Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях (02.10.2007)
Автор: Журавлева Татьяна Александровна
Доля налогов от сельскохозяйственных производителей в 2005 году составила 1,9 %, что на 0,4 % больше, чем в 2004 году и на 1,1 % больше чем в 2003 году. Несомненно, это положительный результат, так как Орловская область – это регион с преобладанием в экономике именно сельскохозяйственного производства в силу сложившейся специализации. Таблица 5- Поступление налогов по Орловской области по основным видам экономической деятельности в 2005- 2006гг. Виды деятельности 2005 2006 Отклонение (+;-) Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельный вес, % По сумме, млн. руб. По удельному весу, % 1 2 3 4 5 1.Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 2. Добыча полезных ископаемых 431,4 6,1 4,3 0,1 548,5 12,1 4,8 0,1 +117,1 +6,0 +0,5 3. Обрабатывающие производства 4. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 5. Рыболовство, рыбоводство 6. Транспорт и связь 7. Строительство 8. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта 9. Гостиницы и рестораны 10. Финансовая деятельность 11.Операции с недвижимым имуществом, аренда 12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности 13. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14. Прочие Итого: 3430,1 10063,0 34,1 100,0 3854,0 11317,5 34,1 100,0 +423,9 +1254,5 - На транспорт и связь в 2005 году приходится 13,8 % всех поступивших налогов в бюджетную систему области, что на 1,8 % меньше, чем в 2004 году и на 6,3 % больше, чем в 2003 году. Из сферы строительства в консолидированный бюджет поступило 10,0 % в 2005 году, что на 4 % больше, чем в 2004 году и на 13,7 % меньше, чем в 2003 году. В связи с активным развитием в исследуемом регионе торговли, общественного питания, ресторанного бизнеса удельный вес налогов из данной сферы увеличился в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 8,3 % и составили 18,8 %, а к 2003 году увеличение еще более существенное – на 12,3 %. Полученные результаты в отраслевом поступлении налогов Орловской области в целом отражают специфику экономического развития региона. В 2006 году увеличилась доля поступлений от хозяйствующих субъектов, занятых в торговле – на 4,4 % или 723,6 млн.рублей, по операциям с недвижимым имуществом – на 1,5% или 213,6 млн.рублей, по производству и распределению электроэнергии – на 0,5% или 117,1 млн.рублей. Но в тоже время сократились налоговые поступления из таких сфер, как «транспорт, связь» - на 3,4% или 212,2 млн. рублей из-за смены крупнейшими налогоплательщиками места регистрации; «строительство» - на 5,0% или 448,0 млн. рублей при общем наращивании темпов строительства в Орловской области. Полученные результаты в отраслевом поступлении налогов по Орловской области в целом отражают специфику экономического развития региона. Все эти приведённые результаты свидетельствуют о том, что хозяйствующие субъекты в Орловской области по-прежнему испытывают много трудностей при ведении деятельности, что и сказывается на ухудшении их общих результатов, включая уплату налогов, а также для экономики региона. Для совершенствования региональной налоговой политики, укрепления доходной базы регионов и одновременного устойчивого социально-экономического развития территорий можно предложить следующее: -последовательное снижение налогового бремени для хозяйствующих субъектов, имеющих особую значимость для региона (например, в Орловской области для предприятий, обеспечивающих экономическую самостоятельность региона (предприятия пищевой, перерабатывающей отраслей. Так,в Орловской области в Новодеревеньковском районе Санкт-Петербургская компания «Евросервис-Агро» планирует построить сахарный завод, комбикормовый цех и животноводческий комплекс, которые принесут немалую пользу региону и его жителям. Поэтому имеет смысл при размещении подобных производств предусмотреть налоговые льготы в части региональных и местных налогов: налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль( в части региональной ставки)); - поддержка отечественных производителей путем предоставления налоговых льгот, отсрочек налоговых выплат, инвестиционных налоговых кредитов, снижение ставок налогов в рамках имеющейся юрисдикции; - создание различных форм «налоговых оазисов» в определенных секторах региональной экономики или на отдельных территориях Особые экономические зоны местного значения организуются для реализации основных направлений в экономике региона: - рост реального сектора экономики регионов; - стимулирование эффективности использования экономических ресурсов региона; -стимулирование наращивания материально-технической базы и социальной инфраструктуры; |