Delist.ru

Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ (31.01.2008)

Автор: Кумыков Ауес Мухамедович

4. Доминантными предпосылками и факторами формирования национального самосознания являются сформулированные в конкретно-исторических условиях идея единства или общежительной целостности; нравственная идея как высшая цель и задача государства; идея служения как аксиологическая основа реализации нравственной задачи; идея сильной власти как способ реализации целостности и нравственной задачи государства.

5. Национальное самосознание играет важную роль в формировании и генезисе национального идеала. Низкий уровень развития национального самосознания приводит к господству в обществе бездуховности, а государство перестает выполнять функции эксклюзивного объединительного союза и способствовать прогрессу общества. Упадок национального самосознания трансформирует моральное и аксиологическое отношение к национальному идеалу: он перестает восприниматься как идеал позитивной коллективности, как безусловное “добро” и “благо”, как идейная сила государственного порядка и в нем начинают усматривать главный источник принудительности, дезорганизации и дисфункций в современном рыночном обществе.

6. Анализ исторических компонентов российской государственности выявляет ее доминанты, которые представляют собой органический продукт истории российского народа и его культуры. Аксиологической сущностью российской государственности является преодоление глобальных вызовов и укрепление жизнеспособности российского государства, а также общего блага населяющего его народа.

7. Современными глобальными вызовами идеологической устойчивости российской государственности является необходимость модернизации политико-социальных основ российской государственности. Они занимают ведущее место в размышлениях российских философов независимо от их идеологических ориентаций: либеральных, центристских, консервативных. Кризис российской государственности во многом связан с нарастающим глобальным кризисом в идеологической сфере и распространением деструктивных политических, социальных и религиозных течений.

8. Национальный идеал является перманентным и важным фактором формирования российской государственности. Национальный идеал воплощает в себе нормативные и аксиологические ориентиры национального развития в процессе модернизации, мобилизацию стратегически духовных и нравственных сильных сторон российской государственности., а также политико-социальную форму “сильного государства”.

9. Национальный идеал рассматривается как социально-идеологическая категория, воплощающая в себе набор нормативно-нравственных ценностей служения общенациональному коллективному началу общества, а также основные идеологические предпочтения в ориентирах государственного строительства нации.

10. Важную роль в процессах модернизации российского общества и трансформации ценностных оснований российского социума играет национальный идеал. Материально-духовными основаниями этого идеала являются идея “общего блага” как фундаментальной телеологической цели государственности, духовная крепость национального самосознания, а также единство, целостность и солидарность нации. Национальный идеал способен обеспечить преемственность в отношении традиционных ценностей и императив освоения передового мирового опыта, а также принятие парадигмы “социального жизнеспособного государства”, центральной идеей которой является “реинтеграция людей в общество”. В российском контексте идея такого государства означает взвешенное сочетание государственной и личной ответственности людей и социальных и этнических групп, составляющих российскую нацию.

11. Транзитивная социально-историческая реальность российского государства в целом и Северного Кавказа в частности в эпоху глобализации приводит к необходимости конструирования новой стратегии развития общества, важной предпосылкой которой является формирование и имплементация в социально-идеологической и духовной сфере национального идеала российской государственности. Перспективы развития российской государственности, а также предупреждения, преодоления и разрешения транзитивных ценностных конфликтов и вызовов этносепаратизма лежат на пути поиска оптимального соотношения позитивно-эволюционной государственной активности и ревалоризации традиционно-нравственных сторон его деятельности, учета духовных закономерностей существования этнических групп и народов в виде толерантных и консенсусных северо-кавказских обычаев и формирования российской нации.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании самостоятельного направления социально-философского анализа национального идеала российской государственности через призму развития национального самосознания. Практический смысл работы заключается в том, что результаты и выводы исследования способствуют более реалистической оценке движущих причин и факторов формирования национального идеала и оптимизации его конструирования и использования как ориентационной и мотивационной модели преодоления транзитивного ценностного конфликта, а также других негативных тенденций в развитии российского государственности.

Основные идеи и положения диссертации могут быть использованы в научной и методической работе во многих областях социальной философии: исследования национального идеала и национального самосознания, глобальные проблемы современности, транзитивные ценностные конфликты и модернизация российского общества, а также при разработке и чтении курсов по философским проблемам национального самосознания. Выводы, сделанные автором диссертации, могут быть полезны для дальнейшей исследовательской работы социально-философской направленности проблем современной российской государственности.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях, на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия», на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» и на III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», а также на Международной конференции «Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты».

Результаты диссертационной работы представлены в 40 научных работах и статьях (в т.ч. в изданиях, упомянутых в списке ВАК) общим объемом около 61,84 п. л.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 315 наименований (из которых 65 – на английском языке).

Основное содержание диссертации

Во Введении обосновываются выбор проблематики диссертационного исследования, ее актуальность, характеризуется степень разработанности проблемы диссертации в научной литературе, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, представляются элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту, уточняются методология исследования, его теоретическая и практическая значимость.

В главе 1 “Методологические проблемы изучения национального идеала” рассматриваются основные социально-философские концепции, сформировавшиеся вокруг различных аспектов изучения национального идеала, теоретико-методологические проблемы, а также работы социальных философов русского зарубежья, посвященные анализу национального идеала.

В параграфе 1.1 “Теоретико-методологические подходы к анализу национального идеала” подробно освещаются основные социально-гуманитарные и социально-философские подходы, существующие в отечественной и западной научной мысли, к определению и анализу национального идеала.

Диссертант отмечает, что воздействие глобализации на всех уровнях подрывает идеологическую и национальную устойчивость государства, которая в значительной степени зависит от наличия в обществе национального идеала. Процессы транзитивного и модернизационного преобразования российского общества, ценностные конфликты и необходимость постоянной интеграции современной России в мировое сообщество экономически развитых государств обостряют проблемы поиска всеобщего национального идеала в условиях развивающейся многонациональной российской государственности.

Исследование проблемы национального идеала российской государственности российскими философами в целом ограничено анализом духовной сферы общества или традиционными попытками “найти” национальную (т. е. общероссийскую) идею. Обсуждение проблематики национального идеала особенно актуализируется в транзитивные и неустойчивые эпохи развития страны, сопровождающиеся масштабным кризисом государства, появлением негативных тенденций в развитии нации и ее самосознании. В такие периоды большинство философских исследований практически всех во всем остальном идеологически весьма разнородных течений русской мысли обращаются к наиболее острым проблемам формирования национального идеала, включая изучение отдельных аспектов российской государственности, национального сознания и самосознания, рассматривая специфику российского цивилизационного паттерна исторического развития на фоне глобальных общемировых процессов.

Далее рассматриваются работы русских философов конца XIX – начала XX в. Российских религиозных мыслителей – В. В. Розанова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, П. Н. Новгородцева, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосского – всегда волновали проблемы “русского духа”, “русского национального характера”, они стремились установить взаимосвязь национального самосознания с духовными ценностями отечественной культуры, а также показать значимость патриотизма как одного из ключевых показателей развития национального идеала.

При этом отличительной чертой взглядов русских философов на процесс происхождения и формирования национального идеала российской государственности является указание на заметную роль православия, поскольку в России религии принадлежала основополагающая роль в государственном строительстве и формировании национального идеала. В критические моменты существования российского государства (к примеру, на рубеже XVII в.) православие выступало организующей и национально-ориентирующей силой в деле защиты независимости и самобытности русской цивилизации.

В параграфе отражается концептуальное содержание размышлений философов русского зарубежья по поводу социалистического строительства российской государственности и социалистического варианта национального идеала как одного из прагматически ориентированного варианта общественного идеала. Его позитивная ценность состояла в том, что, по мнению Л. П. Карсавина, он “предполагает восстановление прав обездоленных, отождествляемых с рабочим классом, в области материального бытия”, а негативная – в бюрократизации социума и многочисленных карательных репрессиях. Сущностное содержание реализовавшегося в России варианта “строительства социализма” можно обнаружить в политико-идеологических работах ученых и государственных деятелей советского времени.

Особое внимание диссертант обращает на философские работы евразийцев. Исходя из концепции “месторазвития”, евразийцы постоянно обосновывают закономерность гармоничного объединения русского мира с азиатским. В настоящее время для сторонников этого направления национальный идеал заключается в сохранении неповторимой, самобытной и евразийской культуры России. При этом роль национального идеала не сводится к чужеродному внешнему влиянию: Азия – это органичный составной элемент культуры Россия – Евразия. Детальный анализ национальных и духовных процессов в Евразии позволил евразийцам обосновать идеологическую и психологическую близость, а также взаимную экономическую заинтересованность славян и восточных российских народов. Поэтому Евразия предстает в трудах евразийцев как особый, целостный и цельный культурный мир, возглавляемый Россией.

В аксиологическом плане национальный идеал определяет структурное содержание и основные идеологические предпочтения и цели государственного строительства нации. Существующий в общественном сознании национальный идеал осознается и включается как составная часть в индивидуальное самосознание проживающих в нации индивидов. При этом самосознание, идеализируя национальный идеал, может существенно искажать национальные интересы и значимые социальные ценности. Национальный идеал рассматривается автором как многоуровневый духовный феномен, воплощающий в себе национальные интересы и идеалы развития государственности, а также допускающий неконфликтное совмещение различных идентичностей как этнического, так и религиозного и политического характера. Тем самым национальный идеал формирует, по словам Н. А. Бердяева, “общую судьбу” народа.

Национальный идеал постоянен в том смысле, что без него практически невозможно сохранение нации и национального самосознания. Создание этого идеала – это конструирование национального прошлого и особой территориальной истории, которое требует локализации моральной привязанности к отдельным территориям, отечеству или родной земле и создает “освященные временем” устойчивые связи между народом, государством и территорией. Национальный идеал придает коллективному существованию временное измерение, он укореняет членов сообщества в общем прошлом, которое может быть неточным, но воспринимается как истинное. Точно так же, он придает им чувство общего будущего. Таким обрзаом, национальный идеал – это сложный социально-идеологический и духовный механизм, обеспечивающий общественное развитие.

Во параграфе 1.2 “Современные философские подходы к изучению национального идеала” рассматриваются современные социально-философские концепции, анализирующие отдельные ключевые аспекты национального идеала.

Автор подчеркивает важность изучения национального идеала и для секулярной, и для религиозной философской традиции. Как известно, национальный идеал воплощает в себе устойчивые ожидания о характере мира и возможном способе достижения гармонии внутри нации и между входящими в нее этносами. Являясь сложным социальным и духовным явлением, он выполняет ряд структурных функций, поскольку нация или этническая группа, которая поддерживает традиции конструирования национального идеала и официальной историографии, проводит модернизационные реформы с меньшими социальными издержками.

В традициях марксизма национальный идеал как определенная совокупность идей и ценностных установок носит конкретно-исторический характер. Не существует национального идеала без осознания принадлежности людей к своей нации. Он играет важную роль в совершенствовании межнациональных отношений, в укреплении чувств взаимопонимания и уважения. В формальном – юридическом аспекте национальный идеал часто воплощается в политике “национального возрождения”, особенно в культурной сфере. В параграфе уточняется, что национальный идеал необходим для обеспечения баланса взаимоотношений государства и развития наций, а также для создания условий наилучшего общественного прогресса. Его содержание с различной степенью объективности отражает положение нации в системе геополитических и международных отношений, ее место и значение в исторической эпохе и в содружестве других наций. Национальный идеал тесно связан с национальным самосознанием, в котором осознаются цели и задачи дальнейшего развития нации. Но сущностью национального идеала являются в основном осознанные национальные интересы и национальные потребности.

Н. А. Бердяев использовал основные принципы исторической диалектики и логики, чтобы показать сложность и диалектическую взаимосвязь между позициями космополитизма, с одной стороны, и национализма – с другой. Единство человечества, по мнению философа, не должно подразумевать полное исчезновение всех наций. Национальность – это индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества. Человечество и национальность – это два равнозначных явления, диалектически связанных между собой как единичное и всеобщее, часть и целое. Поэтому существование одного из них не только не отменяет, но и предполагает существование другого.

Диссертант подробно рассматривает работы ведущих русских философов, посвященных анализу ценностных аспектов национального идеала. О необходимости развития национального идеала много писал Г. П. Федотов, подразумевая, что эта деятельность является важнейшим способом актуализации бытия нации, а также источником ее жизненной силы и мощи.

Следует отметить, что в современной социальной философии под национальным идеалом обычно подразумевается жизнеспособность нации, которая прямо или косвенно влияет на управление государственной властью и развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Социально-идеологическое формирование национального идеала необходимо современной России, поскольку перспектива превращения органов государственной власти в инструменты гражданского общества все больше становится проблематичной в условиях нынешней формы глобализации. Периферийный и полупериферийный капитализм, который развивается в стране, углубляет существующий аксиологический и социальный раскол в обществе. В этом смысле преодоление глубокого отчуждения от власти и недоверия к государству невозможно без формирования национального идеала.

В параграфе 1.3 “Национальный идеал в социально-философской мысли русского зарубежья” анализируется значение национального идеала в основных секулярных и религиозных социально-философских концепциях философов русского зарубежья.

В каждой нации на определенном этапе общественного развития формулируется идеологический и социальный заказ на разработку и обсуждение в общественном дискурсе национального идеала или национальной идеи. Обычно под ними подразумеваются ценностные установки, опирающиеся на исторический опыт нации, а также особенности национальной ментальности и психологии. В России они включают ценности этатизма и этического, т.е. нравственного, восприятия государства. Национальный идеал может помочь в соединении отдельных разрозненных социальных групп в единое гражданское общество. В последние десятилетия в ходе многочисленных социально-экономических кризисов национальный идеал России осознанно практически не формулировался, и сейчас стоит задача его выработки.

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

??????ной идеи, реализация которой должна послужить воплощением национального идеала. По мнению диссертанта и как свидетельствуют философские труды классиков начала XX века, “русская идея” непосредственно и адекватно может коррелировать с идеей евразийства. “Русская идея” во многом соотносится и с русским языком, который становится носителем идеи евразийства и который в настоящее время служит объединительным фактором на евразийском пространстве России.

загрузка...