Delist.ru

Философия любви: основания самореализации человека (01.07.2007)

Автор: Сабекия Раушана Бейсеновна

Во втором разделе диссертации «Онтология и гносеология любви: природа любви и ее познание в форме «Я – Ты»-отношения» решается задача выявления возможностей любви в преодолении эмпирической обособленности двух личностей путем достижения духовно-душевно-телесного «единосущия», в котором и через которое возможно обретение онтологических и гносеологических оснований самореализации человека. «Я – Ты»-связь выступает критерием истинности бытия, как единственно возможное ценностно-смысловое пространство подлинной самореализации человека. Именно в диалоге осуществляется метафизическое перетекание возможного и действительного в подлинное.

Третья глава «Любовь как онтологическое основание самореализации человека» посвящена обоснованию любви как механизма укоренения человека в бытии, «собирания» его из фрагментарности телесных и психических состояний и переживаний в целостность, включенную в тотальность бытия.

Использование категории «природа любви» здесь необходимо для выявления в процессе возникновения любви внутреннего источника ее зарождения и развития. В данном контексте речь идет об исследовании онтогенетического характера любви: обнаружение природы любви предполагает раскрытие причины ее появления, что составляет основной вопрос онтологии любви, то есть ее возможного и действительного бытия.

В первом параграфе третьей главы «Проблема половой дифференциации человеческого бытия» отмечается изначальная недостаточность сущего, расколотость человеческого бытия, его «шизоидность», обрекающая человека на вечное стремление к гармонизации своей жизни, к истинно-сущей полноте и совершенству. Между тем эта гармонизация – не константный результат (феноменологически ощущаемый лишь в редкие мгновенья счастья), а бесконечный телеологический процесс продвижения к своей целостности как отражению первичной гармонии, субстанционального единства космоса. Это движение человека к самому себе составляет сущность процесса его самореализации в мире.

Автор исходит из признания факта дифференциации человеческого бытия на два противоположных пол-юса – мужской и женский, и обосновывает, что половая структурированность человека является не просто феноменологическим фактом, но, прежде всего, фактом онтогенетического характера, имеющим не только психофизиологический, социальный, эволюционный смыслы, но и онтологический. Половая разделенность человеческого бытия предполагает своеобразную противонаправленность различных сил, которая, благодаря взаимной потребности этих сил в слиянии путем взаимодействия, соединившись, образует целое. Это взаимообогащающее слияние противоположного в единое выступает источником саморазвития и совершенствования структур и форм человеческого вида, гарантом его бесконечного прогрессивного движения.

В параграфе утверждается, что в глубинных слоях психики каждого человека укоренен архетип идеального образа человека противоположного пола, как отпечаток недостающего фрагмента целостности бытия, необходимого для совершенствования человеческого вида. Посредством любви этот идеал, своего рода образец развития, выводит полярность мужского и женского с природно-биологического на истинно человеческий, нравственный уровень. Мужественность и женственность – модификации человеческой сущности – вместе составляют всеобщую сущность человека (Л. Фейербах). В процессе полового развития личности происходит, таким образом, разворачивание свернутого архетипического поло-ролевого образца, присвоение своей родовой сущности, то есть самореализация.

Во втором параграфе третьей главы «Тело, душа, дух как моменты внутреннего структурирования целостности человека» подчеркива-ется, что фундаментальная структура бытия как высшей целостности, дифференцирующейся на субъективную, объективную и абсолютную формы, согласно теории фракталов, передается человеку, в структурной организации которого, в свою очередь, так же можно выделить следующие три уровня разворачивания человеческой сущности: тело (объективная реальность), душа (субъективная реальность), дух (абсолютная, трансцендентная реальность).

На первом уровне бытия человека проявляются его природно-морфологические сущностные свойства (человек бытует здесь как часть природы, тело, соответственно, любовь сводится к сексуальности, телесно обусловленному, замкнутому границами отдельных органов человеческого организма, влечению к противоположному полу), второй уровень составляют психические свойства (человек рассматривается в аспекте его душевности – тогда любовь представляет собой чувство влюбленности, охватывающее все эмпирическое существо человека), третий – социальные и духовные сущностные свойства, выводящие человека за рамки его эмпирической данности в сферу транссубъективного, межличностного, абсолютного (если человек понимается как сущность, обосновывающая целостность всех его сущностных проявлений, как потенциальность, открытость, то любовь выступает на этом уровне бытийствования человека как акт трансцендирования за границы сущего к истинно-сущему, подлинному, вписывающего его в ценностный состав бытия в качестве самоценной реальности.

Через реальность тела воссоздается целостность бытия: природа воплощается в материальные формы человеческого тела, связуя в нем все уровни бытия – объективный, субъективный, транссубъективный.

Гносеологический аспект исследования человеческой телесности указывает на то, что именно тело в единстве его органов составляет первичный и наиважнейший инструмент познания: два основных «органа» познания, принадлежащих человеку, – чувства и разум – на деле принадлежат самому телу. С восприятия собственного тела, его потребностей, возможностей и границ, начинается становление самосознания человека. Таким образом, тело составляет первичный материал для формирования человеческой самости на начальной стадии осознания «Я» в рамках своего тела.

Аксиологический аспект изучения телесности выражается в усмотрении единичности и самоценности бытия человека в качестве тела. Оно представляет собой пространство проявления сущности и существования человека, его мыслей, чувств, действий, смыслов и ценностей, то есть сферу его самоопределения и самореализации. Уникальность телесности человека, индивидуализация его в силу разнообразных свойств психического, физического, химического, гормонального и т. д. характера, вызывает необходимость именно личностной самореализации, переходу от бытия-для-всех к подлинному бытию-в-себе-и-для-себя.

Человек способен к преодолению своей наличности за счет духовности – некоего врожденного свойства души, укорененного, в свою очередь, в интимных пластах человеческой телесности, и заключающегося в стремлении человека к реальности духа, расширению границ своего бытия до идеальных смыслов и ценностей. Духовность – это механизм преодоления связанности души с природно ограниченным телом; он врожден душе как потенциальная способность трансцендирования за границы тела и вживания в сферу объективного духа. Душа, соединяясь с духом посредством духовности, воссоздает абсолютно-ценностный фундамент человека, что позволяет ему на уровне субъективной реальности ощутить свою причастность к бытию истинно-сущего, прочувствовать укорененность в вечности и подлинности бытия.

В третьем параграфе «Любовь как способ утверждения душетелесной целостности человека в сфере полового диморфизма» развивается мысль, что лучшим способом обеспечения единства актов самореализации человека является любовь. Именно любовь служит в том или ином своем проявлении причиной становления онтологии человека, его тела внутри другого тела, испытывающего глубокую душевную потребность любить и быть любимым и потому творящего новую жизнь. Именно любовь составляет структурообразующий стержень человеческих желаний, потребностей и чувств, будучи наиболее сильной, яркой и самозначимой эмоцией, захватывающей все существо человека. И в то же время именно любовь как акт трасцендирования за горизонты наличного бытия возносит человека до подлинного, истинно-сущего, идеального бытия, квинтэссенцией которого является сама Любовь – синтезирующее единство Истины, Добра и Красоты.

Любовь, будучи квинтэссенцией духовности, схватывает все уровни человеческой реальности: объективный – сфера предзаданной человеку природы в определенной полярности его пола как сущности тела; субъективный – его психический мир чувств, потребностей, влечений; транссубъективный – сфера духа, высших ценностей и смыслов бытия. Тем самым любовь собирает человека из различных физических, психических, духовных фрагментов в единую сущность. Так совершается процесс самостановления человека как целостного, подлинного, принципиально открытого миру существа, должного самостоятельно достроить себя до своей истинной сущности, из потенции в актуальность, подобно метакосмическому процессу становления бытия из ничто.

Итак, пронизывая всю многослойную структуру человека, все внутренние и внешние аспекты его существования, любовь не только собирает в гармоничную систему его половые, душевные, телесные сущностные свойства, но и выделяет его структурообразующее качество, фундаментальный фактор целостности – духовность, которая формируется в пространстве любви, выводит человека из-под власти ограниченного природой тела и возвышает его до трансцендентных, безусловных ценностей.

В четвертой главе «Любовь как гносеологическое основание самоопределения и самореализации человека в мире» исследуются эвристический потенциал любви, гносеологические основания самореализации как процесса самопознания, самосозидания и укоренения человека в бытии.

Первый параграф «Сущность человека и ее познание в акте саморефлексии. Самость» строится на выборе особой исследовательской призмы, через которую возможно усмотрение сущности любви и закономерностей ее становления и развития: этой призмой служит сам человек – носитель любви. Во все времена философские поиски определения сущности любви, так или иначе, концентрировались вокруг проблемы человека, его сущности: любовь, милосердие, гуманность, человечность – это единый синонимический понятийный ряд, и потому проникновение в тайны любви требует постижения тайны человека, его сущности и существования. Автор настаивает на недопустимости включения в сущность любви свойств самого человека, ее испытывающего. Тем не менее, в параграфе проводится идея сущностной взаимосвязи человека и его любви: каков человек, такова и его любовь – внутренний механизм реализации его потенциального образа и подлинной сущности. Любовь, тем самым, помогает раскрыть и актуализировать сокровенный смысл и норму личностного бытия человека.

В параграфе представлен анализ философских концепций сущности человека и сделан вывод о бесконечности научного поиска интегральной модели человека, в основе которой была бы сама человеческая сущность, а не ее отдельные сущностные свойства. Ведь человек – существо изначально открытое, незавершенное, несовершенное и, одновременно, целостное во всех своих возможных проявлениях. Потенциальность, открытость человека не позволяет, таким образом, вывести однозначную законченную формулу человеческой сущности. Сущность человека – это становление, процесс гармонизации его природных, социальных, душевно-психических, космических начал. Сущность – это не факт, не результат, а потенция, процесс, постоянное движение к самореализации.

Современная наука может пока говорить лишь об описании сущности человека через перечисление его различных ипостасей: тело, душа, дух, разум, социальность, деятельность, пол, свобода, нравственность и т.п. В качестве сущностного, системообразующего свойства человека, охватывающего все ипостаси его существования, автор определяет любовь – особый способ выражения внутренней целостности человека, того общечеловеческого инварианта, что составляет его сущность и проявляется в каждой индивидуализированной форме человеческого бытия.

Трансцендентность сущности человека, проявляющаяся как выход за пределы эмпирически данного существования, обусловливает, в свою очередь, возможность ее усмотрения каждым конкретным носителем этой сущности, следовательно, возможность рефлексии. Осознание сущности в контексте своего существования и составляет феномен самости как предельного основания уникальности, единичности, специфичности собственного существования. Процесс познания себя как самости осуществляется через осмысление феноменальности своего наличного бытия, проявляющегося в качестве самоочевидности в неком трансе, в запредельной собственному «Я» реальности, в инобытии. Обнаружению самости в интенциональном акте должно предшествовать очищение потока сознания от прочих объектов действительности, «замыкание в скобки» всевозможных мнений, представлений, ощущений, суждений, оценок, идущих от мира внешних предметов, что позволяет перейти к непосредственному созерцанию сущности своего «Я» в процессе его самоосуществления. Между тем, «заключив в скобки» мир, Я обращается к познанию средоточия самого себя, но не замыкается в эгоистическом самолюбовании, а выходит к интуитивному постижению инобытия другого, в котором, как в зеркале, Я находит отражение самого себя и вновь обретает возможность созерцания себя в непосредственной очевидности и феноменальной явленности сущности своего Я. Таким образом, самость представляет собой осознание человеком себя как экзистенции, в единстве его сущности и существования.

Как бесконечен и потенциален человек (в соответствии с открытос-тью и бесконечностью универсума), так и самость человека, представля-ющая собой не результат, а процесс осознания единства потенциальной сущности человека и его действительного существования, не может быть раз и навсегда определена, будучи жизненно-динамическим фактором и условием, во-первых, самообнаружения человека в интенциональном потоке сознания и, во-вторых, бесконечной личностной самореализации как укорененности в общем составе универсума своей нормы и формы бытия.

Во втором параграфе «Единство процессов социализации, индивидуализации, экологизации как условие успешной самореализации человека» исследуются этапы процесса самореализации человека.

При рассмотрении социального плана разворачивания сущности человека автором выделяются следующие моменты ее проявленности через основные сущностные свойства, которые образуют целостность человеческой жизнедеятельности в поле социального взаимодействия. Исходя из традиционного понимания человека как системы его сущностных свойств (составляющих так называемую родовую сущность), автор представляет схему ценностного развертывания основных моментов утверждения сущности человека в его социальном бытии.

Ч Е Л О В Е К

(социальный план разворачивания сущности)

1. 2. 3.

Деятельность Сознание Нравственность

Творчество Рефлексия Сохранение

Открытость Самость Забота

Свобода Смысл Неравнодушие

Неоднородность Трансцендирование Другость

Упорядоченность Абсолют Тождество

Ц Е Л О С Т Н О С Т Ь

Как видим, социальный план структурирования целостности человека демонстрирует сущностное стремление его к самореализации как движение к изначальной гармонии, целостности, которые и есть любовь. Можно сделать вывод о «замыкании структуры» бытия человека и мира: человек в качестве «вложенной» в бытие космоса системы необходимо стремится к реализации самого себя в соответствии с идеей полноты бытия – более высокой по отношению к человеку целостности.

Момент разворачивания сущности человека и прихождения к идее целостности бытия, обозначенный нами выше под цифрой «1», представляет собой первичный этап процесса самореализации человека как существа природно-материального – это социализация в ходе его предметной деятельности. Сущность и смысл этого этапа заключены в постижении человеком себя как составной части целого в единой структуре общественного организма. Человек реализует в своем существовании инвариант всех своих возможных проявлений – родовую человеческую сущность. На начальной стадии жизненного цикла социализация обеспечивает формирование и закрепление социальной формы целостности человека, актуализируя его природный потенциал.

Следующая составляющая процесса самореализации человека, разворачивания его сущности как существа разумного, индивидуально-психического, образует процесс его индивидуализации, обозначенный нами под цифрой «2». Здесь Я равен целому. Человек реализует родовую сущность с той или иной степенью полноты проявленности, что характеризует не абстрактную, а индивидуально-личностную сущность в контексте его конкретного существования. Человек становится уникальной экзистенцией, равнозначной самой целостности и подлинности бытия. Индивидуализация образует механизм актуализации душевного потенциала личности. Если социализация уменьшает частные различия в социальной среде за счет объединения людей в особенные группы по определенным общим признакам, ради самосохранения общества, то индивидуализация выступает необходимым фактором неоднородности среды, обеспечивающим самоорганизацию человеческой истории и родовую бесконечность человечества за счет внутривидового многообразия. Единство процессов социализации и индивидуализации отражает диалектику необходимости и свободы, порядка и хаоса. Между тем возрастание степени свободы, неоднородности в обществе, связанное во многом с развитием индивидуальностей, имеет предел, за рамками которого индивидуализация трансформируется в эгоизм и изоляционизм. Таким образом, процесс индивидуализации предполагает развитие особенности, отдельности, уникальности человека в пределах меры того общечеловеческого, что представлено в форме архетипа коллективного бессознательного как нравственный аспект родовой человеческой сущности.

Разворачивание в процессе самореализации человека этого «свернутого» в человеческой душе нравственного сущностного свойства образует процесс экологизации человека как существа не только социального, но и космического, вписанного в общий контекст развития универсума и ответственного за гармоничность этого коэволюционного развития. В процессе экологизации личности происходит развертывание ее духовного, подлинно человеческого потенциала. Таким образом, в человеке как целостной системе материально-природное, субъективное и абсолютное взаимообосновываются, проявляясь в целостности его экзистенции – единства сущности и существования, действительного и возможного, сущего и истинно-сущего. Процесс самостоятельной, активной творческой интеграции сущностных свойств придает человеку качественную определенность, то есть делает его собственно человеком.

В картине мира, являющейся гносеологической базой процесса самореализации, осуществляется самодостраивание жизненного пространства человека, что позволяет ему определить, упорядочить окружающий его мир. Это упорядочивание бытийных основ существования как форма его самоорганизации составляет фундаментальную потребность человека в гармонизации и осмысленности своего существования, в разрешении экзистенциальных дихотомий и поиска новых форм самопознания, самовыражения, самоутверждения человека.

В параграфе сформулировано ключевое понятие исследования – самореализация, которое выстраивается в рамках традиционного философского толкования термина «реализация» как перехода от вещи-для-нас к вещи-в-себе. Таким образом, самореализация определяется автором как переход к осознанию своей онтологичности, укорененности в бытии, не только своей действительности, наличного бытия, но и реальности, то есть бытия потенциального, возможного, подлинного. Самореализация есть прорыв от неподлинного, кажущегося бытия-для-нас-всех-прочих (Маn, в терминологии М. Хайдеггера) к аутентичному бытию своей подлинной экзистенции, бытию-в-себе-и-для-себя. Этапы социализации, индивидуализации и экологизации в общем жизненном процессе самореализации человека последовательно актуализируют различные ипостаси «данности» человека миру – его бытие как личности, как индивидуальности и как целостного уникального микрокосма, гармонично вписанного в целостность универсального бытия.

В третьем параграфе «Открытие подлинной сущности человека и ее реализация в процессе любви» доказывается, что любовь являет собой не только гносеологический, но и некий метафизический акт, так как раскрываемый ею в любовном экстазе потенциальный ценностный образ человека, по сути, находится за порогом реального, в сфере возможного. Лишь любовь способна осуществить акт метафизического перехода возможного в действительное, потенциальной ценности в актуализированную норму бытия, когда ничем не примечательный для всех-прочих человек в глазах любящего преображается в самого прекрасного, по образу первичной красоты и гармонии бытия. Во многом таинство, мистичность любви объясняется именно этими метафизическими превращениями «в просвете бытия», в точке слияния «конца действительности с началом мечты». Любовь, выходит, представляет собой нечто большее, чем соматическое или эмоциональное состояние, она – «интенциональный акт», направленный на неизменную (вечную) сущность другого. И эта сущность, в предельном своем выражении, не зависит от существования. Как и все истинно-сущее, подлинная прекрасная сущность любимого видится любящему бесконечной, вневременной, следовательно, бессмертной.

загрузка...