Delist.ru

Сочетанные кранио-фациальные повреждения у детей: организационные и методологические подходы к диагностике, лечению и реабилитации (Клиническое исследование) (31.01.2008)

Автор: Харитонов Дмитрий Юрьевич

Харитонов Дмитрий Юрьевич

Сочетанные кранио-фациальные повреждения у детей: организационные и методологические подходы к диагностике, лечению и реабилитации

(клиническое исследование)

14.00.21 – стоматология

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Воронеж – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Научный консультант:

Доктор медицинских наук, профессор ГУБИНА Лидия Константиновна

Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук, профессор МАМЕДОВ Адиль Аскерович,

ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Заслуженный врач РФ,

Доктор медицинских наук, профессор ЗАБЕЛИН Александр Сергеевич,

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Доктор медицинских наук, профессор ХОДОРКОВСКИЙ Марк Анатольевич,

ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница № 1»

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию имени академика И.П.Павлова»

Защита состоится «____» _____________2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д.208.009.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: 394000, г. Воронеж, ул. Студенческая, д.10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: 394000, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10.

Автореферат разослан «____» ____________________ 2008г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.А. Глухов

Актуальность проблемы:

Учитывая значительное увеличение количества травм головы, большое разнообразие результатов статистических исследований по данной проблеме [Лукьяненко А.В.; 1997, Лимберг Ал. А., 2000.; Haug RH 2001; Klenk G 2003; Leathers R 2003.], необходимо определение места сочетанной кранио-фациальной травмы в детском возрасте как в структуре челюстно-лицевых повреждений, так и при черепно-мозговой травме [Дерябин Е.И., 2000; Лебедев В.В., 1999; Лимберг Ал.А., 2000; Antoniades K, 1993; Bo B., 1998,2001.], определение возрастных особенностей кранио-фациальной травмы.

Изучение обстоятельств и механизма возникновения сочетанных кранио-фациальных повреждений [Науменко В.Г., 1990; Повертовски Г. 1969; Nahum A.M. 1975; Poswillo D. 1975; Rudderman. R. 1992.], определение взаимовлияния компонентов черепно-лицевой травмы, как на клиническое течение, так и на возникновение самой травмы - одна из актуальных задач челюстно-лицевой хирургии и нейрохирургии.

Одним из основных этапов помощи пострадавшим с сочетанными кранио-фациальными повреждениями является обследование больных [Рабухина Н.А. 1991; Лимберг Ал. А. 1997; Коротких Н.Г. и др. 1998, 1999, 2001, 2004; Bartkiw T.P. 1995; Chaushu G. 2000.]. До настоящего времени не выработан порядок проведения диагностических мероприятий, не определены наиболее информативные методы исследования, нет четкости во взаимодействии и очередности работы врачей различных специальностей. Определение объема и порядка проведения диагностических мероприятий, в зависимости от тяжести состояния больного, проявлений компонентов черепно-лицевой травмы, разработка алгоритма обследования пострадавших с сочетанными кранио-фациальными повреждениями позволит сократить сроки обследования, избежать утяжеления состояния пострадавших в результате диагностических мероприятий, своевременно начать направленное лечение кранио-фациальной травмы.

Анатомо-физиологические особенности детей [Артарян А.А.1983; Зыкеева С.К. 1993; Цыбулькин Э.К. 1999; Iizuka T. 1995, Atanasov D.T. 2000.] предполагают и отличную от взрослых пострадавших клиническую картину сочетанных кранио-фациальных повреждений. Определение этих особенностей, выявление закономерностей в течении кранио-фациальной травмы у детей, позволит направленно, на ранней стадии проводить эффективные лечебно-диагностические мероприятия.

До настоящего времени, в лечении переломов костей лица у детей, преобладали методы ортопедической иммобилизации и закрытой репозиции фрагментов перелома. В то же время, при повреждении средней зоны лица, переломах верхней челюсти классические варианты линий переломов встречаются редко. Повреждения бывают зачастую многоуровневые, множественные, при которых осуществить репозицию закрытым методом, а надежную иммобилизацию фрагментов с применением ортопедических методик не представляется возможным. Определение показаний к применению активных хирургических методов лечения детей с кранио-фациальными повреждениями остается актуальной проблемой экстренной медицины [Акулов С.Д. 2000; Котов Г.А. 2000; Кузнецов Л.В. 1998.].

Главной особенностью детского организма является рост и формирование всех систем и тканей, поэтому прогнозировать результаты тяжелой травмы в детском возрасте крайне сложно [Варакина И.А. 1989; Зыкеева С.К. 1993; Бельченко В.А. 1996; Миранович С.И. 1999; Schilephake H. 2002.]. Важной проблемой является моделирование развития травматического повреждения челюстно-лицевой области. Одной из основных задач в лечении кранио-фациальной травмы у детей является дифференцированный подход к реабилитационным мероприятиям и диспансерному наблюдению, создание единой концепции проведения комплексного многоэтапного, с участием группы специалистов, восстанавливающего лечения.

Цель исследования.

Повышение эффективности диагностического, лечебного и реабилитационного процесса у детей с сочетанной кранио-фациальной травмой.

Задачи исследования.

Определить особенности кранио-фациальных повреждений у детей в различные периоды детского возраста.

Выяснить коррелятивную зависимость между локализацией челюстно-лицевой травмы и тяжестью черепно-мозговой травмы у детей.

Установить наиболее информативные диагностические критерии для кранио-фациальных повреждений у детей.

Разработать алгоритм диагностических мероприятий при обследовании пострадавших детей с кранио-фациальной травмой.

Разработать алгоритм комплексной помощи больным с кранио-фациальными повреждениями в детском возрасте.

загрузка...