Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)
Автор: Журавлева Татьяна Александровна
-стимулирование качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, производимых на территории региона; - повышение качества граждан, проживающих в регионе; - создание барьеров для препятствования перетока капиталов за рубеж (для Орловской области это актуально, так как данный регион имеет специализацию на развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В связи с этим в регионе необходимо разработать целевую программу по определению стимулирующей региональной налоговой политики, направленной на развитие именно этих отраслей); развивать законодательное и правовое поле предпринимательской деятельности; осуществить переход от политики подавления доходов к политике их взращивания; ввести налоговый механизм стимулирования научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок (НИОКР) на предприятиях региона, позволяющий относить расходы на НИОКР к текущим затратам и в течение года списывать затраты. В настоящее время в регионах обычно применяется лишь механизм использования инвестиционного налогового кредита, предполагающий экспертизу инвестиционных проектов, соответствующие бухгалтерские проводки; создание единого кадастра недвижимости и земель, принадлежащих собственникам. Для совершенствования регионального налогового законодательства необходимо произвести его корректировку в рамках имеющихся полномочий (таблица 6): Таблица 6 - Рекомендуемые изменения в региональном законодательстве по отдельным налогам Налог Характер предлагаемых изменений 1.Транспортный налог 1.Дифференциация ставок транспортного налога для физических и юридических лиц, а также в зависимости от страны происхождения автомобиля (т.е. увеличение должно коснуться иностранных автомобилей); 2.Предусмотреть возможность применения повышающего коэффициента к ставке данного налога при предельном сроке эксплуатации автомобиля ( более 10 лет). 2. Поимущественные налоги (с юридических и физических лиц) на недвижимость 1.Формирование интегрального кадастра объектов недвижимости по различным категориям (государственная недвижимость; личная недвижимость; недвижимость организаций ; объекты незавершенного строительства); 2.Установление дифференцированных ставок налога на недвижимость для юридических и физических лиц; 3.Введение «налоговых каникул » вновь создаваемых производств ; 4.Установление базовой ставки налога для физических лиц на уровне 0,36-0,47 % от рыночной стоимости; 5.Использование повышающих коэффициентов по недвижимости, расположенной в пределах городской черты или вблизи ее (в пределах 15 км); 6Использование повышающих коэффициентов при строительстве жилых домов повышенной этажности (выше 2-го этажа); 7.Введение необлагаемого минимума в 200 тыс. рублей для героев Советского Союза ,Российской Федерации, инвалидов детства, инвалидов 1, 2 групп и др. категорий; 8.Использование повышающих коэффициентов при превышении норм жилой площади на семью (на семью из трех человек 50-60 кв.м). 3.Земельный налог 1.Организовать учет налогоплательщиков земельного налога; 2.Наладить тесную взаимосвязь с регистрирующими органами, ведущими учет собственников жилья и недвижимости; 3.Ревизия подведомственных земель местными органами власти и выявление невостребованных земель; 4.Применение местными органами власти экономически обоснованных ставок и льгот по налогу; 5.Для местных органов власти закрепить периодичность пересмотра кадастровой стоимости земли и порядок разрешения споров, Окончание таблицы 6 связанных с оценкой земель; 6.Закрепить методологический подход по установлению арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельных участков ; 7.Внести поправки в Жилищный кодекс РФ в части возникновения права общей долевой собственности на земельный участок с соответствующей регистрацией этого права; 8.Уточнить порядок уплаты земельного налога в случае пользования земельным участком, но при отсутствии зарегистрированного права на него. В области финансов, денежного обращения и кредита-08.00.10: 10. Модель оптимизации налогового механизма, функционирующего в России В работы раскрываются организационно-экономические условия реформирования налоговой системы в России. Налоговая модель формировалась по образцу налоговых моделей зарубежных стран (Германии, Франции, США), что проявилось в структуре налогового механизма, введении налогов в соответствии с принципом государственного устройства, использовании новых для России налогов при создании налоговой модели и значительном реформировании ранее существующих: налогов. Сложность осуществления налоговой реформы (начало 1990 годов и первая половина 2000 годов) обусловлена несоответствием ставок основных налогов (НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц) состоянию российской экономики, что проявляется в сложной процедуре определения облагаемой базы (налог на прибыль, НДС и другие), в уклонении от налогов, негативном отношении к системе налогообложения. Ключевые направления данного подхода можно свети к следующему: - снижение налогового бремени на общую выручку предприятия посредством постепенного снижения НДС; -увеличением роли поимущественных налогов (установление прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на недвижимость); |