Современная система подготовки кадров органов внутренних дел (01.07.2007)
Автор: Кобозев Алексей Анатольевич
Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска инновационных управленческих стратегий, более рациональных организационных механизмов деятельности системы подготовки кадров в ОВД1. Данный вопрос актуализируется задачами, сформулированными в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы2 и приоритетном национальном проекте «Образование». Сущность новой модели образования, состоит в ее переориентации на развитие человека как высшей ценности и главного источника развития общества. На этой основе должна меняться социально-профессиональная направленность ведомственного образования. Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью: - изучения теоретических и методологических проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД. В частности, сегодня востребованы инновационные подходы к анализу тенденций в развитии системы профессиональной подготовки кадров ОВД в складывающихся социально-экономических условиях, прогнозные разработки перспектив ее совершенствования, новые формы и методы осуществления образовательной деятельности; - совершенствования организационных основ системы профессиональной подготовки кадров ОВД. В первую очередь, речь идет об оптимизации целеполагания в данной сфере, уточнении стратегических и оперативных задач, достижении адекватности и сбалансированности ресурсного и научного обеспечения, повышении эффективности контрольной деятельности за образовательным процессом, а также оценки методик и методологии его оценки; - повышения качества нормативно-правового обеспечения системы профессиональной подготовки кадров ОВД, перед которой стоят крайне сложные задачи по интеграции в международное пространство, оптимизации механизма правового регулирования отношений в данной сфере; формирования функционально полной законодательной базы управления системой профессиональной подготовки кадров; создания устойчивой подзаконной основы ее деятельности, направленной на более полное регулирование правоотношений в данной области ведомственными правовыми актами МВД России; - формирования комплекса научно-методических рекомендаций руководству МВД России по совершенствованию современной системы профессиональной подготовки кадров в интересах повышения эффективности правоохранительной деятельности, выполнению задач непрерывного удовлетворения государственных потребностей в квалифицированных специалистах ОВД различного уровня и профиля подготовки, способных решать профессиональные проблемы, адекватные новым условиям правоохранительной практики. Следовательно, научная проблема диссертационной работы заключается в раскрытии устойчивых тенденций в развитии и функционировании системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, а также выработке на этой основе базовых направлений, средств, методов, технологий оптимизации ее организационных и правовых основ. Состояние разработанности темы исследования. Проблемы профессиональной подготовки кадров в различных областях жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере внутренних дел, в силу своей особой значимости, как в теоретическом, так и в прикладном аспекте являются уже долгие годы объектом пристального внимания научной мысли. В общеметодологическом контексте они анализировались в работах таких известных зарубежных ученых, как П. Блум, П. Бурдье, Р. Ганье, И. Гербарт, Э. Демолен, О. Дерокли, Д. Дьюи, Ж. Капель, Л. Кро, Дж. Локк, Ж.Ж. Мажо, А. Маслоу, И.Г. Песталоцци, Д. Равич, К. Роджерс, Ж.Ж. Руссо, Б. Скиннер, Г. Спенсер, А. Ферье, Ч. Фини, С. Френе, Г. Шаррельман, а также отечественных исследователей – В.С. Аванесова, А.И. Адамского, П.Ф. Анисимова, В.П. Беспалько, В.А. Болотова, Е.В. Буслова, В.В. Давыдова, А.Н. Джуринского, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.А. Кан-Калик, А.В. Карпова, В.Г. Кинелева, А.Ф. Киселева, Н.А. Константинова, В.С. Леднева, А.К. Марковой, Е.Н. Медынского, Н.Д. Никандрова, Е.Г. Осовского, О.Н. Смолина, М.Н. Соколовой, Н.Ф. Талызиной, В.М. Филиппова, Д.В. Чернилевского, М.Ф. Шабаевой, В.Д. Шадрикова, П.А. Юцявичине, Н.Г. Ярошенко и многих других. Исторические аспекты, связанные с развитием системы профессиональной подготовки кадров, исследовались П.Ф. Анисимовым, Ф. Веселовским, С.В. Галдобиной, В.М. Деминым, В.М. Зуевым, С.Ф. Егоровым, В.М. Жураковским, А.Г. Кузьминым, Т.Ф. Кузнецовой, А.А. Курдюк, А.Н. Марковой, А.И. Пискуновым, Л.В. Рассохиным, В.А. Роговым, В.В. Роговым, Л.Б. Ткаченко, В.М. Фигуровской, А.Ф. Щепотиным и рядом других ученых и специалистов. Применительно к ОВД - в работах Л.И. Беляевой, Е.Н. Белякова, С.В. Биленко, А.В. Борисова, Ю.А. Ершова, В.С Гольдмана, Ю.В. Гончаровой, А.Н. Дугина, Д.И. Игнатенко, А.П. Индрикова, Л.М. Колодкина, А.В. Корнева, А.П. Косицина, А.О. Костылева, В.М. Курицына, А.Я. Малыгина, Р.С. Мулукаева, В.Ф. Некрасова, П.Ф. Николаева, А.Н. Павлова, Е.Д. Проценко, Ю. Реента, М.И. Сизикова, А.Е. Скрипелева, Л.Г. Халиуллиной, В.В. Черникова, В.М. Шамарова. Вопросы оптимизации организационных основ системы профессиональной подготовки кадров, в том числе в правоохранительной сфере нашли отражение в работах В.М. Артемова, О.В. Афанасьевой, В.И. Бойденко, А.М. Бушуева, Ю.Е. Волкова, А.П. Гладилина, И.В. Горлинского, Л.Л. Грищенко, А.В. Губанова, Ю.Н. Демидова, В.А. Дроздова, А.Г. Елагина, С.С. Жевлаковича, Г.Г. Заиграева, А.И. Зубкова, В.П. Илларионова, А.П. Ипакяна, С.А. Капитонова, В.Я. Кикотя, Т.Н. Кильмашкиной, М.П. Киреева, Е.А. Кирилловой, Б.А. Киселева, В.Б. Козлова, Л.М. Колодкина, И.Ф. Колонтаевской, А.М. Кононова, В.Б. Коробова, А.В. Кудрявцева, В.М. Кукушина, В.И. Курушина, А.Д. Лазукина, А.Ф. Майдыкова, Е.А. Максимовой, В.Д. Малкова, В.М. Морозова, В.В. Мотина, С.М. Петрова, А.В. Пищелко, С.А. Полежаевой, Е.Е. Плотницкой, С.Д. Резника, А.Н. Роши, В.Н. Смирнова, В.Е. Сосонко, А.М. Столяренко, П.П. Сергуна, А.А. Федотова, В.И. Черненилова, В.И. Чупрова, А.В. Щеглова и других авторов. Проблемы организации профессиональной подготовки и полицейского образования исследовались в трудах Л. Брауна (Великобритания), Ф. Дениза (Бельгия), Д. Доллинга, Т. Фельтеса, Р. Шульте (Германия), М. Дьюрича, Б. Лобникара, М. Митара, М. Пагона, П. Эглича (Словения), Д. Карпатрика, М.С. Ноулза, Д. Свона, Т.П. Фильдинга, М.Т. Чарльза и Л.В. Шермана (США). Правовые аспекты формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров, рассматриваются в трудах Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, Н.Л. Гранат, Д.А. Керимова, В.А. Козбаненко, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, М.И. Пискотина, Л.Л. Попова, И.С. Самощенко, В.Д. Сорокина, Ю.А. Тихомирова, М.Д. Шаргородского, А.П. Шергина, Л.С. Явича и других правоведов. Разработке вопросов правового регулирования системы профессиональной подготовки кадров в новых условиях посвящены работы Ю.Г. Арзамасова, В.К. Бацина, Н.В. Булхака, Е.В. Буслова, Д.К. Васиной, И.М. Верещаки, Е.И. Кайгородцевой, Е.С. Кананыкиной, В.В. Кваниной, Е.А. Керимовой, Р.В. Скиндерова, В.В. Спасской, В.М. Сырых, О.А. Тепляковой, В.И. Шкатуллы, Д.А. Ягофарова и других. Значительный вклад в разработку данной проблемы в системе МВД России внесли А.И. Ботов, И.В. Будило, А.И. Гук, Г.В. Загрядский, В.Я. Кикоть, Л.М. Колодкин, Г.М. Куркина, С.П. Ломтев и др. Вместе с тем, несмотря на многосторонность подходов к изучению данного явления, целостной, методологически и теоретически выверенной концепции совершенствования системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в новых социально-экономических условиях не сложилось. Этим во многом продиктована необходимость подготовки настоящего диссертационного исследования, призванного восполнить пробелы в данной сфере научных исследований. Объектом исследования является система подготовки кадров органов внутренних дел, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных функциональных и структурных подсистем (ранняя профессиональная ориентация молодежи на службу в ОВД, специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников ОВД, подготовка специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием в учебных заведениях МВД России, дополнительное профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, служебно-боевая подготовка непосредственно в органах и подразделениях внутренних дел), а также складывающихся в данной области отношений, процессов, институтов. Предметом исследования выступают теоретико-методологические, организационные и правовые вопросы формирования и развития современной системы профессиональной подготовки кадров ОВД, ориентированной на непрерывное воспроизводство необходимого количества специалистов с требуемым набором квалификационных характеристик и профилем подготовки, способных эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел Российской Федерации обществом и государством. Цель диссертационной работы заключается в разработке концепции совершенствования организационных и правовых основ системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, включающей в себя уточненные стратегические и оперативные цели и задачи ее дальнейшего развития, предложения и рекомендации по оптимизации форм и методов деятельности в данной сфере, ресурсного обеспечения (информационного, кадрового, материально-технического и финансового), оценки эффективности, контроля и надзора, а также правового обеспечения системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. На достижение данной цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач теоретико-методологического и прикладного характера: - провести историко-правовой анализ предпосылок формирования современной профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел; - выявить и выделить исторические особенности формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД в России; - исследовать сущность и содержание системы профессиональной подготовки кадров ОВД, уточнить и систематизировать их понятийный тезаурус; - обосновать основные методологические подходы к оптимизации системы профессиональной подготовки кадров ОВД; - определить стратегические приоритеты развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД; - выявить свойства и классифицировать функционально-организационную структуру подготовки кадров в системе МВД России как объект социального управления; - проанализировать проблемы ресурсного обеспечения системы профессиональной подготовки кадров в ОВД; - исследовать вопросы организации контрольной и надзорной деятельности за подготовкой кадров для органов внутренних дел; - провести конкретно-социологические исследования по оценке состояния и выявлению совокупности факторов, влияющих на эффективность деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД; - определить методологические проблемы оценки эффективности функционирования системы подготовки кадров органов внутренних дел и обосновать пути их решения; - проанализировать и выявить проблемы формирования международно-правового, законодательного и подзаконного нормативного правового обеспечения деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД; - определить основные направления совершенствования правового обеспечения профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел; - обосновать теоретические выводы, разработать и концептуализировать модель модернизации управления профессиональной подготовкой кадров ОВД в системе МВД России. Гипотеза исследования заключается в том, что основными направлениями оптимизации функциональных и структурных параметров системы профессиональной подготовки кадров ОВД является разработка ее оптимальной организационно-правовой модели, обеспечивающей адекватность целей и задач подготовки высококвалифицированных кадров различной квалификации и профиля потребностям правоохранительной сферы. Это возможно на основе выработки мер, направленных на дальнейшее совершенствование функциональной и организационной структуры профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, ее ресурсного и правового обеспечения, повышения качества контроля и надзора, оценки эффективности ее деятельности. Методологическую базу и методы исследования образует система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности. Отправной точкой анализа генезиса и формирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД послужили труды известных российских ученых-государствоведов, историков и полицеистов XVIII-XX вв.: И.Е. Андриевского, И.Н. Данилевского, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, Ф.Л. Морошкина, С.А. Муромцева, С.М. Соловьева, И.Т. Тарасова, С.С. Татищева, М.М. Шпилевского, Л. Штейна, А. Эсмена. При создании теоретической базы и понятийного аппарата диссертационного исследования использовались положения и выводы отечественных ученых в области административного права, государственного управления, истории, теории права, педагогики, психологии и социологии: С.С. Алексеева, П.К. Анохина, В.Г. Афанасьева, О.С. Виханского, Е.Н. Габричидзе, И.В. Горлинского, Е.В. Климова, А.В. Корнева, Б.М. Лазарева, А.Н. Леонтьева, А.В. Малько, А.К. Марковой, Л.А. Морозовой, Р.С. Мулукаева, Ю.П. Соловья, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толочека, В.М. Шамарова и др. Кроме указанных источников автор изучил, обобщил и использовал для аргументации своих выводов большой объем отечественной и зарубежной литературы, относящейся к объекту и предмету диссертационного исследования, опыт организационно-управленческой практики образовательных учреждений МВД России и органов управления системой профессиональной подготовки кадров в ОВД. Для методологии нашего научного поиска значительный интерес представили анализ и использование приемов, методов рассуждения, способов генерирования научных идей исследователей проблем правового регулирования и управления качеством профессионального образования, в том числе в системе МВД России: Ю.Н. Арсеньева, В.И. Бойденко, А.И. Гука, Т.Ю. Давыдовой, С.С. Жевлаковича, С.А. Капитонова, В.В. Кваниной, Д.А. Керимова, В.Я. Кикотя, Б.А. Киселева, Л.М. Колодкина, И.Ф. Колонтаевской, В.Б. Коробова, В.И. Курушина, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, В.М. Морозова, В.В. Мотина, Ю.И. Осипова, С.Д. Резника, А.Н. Роши, Ю.Н. Старилова, А.М. Столяренко, В.М. Сырых, Н.В. Тихомировой, С.И. Шелобаева, Д.А. Ягофарова и других. Также в работе использованы научные разработки зарубежных авторов: Н. Аберкромби, Р. Акоффа, Г.Дж. Бермана, Л. Берталанфи, С. Бира, Б. Вирьент-Новака, Р.Х. Денфли, П.Ф. Друккера, М. Дьюрича, М.Л. Когана, Б. Лобникара, Р.К. Мертона, М.Х. Мескона, У. Миллера, А.М. Нашиц, Д. Ноулза, М. Пагона, Т. Парсонса, У. Партера, Х. Рашдала, Е.В. Роденбора, Ф.Г. Савиньи, А. Сорбелли, Г. Спенсера, Р. Стайна, Б. Тернера, П. Фостера, Р.Ж. Хевлока, Ф. Хедоури, С. Хилла, М.Т. Чарлза, К.Х. Шафера, П. Штейна, Ф. Шульца, Ф. Эмери и др. Таким образом, сложность и многогранность предмета исследования обусловили необходимость использования междисциплинарных подходов к анализу проблемы. В частности, а работе использовались как общенаучные методы познания (анализ, исторический, логический, синтез, системный, сравнение, структурно-функциональный, обобщение), так и специальные - конкретно-социологических исследований, ситуационный подход, сравнительно-правовой, статистический, типологический, формально-юридический анализ. Эмпирическую базу исследования составили законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие управленческие и образовательные отношения в системе профессиональной подготовки кадров ОВД; результаты отечественных и зарубежных исследований проблем профессиональной подготовки и профессионального образования; данные национальной статистики о состоянии преступности и работы с кадрами ОВД; результаты анкетирования сотрудников кадровых аппаратов ОВД и профессорско-препо-давательского состава ведомственных образовательных учреждений по вопросам определения эффективности и направлений совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, проведенные автором в 2004-2007 гг. Опрошено около 1000 сотрудников кадровых аппаратов МВД России, занимающихся вопросами комплектования, и почти 460 человек из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Использован личный опыт работы диссертанта в подразделениях органов внутренних дел (около 23-х лет), его 11- летняя практика на должностях профессорско-преподавательского состава и органов управления в образовательных учреждениях системы МВД России. Данная исследовательская база обеспечила репрезентативность теоретических положений, научных выводов и практических рекомендаций, содержащихся в диссертации. Научная новизна работы заключается в решении крупной научной проблемы, связанной с разработкой концепции совершенствования организационных и правовых основ развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. Разработка такого рода концепции позволила выйти на новые теоретические, методологические и организационно-управленческие позиции в обосновании стратегических и оперативных целей развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД, оптимизации ее форм и методов, ресурсного обеспечения (кадрового, информационного, материально-технического, финансового), методик оценки эффективности, а также нормативно-правового обеспечения. |