Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования (31.01.2008)
Автор: Здравомыслова Ольга Михайловна
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ _____________________________________________________________________ На правах рукописи ЗДРАВОМЫСЛОВА Ольга Михайловна ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ Специальность 09.00.11. – социальная философия АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Работа выполнена в Институте социально-экономичесикх проблем Российской Академии наук Научный консультант: член-корреспондент Российской Академии Наук Н.М.Римашевская Официальные оппоненты: доктор философских наук О.А.Воронина доктор философских наук, профессор В.П. Култыгин доктор политических наук Н.А. Шведова Ведущая организация: Московский государственный университет международных отношений (МГИМО), кафедра философии . Защита состоится " " 2008 г. в часов на заседании Диссертационного Совета № Д 002.015.02 по защитам диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии РАН по адресу: 119992, Москва, ул.Волхонка, д.14, комната ____ С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института философии РАН. Автореферат разослан ____________________ 2008 Ученый секретарь Диссертационного совета д.филос наук И.А.Крылова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Период российской истории, начавшийся во второй половине 80-ых годов ХХ века, обозначают по-разному: переходный период, начало демократизации, очередной этап российской модернизации, период радикальных реформ, социальная революция, кризисная эволюция, распад империи, и т.д. Очевидно, что понятия, в которых описывается исторический процесс, непосредственными наблюдателями и участниками которого мы являемся, находятся в разных системах отсчета и конституируются на основе различных ценностных и теоретико-методологических предпосылок. При этом любые, порой диаметрально противоположные интерпретации, оценки и прогнозы сходятся в одном: изменения, происходящие на протяжении последних двадцати лет, затронули основы общественного устройства России и самые глубокие пласты повседневной жизни людей, их ценности, обыденные представления, нормы поведения и жизненные стратегии. В социальной науке эти изменения, пронизывающие все сферы российского общества, получили название трансформационного процесса. Трансформационный процесс настолько многопланов и сложен, что имеет смысл говорить о трансформациях (во множественном числе) российского общества, или российских трансформациях, охватывающих все сферы социальной жизни и вызывающих глубокие изменения институтов и социальных практик. Вместе с тем, Россия - самая большая часть посткоммунистического мира - являлась основным игроком в конкуренции социалистической и коммунистической систем, отношения которых определяли ход истории во второй половине ХХ века. Это неизбежно придает современным российским трансформациям черты цивилизационного кризиса, приобретающего особую остроту в условиях современной глобализации. Междисциплинарные исследования трансформационного процесса представляют собой новое направление российской социальной науки. В них ставится задача постичь суть происходящих социально-культурных, политических и психологических превращений, «измерить» глубину и степень необратимости изменений, наметить контуры рождающегося на наших глазах нового общественного порядка. Трансформация семьи, положения мужчин и женщины в обществе, и также социальных представлений о взаимоотношениях полов в различных сферах социальной жизни - одна из важнейших составляющих этого процесса. В современной социальной науке для обозначения различий между мужчинами и женщинами, не сводимых к биологическим и анатомическим различиям, используется понятие гендер (gender), или социальный пол. В соответствии с этим под гендерными аспектами социальных трансформаций мы понимаем изменение семьи, жизненных стратегий мужчин и женщин и связанных с ними представлений о гендерных различиях (гендерных представлений) в переходном российском обществе. Принципиальным является то, что социальные трансформации, в том числе и их гендерные аспекты изучаются в рамках социальной философии - составной части системы философского знания, которая под определенным углом зрения интегрирует результаты других социальных наук. Социальную философию, или философскую науку об обществе с этой точки зрения можно представить как сумму наиболее общих выводов, раскрываемых в рамках различных социальных наук, прежде всего социологии. Речь идет о способе теоретического осмысления результатов социальных исследований в системе философского знания, которое опирается на его классические традиции и современные направления. Применительно к теме данной работы, можно привести пример разработки на философском уровне понятия оппозиции мужского и женского, ставшей стимулом возникновения и развития современной гендерной методологии. Со временем становится все более очевидно, что для постижения сложного, многоуровневого процесса социальных трансформаций в современной России необходимы разнообразные концепции и исследовательские программы. Поэтому представляется исключительно важным обращение к опыту использования новых теорий и «неклассических методологий», которые являются результатом развития и критического переосмысления существующего социального знания. Этим обстоятельством обусловлена актуальность применения гендерной методологии для исследования тех аспектов трансформационных процессов, которые непосредственно затрагивают отношения мужчин и женщин в обществе. Важность изучения этих аспектов российских трансформаций определяется противоречием между формальной гендерной нейтральностью социальных трансформаций и различием их результатов для мужчин и женщин, а так же необходимостью прогноза их последствий для социальных отношений. В современной России существует целый ряд острых проблем, связанных с гендерными аспектами российских трансформаций. Среди них надо в первую очередь назвать кризисные тенденции в развитии семьи, гендерную составляющую социального неравенства, феномены женской бедности и мужской сверхсмертности в трудоспособных возрастах, распространенность насилия на гендерной почве. Начало этим тенденциям было положено в 90ые годы и обусловлено стремительным падением доверия к государству, растерянностью и апатией, которые охватили массу людей, переживших цивилизационный шок перехода к новому укладу жизни. Опыт этого времени не мог не сказаться на судьбе семьи как социального института и на результатах социализации молодого поколения. Исследование подобных проблем позволяет раскрыть эвристические возможности гендерной теории и методологии, возникших в русле тех направлений социально-философского знания, которые развивают традицию критического анализа общества и концептуализируют опыт понимания, объяснения и решения проблем, острота которых еще только начинает осознаваться в России. Вместе с тем, многоплановость и драматизм современного периода российских трансформаций представляют собой вызов для гендерной теории. В этой связи приобретает актуальность анализ методологических проблем, возникающих в исследовании их гендерных аспектов. Исследования, основанные на применении гендерного подхода, во-первых, позволяют выявлять и оценивать различие результатов социальных трансформаций для мужчин и женщин и прогнозировать последствия изменений для семьи и гендерных отношений в обществе. Во-вторых, они дают возможность проанализировать составляющую социальных трансформаций, связанную с изменением культурных норм и отношений мужчин и женщин, которое происходит на всех уровнях общественной системы, оказывая глубокое влияние на ход трансформационного процесса и формирование его ведущих тенденций. Тем самым расширяются возможности понимания и объяснения социальных трансформаций, обогащается теоретический и методологический потенциал российской социально-гуманитарной науки и использование ее результатов. Степень научной разработанности проблемы Наиболее существенное влияние на разработку рассматриваемой в диссертации темы оказали три направления исследовательской деятельности, получившие свое отражение в отечественной и зарубежной научной литературе. Первое направление связано с анализом процессов социальных трансформаций, которые являются объектом междисциплинарных исследований. В изучении социальных трансформаций используются научные подходы и выводы, разработанные в рамках комплекса теорий социальных изменений. Среди них наличествуют, как различные варианты историцизма, опирающихся на классические работы К.Маркса и М.Вебера, а также Т.Парсонса, Н.Смелзера Ш.Айзенштадта, так и различные критические версии историцизма (Р.Нисбет, Ч.Тилли и И.Валлерстайн), а также концепции, рассматривающие историю как процесс социального становления (У.Бакли, Э.Гидденс, А.Турен, ,А.Этциони, П. Штомпка). Проблемы, порожденные современными социальными трансформациями, являются отправной точкой и центром исследования в широко известных работах, Д. Бэлла, Дж.Гэлбрэйта, М. Кастельса, Ф.Фукуямы, посвященных анализу современности (modernity). В последнее десятилетие на первый план выходит анализ социальных трансформаций с точки зрения перспектив модернизации и глобализации. Связанные с этим вопросы со всей остротой поствлены в работах З.Баумана, У Бека, П. Бергера, И. Валлерстайна, Э.Гидденса, Ф. Кардозо и Е. Фалетто, Дж. Ритцера. Среди отечественных исследователей в этой связи следует назвать А.С. Ахиезера, А.Б.Вебера, А.Г. Вишневского, А.А.Кара-Мурзы, В.Б.Кувалдина, В.М. Межуева, В.И.Пантина, Н.Е. Покровского, В.Г. Федотовой, В. Цымбурского. Если в первой половине 90-ых годов - происходящее в России (и во всем посткоммунистичеком мире) описывалось, преимущественно, в терминах «перехода от тоталитаризма к демократии» (transition), - то в настоящее время большинство отечественных и зарубежных аналитиков приходят к выводу, что неправомерно рассматривать Россию ни как переходное (к демократии западного образца) общество, ни как общество, беспрерывно возвращающееся «на круги своя» и попадающее в ловушки собственной истории. Два последних десятилетия российской истории описываются сейчас как социальные трансформации, представляющие собой процесс с открытым финалом, поэтому в фокусе исследований оказываются разнообразные тенденции, влияющие на ход трансформаций. На первый план выходит задача изучения механизмов социальных трансформаций, связанных с активностью различных акторов, распространением новых социальных практик, изменением ценностей и жизненных стратегий. Этот подход развивается в работах российских и западных ученых, работающих в социальной философии, истории, социологии, политологии, экономике. Он представлен такими именами, как Т.И. Заславская, Ю.А.Левада, Н.И. Лапин, Н.Ф.Наумова, Н.М.Римашевская, Р.В.Рывкина, Л.Д. Гудков, Б.Д. Дубин, Т.Е. Ворожейкина, Ж.Т. Тощенко, А.В. Фадин, О. Хархордин, Л. Ф. Шевцова, О.И. Шкаратан, В.А.Ядов, Д. Блау, Д.Берто, С.Коэн, М. Кивинен, Ш.Курильски-Ожвэн, Д.Лэйн, П.Монсон, Н.Рис, Т.Шанин, П.Штомпка и др. Особое значение для осмысления результатов проведенных исследований и развития российского теоретического дискурса имеют тематические симпозиумы и конференции, материалы которых публикуются в регулярных изданиях. Здесь следует, прежде всего, назвать альманах «Свободное слово» (Институт философии РАН, составитель и редактор В.И.Толстых) и сборники статей «Куда идет Россия?» (Интерцентр, редактор Т.И.Заславская). Второе направление, стимулировавшее постановку задач настоящей диссертации, связано с разработкой вопросов, обусловленных необходимостью повышения роли теоретических и методологических исследований в целом. Методологическая культура любого исследования, в том числе и в области общественных наук, выражается в умении правильно поставить задачу, разработать исследовательскую стратегию, адекватно, точно и глубоко проинтерпретировать полученные данные. В силу этого методологическая культура выступает в качестве важнейшего фактора интенсификации труда научного коллектива и выявления возможностей каждого исследователя. В рамках этого направления в социальных и гуманитарных науках на Западе и в современной России обсуждаются проблемы, порожденные кризисом идеалов Просвещения и эпохи модерна, и связанного с ним кризиса классических методологий. Особое значение приобретают проблемы философских оснований науки, различных типов рациональности, соотношения методологической и философско-мировоззренческой функции общественной науки, смены парадигм социального знания. Вновь приобретают актуальность вопросы соотношения общей и частной методологии, эмпирического и теоретического уровней познания, методологии и методов познания. В современном социально-гуманитарном знании существуют глубокие и разнообразные традиции обсуждения этих проблем, нашедшие выражение в работах таких известных исследователей, как М.Фуко, Ю.Хабермас, П.Бурдье. В рамках темы настоящей диссертации в этой связи надо называть видных теоретиков современной феминистской мысли - таких, как Д. Скотт, Дж.Лорбер, Ю. Кристева, Н.Чодоров, Р.Коннелл, К. Уэст, Д.Зиммерманн, Н.Фрезер. В российском теоретическом обществознании проблемы методологии, обусловлены, с одной стороны, необходимостью адаптировать разработанные в рамках западного социального знания теорий и методологий к российскому культурному контексту, а с другой стороны, все более настоятельной потребностью в социально-философском осмыслении опыта последних десятилетий и традиций отечественного социально-гуманитарного знания, необходимостью в его обновлении и развитии. Эти вопросы рассматриваются в работах В.С.Степина, П.П. Гайденко, Н.М. Мотрошиловой, Ю.К. Плетникова, Э.Ю.Соловьева, И.Н. Сиземской, Л.Н. Новиковой, В.П. Култыгина, Н.М.Смирновой, В.С.Швырева, Н.Н.Козловой, Г.С. Батыгина, А.Ф.Филиппова. Помимо перечисленных публикаций, непосредственно относящихся к тематике работы, диссертант также опирается на традиции современной отечественной философской мысли, представленной в работах В.В.Денисова, В.Ж.Келле, М.К.Мамардашвили, А.С.Панарина, И.К.Пантина, В.Н.Шевченко. Третье направление, обусловившее выбор темы диссертации и ее проблематику – анализ богатой и разнообразной эмпирической информации, ее теоретические интерпретации, накопленные в последние двадцать лет в российских гендерных исследованиях, а также работы, посвященные выяснению эвристических возможностей гендерной методологии применительно к исследованиям современных российских трансформаций. Эти вопросы разрабатываются в работах ученых, работающих в области социальной философии (О.А.Воронина, Т.А.Клименкова, Н.С.Юлина), в исторической науке (С.Г.Айвазова, Н.Пушкарева, О.Рябов, В.Успенская), в социологии и политологии (С.Г.Айвазова, Е.А. Здравомыслова, Н.И.Кигай, Л.Н.Попкова, Н.А.Шведова, А.А.Темкина, С.Ушакин), в экономике и исследованиях по социальной политике (М.Е. Баскакова, В.Доброхлеб, М.М. Малышева, Е.Б.. Мезенцева, Т.А.Мельникова, А.И. Посадская, Н.М.. Римашевская, Л.С.. Ржаницына, З.А.Хоткина ), в социальной демографии и социологии семьи (А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, С.И. Голод, Т.А. Гурко, А.А. Клецин, Е Смирнова-Ярская, А.С.Синельников,. И.Тартаковская, И.И. Шурыгина). В этой связи следует отметить, что в западных странах гендерный анализ все более явно присутствует в социально-гуманитарном знании и общественной дискуссии, развиваясь, главным образом, под влиянием вызовов, сформулированных феминизмом и современным женским движением, - в то время, как история гендерных исследований в России, насчитывающая около двадцати лет, развивается в ином социокультурном контексте. Если обратиться к традициям, оказавшим решающее влияние на формирование этого контекста, то в первую очередь, они связана с русской классической литературой и философией. В них одной из стержневых тем была «тайна соотношения мужественности и женственности» (Н.А.Бердяев), антиномичность мужеского и женского начал и стремление к ее преодолению. В ряду мыслителей, разрабатывавших эту тематику, следует, прежде всего, назвать Н.А.Бердяева, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, Л.Н. Толстого. В то же время Россия создала оригинальную традицию постановки «женского вопроса», связанную с именами А.И.Герцена, П.А. Кропоткина, Н.Г. Чернышевского, А.Ф. Коллонтай, Н.В.Стасовой, А.П Философовой, и др., а также с опытом решения «женского вопроса» в советский период на основе идеологии достигнутого равноправия полов и государственной политики, направленной на массовую занятость и профессиональное образование женщин. |