Delist.ru

Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ (31.01.2008)

Автор: Кумыков Ауес Мухамедович

Проанализировав ситуацию с идеей евразийства как одним из вариантов национального идеала, диссертант делает вывод, что необходимо учитывать исключительность и уникальность Российской Федерации как единственной в мире евразийской державы. Ранее существовавшие на территории российского государства народы обладали преемственностью и непрерывностью государствообразования. Сегодня в стране продолжается процесс складывания российской общности, которому в историческом плане способствует то, что цивилизация России – это цивилизация, сберегающая, охраняющая народы как большие, так и малые. Это цивилизация единства в многообразии.

Диссертант подчеркивает, что взгляды социальных философов на проблему национального идеала в России со временем заметно менялись. Это было связано не только с их духовной эволюцией как мыслителей, но и с внешними вызовами: войнами, революциями, сложностями становления советской государственности. Социально-философские идеи ученых русского зарубежья по-прежнему плодотворны в изучении этатизации общества, а также соотношения значения национального идеала и национального сознания в развитии и функционировании общества и человека.

В главе 2 “Национальное самосознание: фактор развития национального идеала” анализируется специфика формирования национального самосознания как социального и духовного фактора, способствующего развитию национального идеала в обществе.

В параграфе 2.1 “Национальное самосознание: концептуализация социально-философских исследований” представлен концептуальный анализ различных подходов к изучению общественного сознания и национального самосознания, существующих в социально-философском и социально-гуманитарном знании.

В философии сознание является одним из центральных понятий, выступающим в двух формах: индивидуальной и общественной. Индивидуальное сознание воплощает в себе сознание отдельной личности, а общественное – отражает сознание и самосознание народа и нации. Под самосознанием понимается осознание человеком, народом, этносом, нацией своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. С точки зрения Г. Гегеля, самосознание “есть познание подлинного в человеке, подлинного в себе и для себя, – познание самой сущности как духа”.

По мнению диссертанта, всякое национальное самосознание включает в себя весьма сложные элементы, представляющие собой, с одной стороны, различные способы национальной самоидентификации, а с другой – разнообразные варианты восприятия и оценки других национальностей и этнических групп. Важным элементом национального самосознания выступают “национальные приоритеты”, под которыми понимается превалирование идей национального единства, национального согласия и независимости (т.е. государственного суверенитета) над экономическими, политическими и идеологическими взглядами. Функционирование национального самосознания предполагает существование отличительных черт, связанных с бытовыми, языковыми, культурными и прочими специфическими характеристиками, а также наличие развитого социального субъекта, способного к их пониманию и использованию. Поэтому национальное самосознание является отражением определенного социального опыта, сложившегося под влиянием исторических и социальных условий существования нации и существующего в виде устойчивых ценностных ориентаций. В этом смысле национальное самосознание – это сложная и динамически открытая система. Высшее назначение русской культуры и национального российского самосознания состоит в формировании подлинно культурного русского человека.

В параграфе указывается, что общечеловеческое постепенно трансформируется в национальное, которое, в свою очередь, также не чуждо и не противоположно другому национальному именно потому, что само производно от общечеловеческого. Примером совмещения противоположностей в русском характере является прагматизм и отвлеченность в национальном российском самосознании. Автор считает, что национальное самосознание является духовным элементом, необходимым для полноценного развития нации.

В параграфе 2.2 “Предпосылки и факторы формирования национального самосознания” рассматриваются предпосылки и факторы формирования национального самосознания с точки зрения социальной философии.

Проблема определения предпосылок и факторов национального самосознания в современных общественных отношениях является актуальной и своевременной. Она имеет не только философско-теоретическое, но и важное практическое значение в условиях современной России. Функция национального самосознания состоит в сохранении преемственности существования и развития не только личности, но и нации и народа, передаче социального опыта, сохранении относительной устойчивости общества в решении сложных проблем. Российское национальное самосознание воплощает в себе поиск Россией самой себя. Поэтому важно определить, станет ли современная Россия продолжать традиции российского самосознания прошлого века, произойдет ли духовный синтез старого и современного, а также в чем выражается конфликтность российского национального самосознания, т. е. осознания ценностей национального бытия.

Важной предпосылкой формирования национального самосознания является развитое и функциональное гражданское общество. Современное понимание гражданского общества напрямую связано с проблемой национального идеала и национального самосознания. Сама идея гражданского общества как автономности от воли политических властей восходит к трудам философов Древней Греции и античного Рима. К середине XIX в. под гражданским обществом стали понимать автономию от государства. Такое понимание отражало распад феодальных порядков и постепенное становление капиталистического общества, которое сопровождалось высвобождением из-под юридической власти государства частной жизни, семейных отношений, предпринимательской деятельности, религиозной сферы. Государства перестали октроировать права: их функции свелись к охране неотъемлемых естественных прав человека (право на жизнь, свободный выбор деятельности, передвижения и т. д.). Поэтому центральным вопросом существования и функционирования гражданского общества является вопрос о взаимодействии граждан, населения, народа, с одной стороны, и государства, государственной власти – с другой.

Среди русских философов, писавших о предпосылках и факторах формирования национального самосознания, в том числе и о развитии гражданского общества, диссертант особенно выделяет социально-политические произведения Б. П. Вышеславцева. В своих трудах философ анализирует проявления “народного духа” и его связь с национальным самосознанием с помощью диалектического метода.

В формировании национального самосознания, указывает Н. А. Бердяев, огромную роль сыграл географический и пространственный фактор – евразийское местоположение России и огромные пространства. Именно географическое положение, по его мнению, вынудило русский народ создать огромное государство в виде великого Востока – Запада. Вслед за Ш.-Л. Монтескье, Бердяев отмечает значимость географической среды в формировании “духа народа”. Философ подчеркивает, что есть некоторое соответствие между необъятностью и безграничностью русской земли и русской души, между географией физической и географией духовной. И это наложило неизгладимый отпечаток на судьбу русского народа и национальное самосознание, которые до сих пор определяются безграничностью и устремленностью в бесконечность пространственного расширения русской земли.

Диссертант приходит к выводу, что социально-философская мысль русского зарубежья уделяла много внимания изучению условий и факторов развития национального самосознания. Русские философы тесно увязывали проблемы “русского духа” и “русского национального характера” и установили связь национального самосознания народа с духовными ценностями российской культуры, в частности, с православием. Таким образом, изменение национального самосознания, национального идеала народа и его образа жизни – это сложный процесс, затрагивающий динамичные отношения между самыми различными аспектами культуры нации и культурными архетипами.

В параграфе 2.3 “Роль национального самосознания в формировании национального идеала” анализируются роль и значение национального самосознания в социальных и духовных процессах формирования национального идеала.

Автор обосновывает мысль, что развитое национальное самосознание является предпосылкой не только успешного саморазвития личности, но и духовного развития нации и формирования национального идеала. Национальное самосознание в общем виде понимается диссертантом как интегративная личностная характеристика, включающая в себя осознание принадлежности к определенной национальной общности, наряду с позитивной оценкой представителей других национальных культур, представления индивида о языке, культуре, о типичных чертах своей общности, об общности исторического прошлого, религии, территории, государственности.

Однако национальное самосознание предполагает функционирование не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общественного самосознания. Основными механизмами, способствующими воспитанию национального самосознания, выступают механизмы приобщения к ценностям национальной культуры в ходе межкультурного и толерантного диалога, отсутствия этноцентризма и бинарного противопоставления “мы – они”. Развитию национального самосознания способствуют также устойчивые социальные механизмы национальной, религиозной и культурной самоидентификации, стереотипизации и интериоризации национальных традиций и обычаев. Осознание принадлежности к своей нации, предполагающее осознанное усвоение достижений и продуктов национальной культуры, обладает ценностно-смысловой и когнитивной природой, поскольку оно не только ограничивается познавательной и интеллектуальной сферой, но и затрагивает эмоциональную сторону личности.

Проанализировав социологические и философские концепции национального самосознания, диссертант делает вывод, что национальный идеал проявляется в национальном сознании в виде обобщенных стереотипов и представлений о наличии и степени национальной решимости, политической воли и возможностей к сплочению в общем деле преодоления бед и трудностей, поисков путей к совместному процветанию. Национальный идеал обычно включает в себя бихевиоральные и вербальные образцы, выражающие чувство гордости за принадлежность к общности и государству, любовь к родному очагу, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и общности интересов всех людей, проживающих на национальной территории. Эти структурные элементы национального идеала находятся в постоянном диалектическом развитии. Именно они образуют в своей совокупности национальное своеобразие культуры и проявляются в виде культурной специфики в каждом жанре искусства.

Национальное самосознание продолжает оставаться главным фактором, укрепляющим жизнеспособность российского государства. Оно сложилось под влиянием исторически сформировавшихся способов существования народа, нации, объединенной не только общностью истории и географии, но и общностью известных психологических черт. Важной стороной национального самосознания является осознание людьми своей индивидуальности, принадлежности к этой, а не к какой-нибудь другой национально-этнической общности. Именно характер и особенности национального самосознания в решающей степени предопределяют в России и государственное устройство, и развитие гражданского общества, и социальное участие в общественной жизни. Таким образом, национальное самосознание является необходимой стороной общественного сознания, которое отражает как общественное бытие человека, так и его материальную культуру.

В главе 3 “Национальный идеал в контексте российской государственности” речь идет о национальном идеале в историческом и социально-философском контексте процессов формирования российской государственности. Также исследуются современные и актуальные вызовы идеологической устойчивости российской государственности, а национальный идеал анализируется как фактор формирования российской государственности.

Параграф 3.1 “Государственность как социально-философская категория” содержит в себе социально-философский и структурно-функциональный анализ идеи государственности.

Процессы социального преобразования российского общества, вызовы глобализации и задачи интеграции современной России в мировое экономическое сообщество и глобальное пространство требуют внимательного анализа проблемы соотношения государственности и национального идеала в условиях усложненной функциональности и федеративного характера многонационального российского государственного устройства.

Устойчивость российской государственности оказывает позитивное влияние на характер межнациональных и межэтнических отношений, которые традиционно являются одной из самых сложных сторон общественной жизни страны. Современная российская государственность формируется в условиях стремления каждой нации, каждого этноса в многонациональной России к дуалистическому объективно-субъективному сохранению собственной социокультурной идентичности в единстве с процессами взаимного ценностного сближения и взаимопроникновения различных культур на путях преодоления проявлений этноцентризма, экстремизма, национального шовинизма, национальной, этнической или религиозной исключительности.

От уровня развития государственности зависит успешное формирование самосознания личности, а также ее активность как субъекта государственного и территориального образования и определенной национальной общности.

Диссертант уточняет, что государство в ходе управленческого и экономического коллапса на длительный период времени потеряло моральную и экономическую силу воздействия на кризисное общество, поскольку процесс создания новой (российской) государственности происходил как диалектический процесс постоянного отрицания. Советские реформы разрушили прежнюю имперскую модель государственности (хотя и оставили некоторые социальные алгоритмы развития практически без изменения), а в ходе первых реформ были полностью уничтожены идеологические основы советской государственности. Новую модель государственности можно было лучше всего охарактеризовать словами Б. Н. Ельцина, обращенными к региональным органам власти: “Берите столько суверенитета, сколько можете взять”. Этот политический призыв стал одной из причин регионального и национального сепаратизма.

Исследование доминантных свойств и характеристик российской государственности позволяет прийти к выводу о том, что главным институтом социальных преобразований в России всегда выступали государственные власти, поэтому любые попытки социально-политической трансформации принимали форму этатистской модернизации. Геополитические особенности характера российской государственности наряду с социально-психологической спецификой национального самосознания создают в обществе восприятие неизбежности и плодотворности перспективы проведения модернизационных перемен и реформ под политическим лозунгом “сильного государства”, способного укрепить гражданский и политический строй правового государства в современной России. Проблема укрепления российской государственности непосредственно соотносится с основным политико-философским ориентиром существования государства — категорией “общего блага”, которая, в свою очередь, в практическом плане реальной политики связана с идеей внутренней социетальной солидарности общества, с ценностным развитием национального самосознания и национального идеала как онтологически-духовной основы целостности государства.

Изучение становления и развития государственности в России превратилось в важное направление в социальной философии. Эта проблема также глубоко исследовалась и в трудах русских зарубежных философов, по мнению которых, центральная власть в России, как в прошлом, так и в настоящем, всегда выступала интегрирующей силой в форме взаимодействия с отдельными региональными и социальными единицами для обеспечения единства и целостности всего российского государства. Социально-философский и политологический анализ российской государственности и национального самосознания позволяет диссертанту рассмотреть сущностные и онтологические основы российской государственности.

При анализе государственности диссертант уточняет, что взгляд на государство как на учреждение и аппарат правительства обрезает связь государства с национальным самосознанием и национальным идеалом и исключает значимость анализа специфики конкретной российской государственности как созидательной проекции грядущего. Тем самым диссертант отвергает представления о возможности автоматического переноса абстрактно сконструированной модели государственности из одной социальной среды в другую безотносительно к конкретно-историческим условиям бытия социума.

В историческом плане нравственная задача государственности заключалась в исправлении общественного строя и приближении его к нравственному порядку. Цель развития национального самосознания и формулирования национального идеала увязывалась с задачей укрепления национального государства, которое в российских условиях было возможно только благодаря этатизму. Историческая длительность существования выявленных диссертантом доминантных черт российской государственности указывает на необходимость соблюдения преемственности в отношении базовых идей российской государственности и национального идеала при проведении политических, административных и культурных реформ в изменившихся реалиях современного мирового процесса.

В параграфе 3.2 “Современные вызовы идеологической устойчивости российской государственности” осуществляется анализ нынешних социокультурных вызовов, влияющих на идеологическое состояние и идеологическую устойчивость российской государственности.

Главным инструментом социальных преобразований в России традиционно выступало государство, и потому современные социально-политические, экономические и культурные трансформации (как и все трансформации, осуществляемые в прошлом) принимают форму этатистской и инструментальной модернизации.

Государственность как социальный и духовный институт носит, по мнению диссертанта, полиструктурный характер. На одну треть своей субстанциональности она обеспечивает сохранность механизма устойчивого социального функционирования. Другая составная часть государственности представлена ее органической взаимозависимостью и взаимосвязью с историей нации, ее национальным идеалом и национальным самосознанием. Государственность воплощает в себе объединительный проект возможного вектора будущего, поэтому она обычно довольно устойчива во временном отношении, но является материально (идеологически) и физически изменчивой субстанцией и продуктом исторического развития. В духовно-историческом плане государственность существует в виде преимущественно нравственного и аксиологического восприятия государства как необходимой социальной сущности.

Анализ социально-философских трактатов русских мыслителей показывает, что государственность всегда воспринималась как особого рода субстанциальная сущность, которая обладает силой морального воздействия на общество, поскольку концентрирует в себе образ национального идеала и воплощает устойчивую цивилизационную константу национального существования, направленную из прошлого через настоящее в будущее. Тем самым государство обретает не только статус материального учреждения или института власти и подавления, но и статус актуализирующегося субъекта, ответственного за “общее благо” и духовно-нравственные ценности. По мнению диссертанта, для обеспечения идеологической устойчивости российской государственности необходимо достижение духовной и физической целостности страны, созидание и укрепление прочных идейно-объединительных основ.

Далее в параграфе рассматривается подход классического либерализма, который предполагает выработку единого национального идеала в рамках подчинения единой воле на основе закона, воплощающего духовные и нравственные высшие основы существования общества. Диссертант анализирует взгляды евразийцев, которые полагали, что обеспечить духовную преемственность и идеологическую устойчивость можно только путем следования геополитической идеи преодоления и усвоения русским народом евразийского пространства, осознания и осуществления великого культурно-материкового синтеза и уравновешивания двух культурно-исторических векторов развития – западного и восточного. Евразийцы обосновали возможность достижения социально-философского консенсуса государственности и национального идеала в самой природе культурной самобытности России, сочетания в российской цивилизации русских, туранских (тюркских), угро-финских и европейских элементов. Для евразийцев сохранить идеологическую устойчивость можно также с помощью исторической парадигмы соборности, понимаемой как органичное включение в единую общность разнообразных культур и народов евразийского региона.

Диссертант указывает, что в соответствии с общемировыми и глобальными тенденциями в современной России идет интенсивный процесс осмысления важности сохранения идеологической устойчивости государственности как активного инструмента построения демократического и правового общества в многонациональной стране. Государство в этом отношении является единственной серьезной мобилизующей силой в условиях практически полного отсутствия развитого гражданского общества.

По мнению диссертанта, сохранение идеологической устойчивости российской государственности и развитие национального идеала в России связаны с переходом к духовному созиданию, к постепенному движению в направлении экономического и социального подъема страны и общества, к развитию российской нации и улучшению материального блага и росту духовности людей, к созданию сильного государства и подлинно гражданского общества в России. Поэтому идеологическая устойчивость российской государственности сегодня становится главным объектом ценностного спора как в международной политике, так и во внутренней между ведущими политическими партиями. Различные социальные агенты по-разному оценивают идеологическую устойчивость современной России, которая предохраняет общество от отрицательного воздействия различных деструктивных идеологических и религиозных течений.

Таким образом, российская национальная традиция, опирающаяся на такие доминантные черты государственности, как этатизм, соборность и стремление к органическому единству нации, что включает в себя развитое национальное самосознание, и возвышение нравственной ответственности государства перед народом, может способствовать преодолению духовного кризиса российского народа.

В параграфе 3.3 “Национальный идеал как фактор формирования российской государственности” рассматривается социально-философское содержание национального идеала как фактора формирования российской государственности.

На формирование национального идеала российской государственности большое влияние оказывает противоречие между дезинтеграционными глобальными процессами и фундаментальным препятствием на их пути – государствами. В мире происходит рост взаимозависимости стран и экономик, усиливается взаимопроникновение национальных и экономических структур, обостряются глобальные проблемы, интенсифицируется обмен информацией и т. д. Проблемы генезиса и эволюции национального идеала тесно связаны с глобальными процессами, изменившими социально-политический ландшафт России в последние два десятилетия.

Диссертант считает, что стягивающим стержнем российской государственности часто является национальная духовность и “государственная константа”, вокруг которой концентрируется вся культурная жизнь общества. Другим характерным признаком российской государственности является ее гарантийный и октроированный в духовном отношении характер. Российское государство обеспечивает, контролирует и нормирует осуществление постоянных целей и стратегических задач.

Таким образом, важную роль в процессе создания национального идеала как значимого фактора формирования российской государственности могут сыграть ученые и специалисты в области гуманитарных и социальных наук, которые пытаются, изменив прошлое своей страны, смоделировать для них новое будущее, которое бы вписало их в постиндустриальное общество, в общество процветающих стран.

загрузка...