Delist.ru

Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ (31.01.2008)

Автор: Кумыков Ауес Мухамедович

Для современных сторонников панславянизма, или панславизма, национальный идеал российской государственности представляет собой федеративное (или конфедеративное) образование с включением славянских республик постсоветского пространства (Белоруссия, Украина и Приднестровье), а возможно, и с другими постсоветскими государствами (например, Сербией или Черногорией). О нечто подобном речь шла еще у декабристов, которые также мечтали о будущей славянской вольной федерации. Аксиологическим содержанием такого варианта национального идеала являются “славянские ценности”, среди которых важное место занимают традиционность общественной и семейной жизни, православие и народность, хотя некоторые традиционные движения призывают к восстановлению дохристианского неоязычества или даже выбору в качестве ценностной основы исламских норм.

Не меньший вклад в исследование теоретико-методологических вопросов изучения национального идеала, а также соотношение этого понятия с национальным характером и национальной идеологией внесли и западные ученые, которые работают в рамках изучения национализма, межэтнических отношений и этничности: К. Вердери, Дж. Бейтсон, Г. Дж. Дужкер, Д. Левинсон и др. Б?льшая часть этих теоретиков согласны с тем, что национальный идеал представляет собой современный феномен, тесно связанный с потребностью индустриальных обществ в едином языке, национальной культуре и “воображаемом” горизонтальном сообществе. Эта потребность в индустриализации оказала колоссальное давление на духовную сферу нации. Она привела к разрушению досовременных элитарных культур и провинциализации локальных крестьянских и традиционных субкультур в новом стандартизированном и гомогенном национальном мире. По мнению Э. Геллнера, переход к современному индустриальному обществу остановить невозможно. Следовательно, национальный идеал как социально-идеологическое воплощение национализма представляет собой неотъемлемый феномен современного мира.

Политическим и правовым воплощением национального идеала российской государственности, по мнению западных политологов и экспертов, которые работают в русле сформированной в 1950–1960-е гг. советологии и постсоветологии (З. Бжезинский, А. Левин, М. Евангелиста и др.), должна являться вестернизированная страна с либеральными ценностями рыночной экономики и индивидуальной свободы, а также с сильным чувством европейской идентичности.

С 90-х гг. XX в. в России вновь (после длительного перерыва) развернулась дискуссия по вопросам формирования национального идеала. В работах Р. Г. Абдулатипова, А. С. Ахиезера, Л. А. Беляева рассматривается связь национального идеала с национализмом и национальной идеей. Цивилизационная специфика советского периода российской государственности и возможности политической реставрации советского строя отражены в работах В. В. Волкова и А. Синявского.

Идеологические, политические и геополитические аспекты формирования национального идеала получили освещение в трудах Ю. Г. Волкова, А. В. Лубского, В. П. Макаренко, К. С. Гаджиева, В. В. Ильина, А. С. Панарина. Особенности формирования национального идеала в эпоху глобализации и транзитивных конфликтов рассматривают В. И. Спиридонова, В. Г. Буров, Р. И. Соколова, В. И. Шевченко и др. Типы возможного современного цивилизационного развития и связанные с этим идентификационные конфликты анализируют А. А. Гусейнов, В. С. Степин, Б. Г. Капустин, С. Г. Кара-Мурза, И. И. Кравченко, В. М. Межуев, А. Ю. Мельвиль, A. Г. Мысливченко и др.

Возможные цивилизационные ориентиры развития национального идеала российской государственности подробно рассмотрены в работах И. К. Пантина, Ю. С. Пивоварова, А. И. Фурсова, В. С. Семенова, В. Г. Федотовой, В. И. Шамшурина и др.

Современные трудности в становлении национального идеала российской государственности, связанного с утверждением российской нации, вызвали увеличение количества философских и политологических работ, посвященных отдельным острым и нерешенным проблемам развития национального идеала. Однако, глубоко анализируя русский национальный характер, исследователи в них практически не затрагивают вопрос о систематизации ведущих черт национального идеала российской государственности. И поскольку работ, посвященных социально-философскому анализу национального идеала российской государственности, явно недостаточно, то именно этот аспект указанной проблемы представляет интерес для темы настоящей диссертации и находится в фокусе исследовательского внимания автора.

Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе национального идеала российской государственности в контексте духовных ориентиров и актуальных общественно-политических проблем страны. Она определила следующие исследовательские задачи:

– рассмотреть существующие междисциплинарные теоретико-методологические подходы к анализу национального идеала;

– проанализировать имеющиеся социально-философские подходы к изучению национального идеала;

– проследить эволюцию и рефлексию идеи национального идеала в социально-философской мысли русского зарубежья;

– концептуализировать социально-философские исследования национального самосознания, составляющего сущностную основу жизнеспособности российской государственности;

– выделить исторически появившиеся и доминантные предпосылки и факторы формирования национального самосознания;

– проанализировать роль национального самосознания в формировании национального идеала;

– изучить основные характеристики государственности в транзитивных социально-исторических условиях как социально-философской сущности;

– выявить современные вызовы идеологической устойчивости российской государственности;

– проанализировать национальный идеал как перманентный фактор формирования российской государственности;

– рассмотреть национальный идеал как социально-идеологическую категорию и выделить его аксиологическое значение;

– изучить роль национального идеала в социальных процессах модернизации российского общества;

исследовать процессы формирования национального идеала на Северном Кавказе, а также рассмотреть его роль в преодолении и разрешении существующих транзитивных ценностных конфликтов.

Объектом исследования является генезис и трансформация национального идеала российской государственности.

Предмет исследования составляет российская государственность как социально-философская сущность в транзитивных исторических и глобальных условиях.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют фундаментальные категории и принципы социальной философии: объективность, всесторонность, единство анализа и синтеза, историческая конкретность. В работе активно используются принципы целостности и онтологизма, предложенные Г. Гегелем, ценностный и компаративный подходы., а также подходы, которые применяются в политической философии, философской антропологии, культурологии, политологии и социальной психологии.

Большое авторское внимание уделено зарубежным работам в области политических и административных наук, теории национализма и советологии (постсоветологии). Важную роль в концептуализации понятия “национальный идеал” сыграли социально-философские трактаты и анализы философов русского зарубежья (1920–1950-е гг.), а также труды современных сторонников неоевразийства и теории этатистской модернизации (У. Бек, А. С. Панарин). При этом в аксиологическом плане национальный идеал определяется как набор нормативно-нравственных ценностей служения общенациональному коллективному началу общества, а также основные идеологические предпочтения в ориентирах государственного строительства нации.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые проводится комплексный социально-философский анализ национального идеала российской государственности. Конкретное приращение полученного в ходе диссертационного исследования знания заключается в следующем:

– проанализированы теоретико-методологические подходы в изучении национального идеала и концептуализирована необходимость соблюдения принципов системности, целостности и онтологизма в исследованиях национального идеала, которые должны охватывать аксиологические, геополитические, цивилизационные, нормативные и этнокультурные факторы;

– проведен анализ существующих в современной социальной философии и социально-философской мысли русского зарубежья концепций, рассматривающих национальный идеал как необходимый фактор устойчивого эволюционного развития российской государственности;

– концептуализированы социально-философские исследования национального самосознания, составляющего сущностную основу устойчивости российской государственности;

– выделены появившиеся в конкретно-исторических условиях доминантные предпосылки и факторы формирования национального самосознания;

– проанализированы роль и значение национального самосознания в формировании и генезисе национального идеала;

– рассмотрены основные характеристики государственности как социально-философской категории, направленной на преодоление глобальных вызовов и укрепление жизнеспособности государства, а также общего блага населяющего его народа;

– выявлены существующие в современном глобальном обществе вызовы, которые влияют на идеологическую устойчивость российской государственности;

– проанализирован национальный идеал как перманентный и важный фактор формирования российской государственности;

– рассмотрен национальный идеал как социально-идеологическая категория, которая определяется как набор нормативно-нравственных ценностей служения общенациональному коллективному началу общества, а также основные идеологические предпочтения в ориентирах государственного строительства нации;

– изучена роль национального идеала в процессах модернизации российского общества и трансформации ценностных оснований российского социума;

исследованы процессы и факторы формирования национального идеала на Северном Кавказе, а также уточнены его роль и гносеологические возможности в предупреждении, преодолении и разрешении транзитивных ценностных конфликтов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существующие теоретико-методологические подходы в изучении национального идеала показывают необходимость соблюдения принципов системности, целостности и онтологизма в его исследованиях, которые должны охватывать аксиологические, геополитические, цивилизационные, нормативные и этнокультурные факторы: учет их необходим для повышения уровня национального самосознания, степени национальной духовной зрелости, а также укрепления государственности.

2. Анализ существующих в современной социальной философии и социально-философских трактатах русского зарубежья концепций, рассматривающих достижение национального идеала с точки зрения необходимости эволюционного развития российской государственности, показывает важность этатизма и этического восприятия государства как высшей моральной ценности общества для преодоления разрушительных процессов дезинтеграции российского государства.

3. Доминирующими в российских социально-философских концепциях развития национального самосознания являются морально-духовные объединительные идеи, идеи коллективного сознания, создающие атмосферу органического единства, целостности общества, а также идеи общей духовной и исторической судьбы народа, взаимных обязательств индивидов вкупе с максимизацией государственной ответственности, государственного долга перед народом. Национальное самосознание составляет сущностную основу устойчивости российской государственности. В России проблема национального самосознания связана с тем, что социальные преобразования часто осуществляются без учета духовных закономерностей существования и развития социума. Недооценка значимости национального самосознания приводит к ослаблению российской государственности, и напротив, укрепление национального самосознания способствует развитию российской государственности.

загрузка...