Современная система подготовки кадров органов внутренних дел (01.07.2007)
Автор: Кобозев Алексей Анатольевич
УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ На правах рукописи КОБОЗЕВ Алексей Анатольевич СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ) Специальность: 12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва ? 2007 Диссертация выполнена на кафедре теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Научный консультант - доктор социологических наук, профессор Коробов Виктор Борисович Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор заслуженный деятель науки Российской Федерации Шергин Анатолий Павлович; доктор юридических наук, профессор Петров Семен Михайлович; доктор юридических наук, профессор Грищенко Леонид Леонидович Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет МВД России» Защита состоится «_____»________________2007 г., в 14 часов 30 мин., на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в зале заседаний Совета С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Академии управления МВД России Автореферат разослан «_____»__________________2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук А.Г. Елагин ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. В современном российском обществе реализуются различные социально–экономические реформы. Одним из важных направлений реформирования признана модернизация системы национального образования1. В системе мер повышения эффективности профессионального образования руководством страны особое внимание акцентируется на совершенствовании организационных основ его функционирования и развития. Как отмечает Президент Российской Федерации В.В. Путин, к основным проблемам отечественного образования относятся: отрыв содержания программ профессионального образования от потребностей социальных отраслей, для которых готовятся специалисты; отсутствие системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний; ненадлежащее финансирование учебных заведений и их ответственности за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат; несовершенство законодательного обеспечения по формированию конкурентоспособной образовательной системы2. Особую актуальность данные проблемы, характерные и для системы подготовки кадров органов внутренних дел, приобретают в условиях проведения административной реформы, ориентированной на модернизацию действующей системы государственного управления. В период формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан3 одним из важнейших приоритетов деятельности МВД России является создание высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством. Объем и сложность стоящих перед министерством задач требуют кардинальной оптимизации организационных и правовых основ системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. В ее задачи входит не только реализация профессиональных программ различного уровня и направленности в сфере правоохранительной деятельности, но и формирование у сотрудников ОВД высоких морально-нравственных качеств, от которых во многом зависит профессиональная социализация сотрудников, осознание ими государственного и общественного предназначения профессиональной деятельности. Вместе с тем практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе управления подготовкой кадров в ОВД, препятствующих выполнению возложенных на нее задач по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, соответствующих вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Речь идет, в частности, об отсутствии эффективных методик расчета показателей результативности деятельности образовательных учреждений МВД России; систем сбора и анализа информации, необходимой для формирования достаточного набора целевых значений показателей качества подготовки кадров для ОВД; определенном дисбалансе между целями системы подготовки кадров в органах внутренних дел и задачами конкретных образовательных учреждений различных типов и видов; недостатках в системе ведомственного и межведомственного планирования, распределения ресурсов по поставленным задачам, контроля за достижением конкретных результатов образовательной деятельности; наличии избыточных функций и недостаточно эффективных механизмах их реализации; дублировании и параллелизме в деятельности органов управления системой подготовки кадров в ОВД; недостатках в системе принятия и реализации управленческих решений и т.д. |