Современная система подготовки кадров органов внутренних дел (01.07.2007)
Автор: Кобозев Алексей Анатольевич
Реализация поставленной цели и связанных с ней задач позволила получить следующие, имеющие характер научной новизны, результаты: Выявлены социально-экономические, политические, правовые, культурные предпосылки, а также исторические особенности возникновения, формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в России. Это позволило показать динамику потребностей российского общества в профессиональной подготовке полицейских кадров на различных этапах его существования, связанную с особенностями становления российского государства и его правовой системы, усложнением функций по охране общественного порядка и борьбы с преступностью; обосновать вывод о том, что учет данных потребностей в системе управления профессиональной подготовкой кадров органов внутренних дел является важнейшим условием ее оптимизации и приведения в соответствие с основными закономерностями развития правоохранительной сферы. На основе анализа сущности и содержания таких явлений и понятий, как «профессиональная деятельность», «профессионализация личности» и «профессиональная подготовка» уточнены цели и задачи современной системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, предполагающие необходимость ее интеграции в единую международную и общероссийскую системы подготовки профессиональных кадров в качестве относительно самостоятельной подсистемы. Это позволило утверждать о том, что профессиональная подготовка кадров ОВД представляет собой специфическое системное образование, имеющее свои приоритеты развития, принципы организации деятельности в контексте реализации единой государственной политики в области профессионального образования и обеспечения правопорядка. Обоснованы методологические подходы к оптимизации существующей системы профессиональной подготовки кадров ОВД, подразумевающие, в частности: дальнейшее проведение научно-обоснованной реструктуризации сети образовательных учреждений МВД России; совершенствование ее правового регулирования и оранизационно-штатного построения применительно к новым социально-экономическим условиям; выработку механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней образования; разработку и внедрение в практику системы обратной связи и контроля за качеством ведомственного профессионального образования со стороны практических подразделений ОВД. Сформулированы стратегические приоритеты развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД по созданию высокопрофессионального, стабильного, сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел. Это позволило рассмотреть ее как динамическую систему, оптимизация которой возможна на основе реализации взаимосвязанных направлений: совершенствование содержания и технологий на всех этапах непрерывной профессиональной подготовки кадров ОВД; оптимизация механизма управления системой профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, адекватного ее задачам; совершенствование нормативно-правового обеспечения; дальнейшая реструктуризация системы образовательных учреждений МВД России; повышение качества профессиональной подготовки кадров ОВД; совершенствование ресурсного обеспечения. На основе выявленных организационных проблем системы профессиональной подготовки кадров ОВД (рассогласованность, нескоординированность в реализации информационно-аналитических, организационных, контрольных, обеспечивающих функций и т.д.) определены направления по усилению интегрированности деятельности субъектов управления, обоснованы предложения по совершенствованию ее функциональной структуры. На основе установленных проблем ресурсного обеспечения системы профессиональной подготовки кадров ОВД (существенное отставание от заданных нормативов кадрового, материально-технического, финансового, информационного обеспечения и т.д.) обоснована необходимость его совершенствования по таким основным направлениям, как рост бюджетного финансирования при условии повышения эффективности использования выделяемых средств, а также посредством привлечения дополнительных финансовых внебюджетных источников без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров существующего бюджетного ассигнования. Определены особенности содержания сложившейся системы контрольной и надзорной деятельности за подготовкой кадров для ОВД, состоящей из административного надзора, осуществляемого специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) и внутрисистемного контроля, который входит в качестве подсистемы в субъект, управляющий системой профессиональной подготовки кадров ОВД в целом и отдельными ее компонентами. Это позволило уточнить функции и полномочия контрольно-надзорных органов в системе управления качеством подготовки квалифицированных специалистов ОВД, а также определить пути ее оптимизации. На основе выявления методологических проблем оценки эффективности функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД (в частности, отсутствие унифицированного механизма ее оценивания) обоснована необходимость внедрения авторского варианта оценки основных элементов деятельности образовательных учреждений МВД России, базирующегося на системе показателей, которые определяют качество образования по трем основным векторам: качество содержания образования; качество образовательных технологий (качество методов обучения и воспитания); качество результатов образования (качество образованности личности). Уточнены юридическая природа, предмет, характер, пределы и функции правового регулирования профессиональной подготовки кадров в ОВД. Это позволило утверждать, что многообразие общественных отношений, являющихся объектом правового регулирования в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД, обусловливает формирование специфического юридического режима, имеющего в структуре социального регулирования самостоятельное место и роль, а также общие интегративные свойства; ввести на этой основе в научный оборот такие категории, как «предмет правового регулирования в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД», «механизм правового регулирования профессиональной подготовки кадров ОВД», сформулировать их научно обоснованные дефиниции. Определена система источников нормативно-правового регулирования профессиональной подготовки кадров ОВД, тенденции ее развития, место и значение в структуре ведомственного нормотворчества. Это позволило сформулировать выводы относительно роли и места источников международного права в регулировании деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД; обосновать направления совершенствования ее правового обеспечения; внести конкретные предложения по изменению и дополнению ряда правовых норм действующего в сфере профессионального образования федерального законодательства, разработке ведомственных нормативных правовых актов МВД России, конкретизирующих правовой статус и полномочия ведомственных вузов и ссузов, регулирующих основные направления их деятельности как специфических субъектов организационно-управленческих и образовательных отношений. На защиту выносятся теоретико-методологические, организационные и правовые положения концептуального характера, связанные с формированием и деятельностью системы профессиональной подготовки кадров ОВД при проведении административной, образовательной и правоохранительной реформ: 1. Авторская концепция совершенствования организационных и правовых основ развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД, представляющая собой систему взглядов на уточненные стратегические (развитие целостной системы непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающей потребности ОВД в кадрах, соответствующих современным и прогнозируемым условиям среды их функционирования) и оперативные цели (непрерывное удовлетворение государственных потребностей кадрового корпуса особого вида правоохранительной службы в квалифицированных специалистах различного уровня и профиля подготовки для служб и подразделений ОВД, способных решать сложные профессиональные проблемы) данной системы; формы и методы ее дальнейшего развития (разработка механизмов управления, адекватных решаемым задачам; совершенствование содержания и технологий всех этапов непрерывной профессиональной подготовки кадров; дальнейшая реструктуризация системы образовательных учреждений и др.); направления совершенствования ресурсного (информационного, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения; нормативно-право-вого обеспечения (расширение функциональной полноты законодательного регулирования управленческих и образовательных отношений, устранение несогласованностей и противоречий между отдельными нормативно-правовыми актами и нормами и др.), совершенствование системы контрольно-надзорной деятельности (рационализация системы контрольно-надзорной деятельности за подготовкой кадров ОВД во всех ее звеньях, на всех ее участках и направлениях), а также оценки эффективности (внедрение механизма обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов для ОВД, ориентированного на оценку основных элементов деятельности ведомственных образовательных учреждений). 2. Логико-историческая реконструкция генезиса, формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД как объекта познания и управления. Проводимые в данной сфере исследования и принимаемые решения преимущественно ориентированы на интеграцию организационных и правовых основ профессионально-целевых аспектов проблемы. В современных условиях важное значение приобретает анализ данной проблемы с междисциплинарных позиций, обусловленных повышением роли и функционального значения профессиональной подготовки кадров ОВД во всех сферах государственного управления и жизнедеятельности общества. Существенным научным итогом проведенного исследования является трактовка проблемы развития профессиональной подготовки кадров ОВД как выходящей за рамки отдельных отраслей научного знания, способствующей развитию такого научного направления, как организация профессиональной подготовки кадров. 3. Обоснование необходимости учета исторического опыта в процессе оптимизации современной системы профессиональной подготовки кадров ОВД. Проведенный системно-исторический анализ ее эволюции позволил показать динамику потребностей российского общества в профессиональной подготовке кадров ОВД на различных этапах его существования, предложить авторскую классификацию (периодизацию) ее генезиса, становления и последовательного развития. Изучение этого опыта, наряду со знаниями о социально-экономи-ческой среде функционирования, о характере и особенностях взаимодействия с этой средой, является необходимым условием соблюдения преемственности, обоснованности, репрезентативности, жизненной потребности в оптимизации системы профессиональной подготовки кадров ОВД. 4. Аргументация направлений совершенствования стратегии кадровой политики МВД России в современных условиях, ориентированной на формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса ОВД, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым условиям среды их функционирования. Это требует выработки научно-обоснованной стратегической программы действий по модернизации современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ОВД, выступающей важной составляющей единой кадровой политики МВД России. Она должна базироваться на положениях нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов государственной образовательной политики, федеральных долгосрочных и среднесрочных программ развития образования в России, в том числе Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации, учитывающей специфику ведомственной образовательной политики, а также необходимых при этом ресурсах и затратах. 5. Предложения по оптимизации существующей системы профессиональной подготовки кадров ОВД. Выявленный комплекс организационно-правовых проблем в исследуемой сфере (несбалансированность организационных возможностей системы профессиональной подготовки и потребностей правоохранительной практики, недостатки в системе планирования и прогнозирования потребностей в кадрах, несовершенство систем гражданского и ведомственного контроля за ее деятельностью, ненадлежащее ресурсное и нормативно-правовое обеспечение, отсутствие эффективных методов и технологий оценки результатов функционирования), позволяет к ним отнести: дальнейшее проведение научно-обоснованной реструктуризации сети образовательных учреждений МВД России; совершенствование правового регулирования деятельности и организционно-штатного построения данной системы применительно к новым условиям функционирования; выработку механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней профессионального образования (обновление реализуемых ГОСов, уточнение специализаций подготовки, создание нового поколения методических и дидактических материалов и т.д.); разработку и внедрение в практику четкой системы обратной связи и контроля за качеством ведомственного профессионального образования со стороны практических подразделений органов внутренних дел. 6. Обоснование направлений совершенствования ресурсного обеспечения системы профессиональной подготовки кадров ОВД в сложившихся условиях функционирования, предполагающие: пересмотр существующих и разработку новых табелей положенности для всех типов и видов учебных заведений МВД России учебно-лабораторными, административно-хозяйственными и жилыми помещениями (общежитиями), тирами, загородными лагерями и т.д.; техническими средствами обучения; военно-учебным имуществом, лабораторным и спортивным оборудованием; транспортом; организационной техникой и иным имуществом, включая появившиеся в последнее время в данной системе новые виды образовательных учреждений – университеты, институты, суворовские училища; выработку механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов, с соблюдением при этом не только научно-обоснованных нормативов материально-технического обеспечения, ориентированного на критерии государственной аккредитации и аттестации, используемые Рособрнадзором при экспертизе показателей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, но и четкого обеспечения их соответствия в деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД. 7. Предложения по выработке подходов, направленных на совершенствование оценки эффективности функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД. По мнению автора, для получения достоверных данных эта оценка должна осуществляться комплексно с учетом результатов основных элементов деятельности образовательных учреждений МВД России, определяющих качество подготовки специалистов для ОВД, с применением интегральных показателей в единстве их целеполагания, организации и функционирования по достижению фокусированного полезного результата – подготовленных специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации. Сформулированы авторские предложения по внедрению в деятельность образовательных учреждений МВД России механизма определения качества профессиональной подготовки кадров, состоящего из многокомпонентной системы управления качеством. 8. Направления оптимизации правовых основ деятельности системы профессиональной подготовки кадров в ОВД, которые должны ориентироваться на взаимосвязанную систему понятий теории права. С целью исключения разночтений и обеспечения однозначных толкований, применяемых терминов в сфере профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел предлагаются следующие авторские научные конструкции: «правовое регулирование профессиональной подготовки кадров в ОВД Российской Федерации», «предмет правового регулирования» и «механизм правового регулирования» в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД». Кроме того, с целью определения юридической природы, характера, пределов и функций правового регулирования профессиональной подготовки кадров в системе МВД России автором на эмпирической стадии познания внесены изменения в их характеристики. Как элементы научного аппарата они представляют часть базы правовых знаний для изучения и совершенствования предмета исследования в качестве системного явления. 9. Предложения по совершенствованию отдельных положений Федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О милиции» в целях расширения функциональной полноты законодательного регулирования управленческих и образовательных отношений в системе профессиональной подготовки кадров ОВД; о внесении изменений и дополнений в Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», направленные на разрешение юридических коллизий между отдельными нормами, правовыми институтами и нормативно-правовыми актами различных отраслей права, регулирующих общественные отношения в данной области, устранение их пробельности; а также о разработке в системе МВД России нормативных правовых актов, регламентирующих наиболее важные аспекты деятельности ведомственных ссузов и вузов с учетом специфики их переменного и постоянного состава, на которых распространяется и статус государственных служащих особого вида правоохранительной службы, и общегражданский статус участников образовательного процесса. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования непосредственно связана с элементами его научной новизны. Сформулированные теоретические положения и практические выводы, впервые полученные автором, способствуют пересмотру имеющихся в современной науке представлений о системе профессиональной подготовки кадров ОВД, о роли этой структуры в реализации государственной кадровой политики по формированию качественного профессионального ядра кадров особого вида правоохранительной службы Российской Федерации, что позволяет рассматривать их как вклад в развитие науки управления. Они могут быть использованы в дальнейшей разработке направлений, методов и организационно-правовых средств повышения эффективности деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД, а также совершенствовании методик оценки эффективности ее деятельности. Материалы диссертации могут быть использованы при корректировке существующей или подготовке новой Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации и в учебном процессе при преподавании курсов по государственному управлению, организации управления органами внутренних дел, а также положены в основу специального курса по соответствующей проблематике для руководящих кадров ОВД и образовательных учреждений МВД России. Достоверность полученных результатов, их обоснованность и надежность подтверждаются использованием предложенных автором методологических подходов и средств исследования проблем совершенствования профессиональной подготовки кадров; введением в научный оборот новых теоретических, правовых и эмпирических материалов, связанных с проблемами функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД на всех уровнях ее организации. Для обеспечения комплексности изучения проблемы частной теории профессиональной подготовки кадров в системе МВД России использован широкий круг источников, составляющих теоретическую, методологическую и нор-мативно-правовую базу исследования. Полученные результаты основываются на объективном анализе законодательства; официальных статистических данных; опыта практики; опроса сотрудников кадровых аппаратов МВД, ГУВД, УВД, ГРОВД и отраслевых служб и подразделений ОВД из 82 субъектов Российской Федерации и профессорско-преподавательского состава 12 вузов МВД России и ряда их филиалов, 3-х ССШМ МВД России, 2-х колледжей милиции в структуре ГУВД по г. Москве, а также 44-х Учебных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и Волго-Вятского и Сибирского УВДТ; использовании данных специальных исследований, проведенных авторами по проблемам профессиональной подготовки кадров в системе МВД России и профессионального образования кадров полиции зарубежных стран. Апробация и внедрение результатов исследования. Учитывая комплексный теоретико-прикладной характер проведенного исследования, его апробация и внедрение осуществлялись по многим направлениям. Идеи, научные взгляды автора, положения, сформулированные им в диссертации, докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных: «Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации» (Москва, 2005); «Актуальные проблемы организации научной деятельности образовательных учреждений дополнительного профессионального образования» (Домодедово, 2005); «Актуальные проблемы кадрового обеспечения и управления персоналом ОВД» (Домодедово, 2005); «Новые методики подготовки кадров полиции/милиции» (семинар профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России с делегацией Совета Европы) (Москва, 2006); «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД», (Домодедово, 2006); всероссийских: «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия» (Москва, 2006); «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии» (Иркутск, 2007); межведомственных: «Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников МВД в области информационной безопасности» (Домодедово, 1999); «Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов» (Москва, 2004); межвузовских: «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров» (Домодедово, 1999); «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров», (Домодедово, 2001); «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров» (Домодедово, 2003); «Гражданский контроль за органами внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики» (Москва, 2004); «Проблемы совершенствования образования в негосударственных ВУЗах» (Домодедово, 2004); «Молодежная политика Российской Федерации и правоохранительные органы» (Москва, 2004); «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров» (Домодедово, 2004) научно-практических и научно-методических конференциях и методологических семинарах и совместном учебно-методическом сборе преподавателей ВИПК МВД России и Колледжа милиции ГУВД г. Москвы «Проблемы совершенствования подготовки сотрудников ОВД» (Домодедово, 2002). Результаты исследования использовались диссертантом в процессе: 1) внесения предложений Колледжа милиции № 2 ГУВД г. Москвы по реализации решения Коллегии МВД России от 26 октября 2003 г. № 5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации» в ГУК МВД России (5 декабря 2003); 2) проведения круглого стола по теме «Система профессиональной подготовки сотрудников ОВД, в частности руководящих кадров» с делегацией слушателей Высшей полицейской академии ФРГ на базе Академии управления МВД России (18 мая 2006 г.); 3) подготовки предложений Академии управления МВД России на оперативное совещание при Министре внутренних дел Российской Федерации 1 марта 2007 г. в Казани (6 февраля 2007). Ряд теоретических предложений и практических рекомендаций, получивших развитие в диссертации, были использованы Административным департаментом Правительства Российской Федерации при подготовке заключения Правительства Российской Федерации на проект ФЗ «О правоохранительной службе Российской Федерации» (12.04.07 № П 4-2006), а также Центром обеспечения кадровой работы МВД России при разработке методических рекомендаций МВД России по организации учебного процесса в высших образовательных учреждениях МВД России и по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России (16.06.2006), о чем имеются соответствующие акты о внедрении. Значительная часть предложений и рекомендаций, разработанных в ходе проведенного исследования, нашла практическое применение в учебном процессе Академии управления МВД России, Московского университета МВД России, ВИПК МВД России в учебно-методических материалах для проведения различных видов учебных занятий в рамках таких дисциплин, как «Теория организации», «Социология управления», «Организация профессиональной подготовки в системе МВД», «Проблемы и пути совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД», «Организационно-правовое обеспечение управления персоналом в ОВД», «Организация работы с кадрами ОВД». Основные теоретические положения, выводы и рекомендации, сформулированные и разработанные в ходе диссертационного исследования, получили отражение в подготовленных и опубликованных автором самостоятельно и в соавторстве 34-х работах общим объемом 51,4 печатного листа. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр теории и социологии управления органами внутренних дел и государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России и рекомендована к защите. Структура работы. С учетом целей и задач диссертационного исследования сформулирована логика и последовательность изложения материала, определена структура работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих тринадцать параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений. В работе помещены четыре аналитические таблицы и девять схем. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы и степень ее разработанности, определяются цели, объект и предмет диссертационного исследования; характеризуется новизна работы; приводятся наиболее существенные результаты, полученные в процессе выполнения исследовательских задач; указываются методы и эмпирическая база исследования; формулируются выводы и предложения, выносимые на защиту. В первой главе - «Теоретико-методологические основы исследования системы подготовки кадров органов внутренних дел» выявляются предпосылки генезиса и исторические особенности формирования и развития системы подготовки кадров ОВД в России; исследуются предметное содержание и назначение современной системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации, а также методологические подходы к ее оптимизации. В первом параграфе «Предпосылки генезиса профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел» отмечается, что истоки профессионального образования своими корнями уходят в глубокие пласты мировой культуры и государственности. Анализируя множество переплетающихся между собой предварительных условий (предпосылок) генезиса профессионального образования, автор приходит к выводу о том, что фундаментальным рубежом, обусловливающим появление профессионального образования, стало возникновение первых древних государств, которые способствовали появлению школ, профессий, письменности и книгопечатания. Подчеркивается, что важной вехой становления профессионального образования вообще, и юридического в частности, которое занимает доминирующее положение в системе профессиональной подготовки кадров ОВД, явился период формирования западноевропейской цивилизации. Высокий уровень юридической техники римского права (I-III вв.) впоследствии сыграл заметную роль в генезисе юридического образования большинства развитых стран мира. Далее выделяются основные вехи становления системы профессионального юридического образования в Средние века. Утверждается, что в первой половине рассматриваемого периода наиболее эффективно система образования развивалась в Византии, которая просуществовала почти целое тысячелетие и являлась прямой наследницей эллино-римской школьной культуры. Образование в V в. в Константинополе, помимо дворцовой высшей школы, юридической, медицинской, философской и патриаршей школ, позволяет говорить о появлении в Византии своеобразной системы профессионального образования. Среди событий второй половины средневековья, особое значение предается предпосылкам возникновения исходной парадигмы юридического образования в период его формирования в странах Западной Европы. Обращается внимание на то, что в связи с развитием государственности во многих странах Европы к началу XII века наиболее болезненным и требующим неотложного решения являлся вопрос организации регулярной, организованной подготовки правоведов, в чьи профессиональные обязанности входили бы знание законов, других нормативных актов и их практическое применение. Это, в свою очередь, отмечает диссертант, явилось одной из основных предпосылок возникновения европейских университетов с юридическими факультетами, которые выполняли важную роль в становлении профессионального образования по подготовке кадров для правоохранительной сферы. |