательстве по отдельным налогам Налог Характер предлагаемых изменений 1. Налог на добавленную стоимость 1.Уточнение налоговой базы по налогу за счет выведения из-под налогообложения элементов не относящихся к «добавленной стоимости»- амортизационных отчислений; авансовых платежей в счет предстоящих поставок и других, искажающих назначение налога; 2.Полное освобождение от налога операций, направленных на стимулирование экономического подъема промышленного и сельскохозяйственного производства (но не для крупных сельхозпроизводителей); 3.Строгая регламентация доли налога, остающейся субъектам РФ; 4.Поэтапное снижение НДС до уровня ставок налога в странах с развитой рыночной экономикой (12-14%) и смещение его в сферу обращения, т.е переход к налогу с продаж. 2. Акцизы отдельные группы и виды товаров 1.Уточнение перечня подакцизных товаров ( в том числе исключение из этого перечня парфюмерно-косметической продукции, содержащей спирт); 2.Упорядочение повышения ставок акцизов в пределах инфляционного ожидания на предстоящий бюджетный год; 3.Постепенное восстановление монополии государства на продажу топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, ликероводочных и табачных изделий с допуском коммерческих структур к продвижению подобной продукции на рынок и выплатой комиссионного вознаграждения до 1-2%; 4.Более четкое разграничение полномочий по взиманию акцизов между звеньями бюджетной системы, закрепив твердые обязательства за регионами Продолжение таблицы 7 3. Налог на прибыль 1.При фиксированном пределе рентабельности на продукцию предприятий - монополистов, его превышение облагать прогрессивным налогом, носящим конфискационный характер - налогом на сверхприбыль; 2. Создание общего инвестиционного фонда (по опыту Швеции), за счет постепенного накопления части прибыли предприятиями на специальных счетах для закупки нового оборудования, финансирования расходов по НИОКР. В случае изъятия средств фонда и направления их на другие цели целесообразно применять систему штрафов и подвергать обложению расходуемые суммы; 3. Расширение прав предприятий в применении амортизации (обычной и ускоренной) с одновременным контролем за использованием амортизационных отчислений; 4.Введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль для холдингов; 5.Переоценка балансовой стоимости основных средств с целью соответствия их рыночной стоимости ; 6. Освобождение от налога на прибыль движения материальных и финансовых ресурсов внутри одного юридического лица и между материнскими и дочерними предприятиями. 4. Налог на добычу полезных ископаемых 1. Повышение роли ресурсных платежей и увеличение налоговых платежей за добычу и реализацию на экспорт природных ресурсов при установлении лимитов на экспорт природных ресурсов. 2.Применение льготного налогообложения при ведении поиска новых месторождений природных ресурсов и их разработку. 3. Предоставлять право субъектам РФ принимать участие в определении норм и ставок подобных отчислений. 5.Налог на доходы физических лиц Окончание таблицы 7 1. Требует пересмотра система льгот по подоходному налогу: - для соблюдения принципа равенства и социальной справедливости необходимо ввести необлагаемый минимум, соответствующий прожиточному минимуму, а не минимальной заработной плате (или твердой сумме), установленной в соответствии с Законом, которая как правило в 5 раз ниже рекомендуемого. Причем необходимо использование дифференцированной величины прожиточного минимума в зависимости от региона проживания плательщика. - сокращение различного рода льгот, связанных с выведением определенной суммы зарплаты, необоснованно установленных (так, например, у «чернобыльцев» ежемесячно вычитается из дохода 3000 рублей», а у «афганцев» – 500 рублей); - введение льгот, стимулирующих отчисления средств на социальные цели, а также поощрение капиталовложений в производство; - кроме вышеперечисленных льгот следует вычитать из облагаемого совокупного дохода непредвиденные расходы: затраты на профессиональное обучение как самого физического лица, так и его детей (подобный порядок установлен в Германии, где принимается во внимание проживание обучающегося лица, т.е. или в домашних условиях или в другом городе); затраты на пребывание в интернате и паушальные (твердые) суммы на содержание инвалидов в зависимости от степени и вида инвалидности; затраты в случае потери кормильца. С введением подобной системы обложения возможно составление деклараций в раздельном или семейном начислении (с учетом корректировки необлагаемого минимума, сумм непредвиденных расходов и т. д.) 2.Отмена налога на доходы физических лиц по операциям по вкладам в банках, что снижает инвестиционную активность населения. 3. Отказ от подоходного налога с суммы заработной платы, выплачиваемой работникам бюджетной сферы. 4.Организация должного учета налогоплательщиков, получающих доходы от сдачи внаем квартир и других жилых и нежилых помещений. 5.Установление повышенной ставки подоходного налога на доходы руководителей предприятий, превышающих паритет в заработной плате с наемными работниками (5:1). 6.Переход к семейному декларированию налога на доходы физических лиц; |