Delist.ru

Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ (31.01.2008)

Автор: Кумыков Ауес Мухамедович

В главе 4 “Трансформация национального идеала в современной России” анализируются социальные и духовные аспекты трансформации национального идеала в современной России, роль и значение национального идеала в модернизационных реформах, а также возможность использования национального идеала для разрешения и предупреждения транзитивных ценностных конфликтов.

Параграф 4.1 “Национальный идеал как социально-идеологическая категория” посвящен разбору национального идеала как социально-идеологической категории.

Национальный идеал в функциональном отношении является способом поддержания и сохранения государственного единства и духовного сплочения общества как объединения различных социальных групп с отличающимися друг от друга наборами ценностей. Общество обычно заинтересовано в существовании и формулировании национального идеала, а в основе этой заинтересованности лежит национальное самосознание государствообразующей или доминирующей нации и других титульных этносов, проживающих на национальной территории.

Национальное идеал в области духовной культуры и публичной политики понимается диссертантом не просто как абстрактная способность человека рассуждать и мыслить, отражая объективную действительность в своих понятиях, представлениях, а как результат истории народа, аккумулирующей в себе природные и географические условия жизни, материальную культуру, традиции, обычаи и особенности семейно-бытового уклада. Значение национального идеала выводится диссертантом в отражении окружающей “объективной” действительности в национально-специфическом ракурсе и выражении “свободного духа нации”.

В параграфе 4.2 “Роль национального идеала в модернизации российского общества” осуществляется оценка модернизационных процессов в российском обществе и анализируется роль в этих процессах национального идеала.

Необходимость проведения полномасштабной модернизации в России усугубляется время от времени усиливающимся этническим сепаратизмом, националистическими и авторитарными тенденциями в различных регионах России, особенно на Северном Кавказе. Модернизация российского общества и российской экономики необходима для сохранения государственной целостности. Эта потребность проистекает из объективных требований общественного и национального развития. И только единая и модернизованная Россия сможет полностью раскрыть свой духовный и культурный потенциал и успешно интегрироваться в мировое и глобальное сообщество развитых стран. Национальный идеал играет важную роль в продвижении процессов модернизации российского общества и государства.

Возрастание роли государства в модернизационных и национальных процессах обычно происходит во время серьезных политических потрясений и социальных сдвигов или катастроф. К примеру, это относится к современным неудачным экономическим реформам в России. В 1980–1990-х гг. была предпринята попытка реформирования России после слома всей системы социально-экономических и политических отношений, сформировавшихся в Советском Союзе. Происходило разрушение социалистической системы ценностей эпохи господства диалектического материализма, которое сопровождалось экономической деградацией и разрушением научно-промышленного потенциала страны. Резко упал моральный авторитет государственных ценностей и государственной идеологии, долгое время подменявший собой идеологию религиозную.

Сегодня в России сложилась такая обстановка, которая благоприятствует развитию институтов государства и распространению национального идеала в обществе. Некоторый подъем национальной экономики способствует и развитию национального самосознания, в частности, переходу общества от состояния бездуховности к духовности. Идея российской государственности в общественном сознании постепенно возрождается, когда происходит девалоризация идеи постоянной политической и классовой борьбы. Тогда ресурсы всего общества направляются на развитие общего блага при непременном условии – наличии развитого национального идеала. Точкой перехода от постоянной и часто криминальной борьбы за власть и собственность к целевому и функциональному управлению на основе общепризнанных критериев является установление в обществе в целом консенсусного состояния относительно общего направления и цели движения общества вперед, а также определения базовых положений общего проекта модернизационного движения. И только государство может реализовать этот проект от имени общества и всех социальных слоев, проект модернизации, которая складывается на основе общего национального идеала и глубинных сущностных ценностей и оснований всего общества.

Диссертант утверждает, что главная причина неудач модернизационных преобразований заключается в серьезном упадке духовности и отсутствии национального идеала, поскольку духовность – это во многом выражение качественной сути человека, нации и народа, человеческого сообщества, которая вбирает в себя ценности, идеалы, цели, идеи, смысл жизнедеятельности. Это подлинное, законное и полностью оправданное отношение к жизни, которое воплощается в общественном сознании людей. Национальный идеал несет на себе отпечаток человеческого сознания и человеческих представлений, индивидуальных и коллективных.

Таким образом, большое аксиологическое значение имеет философское вскрытие противоречий между последствиями глобализации и цивилизационной интеграции России в мировое сообщество, осложняющими процесс укрепления российской государственности и достижения общественного консенсуса по поводу национального идеала людей, составляющих территориальную общность.

В параграфе 4.3 “Национальный идеал на Северном Кавказе: транзитивный ценностный конфликт и пути его разрешения” анализируются ценностная специфика транзитивных конфликтов на Северном Кавказе и роль национального идеала в их разрешении и предотвращении.

Одной из причин возможности конструирования межнациональной розни или искусственного разжигания ксенофобии можно считать отсутствие общего для всей России национального идеала. Это вдохновляет религиозный экстремизм и этносепаратизм на Северном Кавказе, провозглашающий богоизбранность одного народа или этнической группы. Компенсаторское идеологическое возвеличивание воплощается в иррациональности насилия, применяемого к целым народам.

Диссертант считает, что проблема поиска национального идеала является ключевой для философского понимания этнополитической и межнациональной ситуации на Кавказе. Обычно ее актуализируют представители властных элит, национальной гуманитарной интеллигенции и общественных интеллектуалов. “Несовершенство” российской истории удобно для его инструментального использования националистами и радикалами. Во многих случаях кризисное положение с отдельными этническими группами объясняют различными отступлениями от исторической правды и ущербностью проводимой в прошлом политики (например, сталинскими депортациями или Кавказской войной). Гораздо сложнее сделать важный исторический выбор, т. е. предложить некий план примирения несовершенного мира и его идеального образа. Диссертант обращает внимание на то, что национализм является патерналистской идеологией, в которой акценты “опеки” и “ответственности” расставлены неравномерно.

Продуманный баланс взаимоотношений государства и развития наций и этнических групп на Северном Кавказе может, по мнению автора, обеспечить наилучший прогресс общества и укрепить его жизнеспособность, а также эффективность управления государственной властью развитием всех ключевых сфер жизнедеятельности общества. Дальнейшие исследования национального идеала могут быть востребованы для осмысления задач и перспектив реформирования российского социального ансамбля и построения прогностических программ экономического и социального развития страны. Уникальная роль российского государства состоит в продвижении ценностных нормативов и идеалов устойчивого развития системы межнациональных отношений, культурно-исторических основ и сторон национального бытия, взаимосвязи и взаимообусловленности категорий единства общего и особенного, национального и инонационального. При этом национальный идеал в индивидуальных формах существует в распространенных в обществе идеях и представлениях об истории нации, а также в стереотипах и убеждениях каждой отдельной личности, национальные предпочтения которой в целом довольно устойчивы.

Концептуальные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют существенно расширить возможности анализа диалектического и социального взаимодействия процессов устойчивости и национальной самобытности российской государственности в рамках общемировых тенденций модернизации и глобализации, а также тенденций в духовном развитии представлений о национальном идеале.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы, указываются непроанализированные еще аспекты национального идеала российской государственности, требующие дальнейшего углубленного социально-философского изучения.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России

Кумыков А.М. Представление этноконфликтов в системе синергетических бифуркации // Известия Каб.-Балк. Научного центра РАН. Нальчик, 2003. 0,9 п.л.

Кумыков А.М. Проблема российской государственности в трудах философов русского зарубежья //Научная мысль Кавказа. Дополнительный выпуск 2. 2006. 0,5 п.л.

Кумыков А.М. Роль национального самосознания в формировании национального идеала // Научная мысль Кавказа. Дополнительный выпуск 2. 2006. 0,9 п.л.

Кумыков А.М. Аксиологическое и социальное значение национального идеала // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 35–41. 0,4 п.л.

Кумыков А.М. Национальный идеал как фактор формирования российской государственности // Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. Социология и политология. 2008. 0,4 п.л.

Кумыков А.М. Национальный идеал как социально-идеологическая категория в современных философских исследованиях // Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. Социология и политология. 2008. 0,5 п.л.

Другие издания

Монографии, брошюры

Кумыков А.М., Болотоков В.Х. Национально-психологичекие проблемы в социологии русского зарубежья. Нальчик: Логос, 1996. 10 п.л./5 п.л.

Кумыков А.М. Экономика, политика, нравственность (императивы идеологических дискуссий). Нальчик, 2004. 3 п.л.

Кумыков А.М. Формирование общественного сознания в условиях современной России. Нальчик, 2004. 2 п.л.

Кумыков А.М. Трансформация национального идеала в современной России. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005. 1 п.л.

Кумыков А.М. Национальный идеал на Северном Кавказе: транзитивный ценностный конфликт и пути его разрешения. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2006. 1 п.л.

Кумыков А.М. Формирование национального идеала российской государственности: социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: Антей, 2007. 1 п.л.

Кумыков А.М. Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ. М.: «Социально-гуманитарные знания», 2008. 11,1 п.л.

Кумыков А.М. Ильин И.А. о духовной жизни нации // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик, 1996. 0,2 п.л.

Кумыков А.М. Этнопсихологические воззрения Л.П. Карсавина // Вестник КБГУ. Вып.2. Нальчик, 1996. 0,2 п.л.

Кумыков А.М. Идеи государственности в евразийстве // Вестник КБГУ. Вып.3. Нальчик, 1997. 0,5 п.л.

Кумыков А.М. Молодежь Северного Кавказа (некоторые актуальные проблемы студенческого движения) // Материалы региональной научной конференции. Том I. Назрань, 1999. 0,2 п.л.

Кумыков А.М., Тугуз Ф.К. Проблемы и перспективы движения на Северном Кавказе // Материалы научно-практической конференции «Молодежь Кавказа за мирный Кавказ». Ростов-на-Дону, 1999. 0,1 п.л./0,05 п.л.

Кумыков А.М. Национальная идентичность: сущность и основные функции // Материалы конференции молодых ученых «Перспектива - 2000». Нальчик, 2000. 0,2 п.л.

Кумыков А.М. Идея Богочеловека в концепции свободы личности Н. Бердяева // Сборник молодых ученых Армавирского пединститута. Армавир, 2000. 0,25 п.л.

загрузка...