Философия любви: основания самореализации человека (01.07.2007)
Автор: Сабекия Раушана Бейсеновна
САБЕКИЯ РАУШАНА БЕЙСЕНОВНА ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ: ОСНОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА Специальность: 09.00.01 – онтология и теория познания Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Уфа – 2007 Работа выполнена на кафедре онтологии и теории познания Башкирского государственного университета Научный консультант: доктор философских наук, профессор Галимов Баязит Сабирьянович Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Яковлева Любовь Евгеньевна доктор философских наук, профессор Нуриев Дамир Ахметович доктор философских наук, профессор Пушкарева Марина Алексеевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Защита состоится «21» сентября 2007 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.05 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32, гл. корпус, ауд. 01. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета. Автореферат разослан « » ________ 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор А.Б. Курлов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена обострением ряда важнейших проблем человечества: Современный антропологический кризис, выражающийся в отчуждении человека от самого себя, от других людей, от природы, общества, космоса в целом, актуализирует проблему поиска механизмов преодоления отчуждения, то есть тех необходимых и достаточных оснований, которые укрепляют человека в ценностном составе бытия, дают ему целостную перспективу видения смысла и подлинности своей экзистенции через призму единства и ценностности всеобщего бытия. Этим определяется научный интерес к проблеме любви как предельному основанию человеческой экзистенции, вписывающему бытие каждого отдельного человека в общий контекст универсального бытия. Человек, бездумно эксплуатируя свой рационально-деятельност-ный потенциал, создал условия для уничтожения себя как биологически-видового существа, что может привести к мутагенезу не только биопсихических основ бытия самого человека, но, прежде всего, к разрушению его духовных сущностных свойств. Осознание человечеством неизбежности размывания сущностной определенности человека при разрыве диалектической взаимосвязи компонентов его как целостной системы приводит к пониманию необходимости выявления наиболее эффективного способа восстановления целостности и гармонии человека в его внутреннем и внешнем мире. Человек как существо становящееся, незавершенное, «открытое» находится в постоянном поиске наиболее действенных (согласующихся с его конкретной, эмпирически ограниченной природой и абстрактной, вечной, совершенной сущностью) способов самопознания, самореализации. Собирание человека как целостного «телесно-душевно-духовного» (Б.Г. Акчурин), актуального и потенциального, конечного и бесконечного, социального и универсального существа актуализирует проблему творческого становления человека из потенции в актуальность, перехода его от неаутентичного, мнимого «бытия-для-нас-всех-других» к подлинному «бытию-в-себе-для-себя-вместе-с-другими». Потому проблема самореализации человека, для которого первичной и важнейшей реальностью является его «Я», обладает, можно сказать, вечной актуальностью, как отражение поставленной еще греками задачи: познай (и осуществи) самого себя. Кроме того, вся история человечества пронизана темой любви, равно как и все пласты человеческой культуры, все уровни существования человека – природно-биологический, эмоционально-душевный, социально-межличностный, духовно-нравственный, космо-универсальный. Сегодня, в ситуации постмодернистского кризиса смыслообразования, утраты общезначимых ценностных абсолютов как в социальном, так и в индивидуальном существовании человека, тема любви «соскальзывает в небытие» на фоне взламывания сексуальных ограничений и норм, где реальность подменяется симулякрами, свобода – произволом, постоянство чувств – непрерывно меняющимся потоком ощущений. Поиск ценностных абсолютов, придающих смысложизненную наполненность, оправданность и упорядоченность человеческому существованию, актуализирует обращение к теме любви как всеобщему смыслообразующему основанию бытия, целостного за счет перетекания смысла во все уровни бытия мира и человека. Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовного бытия человека, духовной культуры, сущностных характеристик духовности находится в центре внимания современной отечественной философской мысли: прежде всего, это работы К.А. Абдульхановой-Славской, Д.М. Азаматова, Р.Г. Апресяна, А.М. Багаутдинова, Л.П. Буевой, Д.Ж. Валеева, А.А. Валькова, У.С. Вильданова, А.С. Гагарина, Б.С. Галимова, А.А. Гусейнова, С.И. Голода, П.С. Гуревича, Н.И. Дряхлова, Р.И. Ирназарова, М.С. Кагана, А.Я. Канапацкого, В.А. Кувакина, А.Б. Курлова, В.А. Лекторского, А.В. Лукьянова, М.К. Мамардашвили, Л.А. Мясниковой, Ф.Н. Неганова, Д.А. Нуриева, И.М. Орешникова, Б.В. Орлова, Д.В. Пивоварова, С.М. Поздяевой, В.Д. Попова, З.Я. Рахматуллиной, Ф.Б. Садыкова, Р.М. Тухватуллина, Ф.С. Файзуллина, В.Г. Федотовой, В.Н. Финогентова, З.В. Фоминой, В.С. Хазиева, Н.К. Эйнгорн, И.Н. Яблокова. Еще раньше к этой проблеме обращались такие классики отечественной философии, как В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, М.М. Бахтин. Среди зарубежной философской литературы, посвященной проблеме духовности, следует отметить работы И. Фихте, М. Шелера, Й. Хейзинги, Э. Фромма, В. Франкла, У.С. Хэтчера. Исследования по фундаментальной онтологии, предметом которых служит бытие в аспектах его самодвижения, самоорганизации, соотнесенности с ценностью, поиска предельного основания, развернуты в трудах Платона, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Н. Гартмана, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, Г. Хакена, С. Грофа, а также в работах П.П. Гайденко, Ф.И. Гиренка, Э.В. Ильенкова, А.Ф. Кудряшева, С.П. Курдюмова, В.А. Кутырева, В.Б. Кучевского, И. Пригожина, И. Стенгерс, В.Н. Сагатовского, А.И. Селиванова, В.С. Степина, С.С. Хоружего. Комплексный анализ проблемы определения сущности человека как основания его целостности представлен, в первую очередь, в работах И. Фихте, Л. Фейербаха, М. Штирнера, К. Маркса, З. Фрейда, М. Шелера, К. Юнга, М. Бубера, К. Ясперса, П. Рикера, Э. Агацци; кроме того, эта проблема нашла свое отражение в трудах В.П. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.С. Барулина, О.Д. Гараниной, Б.Т. Григорьяна, В.Д. Губина, П.С. Гуревича, В.Л. Круткина, В.А. Кувакина, К.Н. Любутина, К.Х. Момджяна, А.Г. Мысливченко, В.И. Филатова. Исследование проблемы социализации человека в отечественной социологической и философской мысли начинается с работ таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, Г.М. Гак, Л.Н. Коган, И.С. Кон, заложивших основы современной отечественной теории социализации. Дальнейшее развитие и выход на проблему саморазвития, самореализации человека эта теория получила в исследованиях следующих российских ученых: Г.С. Батищева, Л.Г. Брылевой, К.Я. Вазиной, О.Н. Козловой, В.И. Красикова, С.Г. Спасибенко, В.Е. Степановой, Р.В. Шамолина, В.И. Филатова. Из зарубежных авторов проблемой самореализации человека занимались Г. Гегель, Э. Мунье, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл, В. Хесле, С. Смайлс. Любовь как культурно-исторический феномен является объектом внимания следующих ученых, изучающих основные тенденции изменений нормативно-ценностной структуры сексуальных отношений в условиях социально-культурных изменений: Г.Д. Гачев, С.И. Голод, С.В. Климова, И.С. Кон, И.С. Нарский, В.Л. Рыбаков, А.Г. Харчев. Глубокий содержательный анализ любви как целостного социокультурного и нравственного феномена содержится в трудах Р.Г. Апресяна, О.П. Зубец, Е.К. Краснухиной, Т.А. Кузьминой, В.Т. Лисовского, А.В. Лукьянова, В.А. Малахова, А.В. Меренкова, М.А. Пушкаревой, Л.В. Пятилетовой, А.З. Рубинова, Ю.Б. Рюрикова, Л.Е. Яковлевой. В числе лучших классических образцов отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам любви и пола следует отметить труды В.С. Соловьева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, а также М. Бубера, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, Э. Левинаса, К. Льюиса, Г. Мадинье, Ю. Эволы, Ф. Альберони и др. Однако, при всем обилии научно-исследовательской литературы, посвященной проблемам пола и любви и проблеме сущности и самореализации человека, приходится констатировать отсутствие фундаментальных разработок в направлении поиска наиболее эффективных способов самореализации, во всей ее конкретной «житийности», привязанности к проблеме осуществления подлинной сущности человека в его индивидуально-личностном существовании. Онтологический, эвристический, смыслообразующий потенциал любви в процессе человеческой самореализации оказался вне сферы научных интересов исследователей. Между тем, такие вопросы, как «каковы бытийственные основания самореализации?», «какова сущность человека и каким образом она может и должна быть реализована?», «в чем заключается смысл и значение человеческой любви в целостной картине мира?» и т.п., требуют серьезного осмысления и разрешения в фундаментальных комплексных исследованиях. Невнимание ученых к такому действенному и адекватному самой сущности человека способу самореализации, как любовь, определило постановку проблемы настоящего исследования: каково единое смыслообразующее основание процесса самореализации, пронизывающее все уровни человеческого существования, соответствующее основным сущностным свойствам человека и укореняющее его в общем составе бытия? Основной гипотезой решения поставленной проблемы явилось предположение, что именно любовь представляет собой онтологическое, гносеологическое, аксиологическое основание самореализации человека, являющееся структурообразующим принципом самоорганизации человеческой экзистенции как единства сущности и существования. Объект исследования – процесс самореализации человека как экзистенции в социо-универсальном пространстве бытия. Предмет – любовь как онто-гносеологическое и аксиологическое основание самореализации человека. Цель исследования заключается в построении концепции само-реализации человека посредством любви как безличного принципа бытия, интимно-личностно переживаемого каждым человеком. Именно в исследовании механизма осознания и реализации сопричастности человека Абсолюту коренится связь онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов анализа проблемы человеческой самореализации. |