Delist.ru

Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ (31.01.2008)

Автор: Кумыков Ауес Мухамедович

Кумыков Ауес Мухамедович

Национальный идеал российской государственности:

социально-философский анализ

09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону – 2008

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Маршак Аркадий Львович

Российская Академия предпринимательства,

г. Москва

доктор философских наук, профессор

Малицкий Валентин Семенович

Институт по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

доктор философских наук, профессор

Пусько Виталий Станиславович

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва

Ведущая

организация:

Адыгейский государственный университет

Защита состоится «18» апреля 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «_____» 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX в. произошли гигантские сдвиги в мировом сообществе. Закончилось время модерна и наступила другая эпоха – глобализации, несущая с собой большие изменения в мире и в каждой стране в отдельности. Влияние глобализации на все стороны общественной жизни как в России, так и во всем мире гораздо сильнее, чем влияние всех предыдущих этапов истории. Ряд исследователей считают, что налицо глобальный кризис, охвативший в начале XXI в. все сферы общественной жизни – экономическую, политическую, социальную и духовную.

Социально-политическая включенность России в глобальный мировой кризисный контекст порождает модернизационные трудности в национальном развитии, которые нуждаются в социально-философском осмыслении. Воздействие глобализации на всех уровнях подрывает идеологическую и национальную устойчивость государства, которая в значительной степени зависит от наличия национального идеала. Процессы транзитивного и модернизационного преобразования российского общества, ценностные конфликты и необходимость постоянной интеграции современной России в мировое сообщество экономически развитых государств обостряют проблемы поиска всеобщего национального идеала в условиях развивающейся многонациональной российской государственности.

Национальный идеал способствует всестороннему укреплению государственности и успешному развитию российской нации, ибо он тесно связан с критерием прогрессивности государственной системы, с осмыслением того, что составляет действительно ведущие тенденции развития современности. Консолидация общества и укрепление социального сцепления на основе общепризнанного национального идеала могут оказать позитивное влияние на межнациональные и межэтнические отношения, которые являются одной из самых сложных сторон общественной жизни многонациональной России. Само развитие представлений о национальном идеале происходит в условиях стремления каждого этноса к сохранению собственной социокультурной и религиозной идентичности наряду с процессами взаимопроникновения различных культур на путях преодоления проявлений шовинизма, этноцентризма, национальной и религиозной исключительности. От уровня развития национального идеала зависит формирование самосознания российской нации и ее активность как государственного субъекта и определенной национальной общности.

В настоящее время в России наблюдается ситуация острого и глубокого ценностного противостояния между социальными, этническими и религиозными группами. Поэтому отечественные социологи отмечают существование в общественном сознании ”нескольких различных, плохо стыкующихся между собой, а зачастую и противостоящих друг другу менталитетов”. В тесном взаимодействии этносы различных социокультурных и цивилизационных типов, а также представители основных мировых религий и политических движений вынуждены искать устойчивые и гуманистические пути гармоничного существования в общей стране, согласия по поводу основных путей ее реформирования, а также способов разрешения существующих этнополитических конфликтов в “транснациональном социальном пространстве”.

В современную эпоху национальный идеал является категорией первостепенной важности, поскольку он становится одним из главных инструментов прогрессивных общественных нововведений и преобразований. Актуальность этой проблематики очевидна и в условиях постоянных аксиологических и межэтнических конфликтов на Северном Кавказе, которые невозможно успешно урегулировать только в рамках конфликтологической парадигмы и цивилизационного подхода, разводящего народы на противостоящие друг другу цивилизации, без учета коллективных ценностных ожиданий и исторических традиций и норм толерантного сосуществования различных культур и народов.

Национальный идеал призван обеспечить развитие национального самосознания российской нации и способствовать созданию гражданского общества, которое в политико-правовой форме воплотится в дееспособное правовое государство. Поэтому важно найти взвешенные и оптимальные пропорции сохранения позитивно-традиционного и органического, составляющие ценностное ядро национального идеала и импульса модернизационных и инновационных ценностей, способных обеспечить прогрессивное развитие государства. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы социально-философского исследования национального идеала, поскольку “чужую национальную душу может чувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу”.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты исследования национального идеала российской государственности получили довольно широкое освещение в отечественной и зарубежной социально-гуманитарной литературе. При этом значительная часть работ концентрирует свое внимание на духовных и идеологических сторонах исследования или же просто дает общий обзор развития идей или факторов формирования государственности.

Исследование проблемы национального идеала российской государственности российскими философами в целом ограничено анализом духовной сферы общества или попытками “найти” национальную (общероссийскую) идею. Фундаментальные основы этой проблематики имеют богатую философскую, социологическую, историческую и политологическую традиции. Такие философы, как Платон, Аристотель, Д. Юм, О. Шпенглер, Г. Гегель, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Е. Давидович и др., оставили обширное методологическое наследие, помогающее понять аксиологическое и сущностное содержание идеала.

Обсуждение проблематики национального идеала особенно актуализируется в транзитивные эпохи развития страны, сопровождающиеся масштабным кризисом государства, появлением негативных тенденций в развитии нации и ее самосознания. В такие периоды большинство философов обращаются к наиболее острым проблемам формирования национального идеала, включая исследования отдельных аспектов российской государственности, национального самосознания, рассматривая специфику российского цивилизационного паттерна развития на фоне глобальных общемировых процессов. Так было в конце XIX – начале XX столетия, когда русская философская, социально-психологическая, юридическая мысль внесла существенный вклад в разработку рассматриваемых проблем в лице Н. А. Бердяева, Н. Я. Данилевского, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, И. Л. Солоневича, П. А. Сорокина, Г. П. Федотова, Г. Г. Шпета, М. О. Меньшикова и др.

Размышления о российской государственности и национальном идеале присутствуют практически во всех философских произведениях русских дореволюционных ученых, в которых был отражен цивилизационный спор западников и славянофилов. Это прежде всего работы славянофилов – братьев И. С. и А. С. Аксаковых и братьев И. В. и П. В. Киреевских, Ю. Ф. Самарина и др., а позднее и таких русских мыслителей, как К. Д. Кавелин, А. С. Хомяков, Б. Н. Чичерин, Н. А. Захаров и др. Особенно большим был поток литературы на тему национального идеала в первые годы после крушения российской монархии и становления советской государственности. Практически ни один крупный философ русской эмиграции или общественный деятель русского зарубежья не обошел этот предмет стороной (Н. Н. Алексеев, С. И. Гессен, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. Н. Милюков, Н. С. Трубецкой и др.).

Российские религиозные мыслители В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С.–Л. Франк и др., также поднимали проблемы “русского духа”, “русского национального характера”, стремились установить взаимосвязь национального самосознания с духовными ценностями отечественной культуры, а также показать значимость патриотизма как одного из ключевых показателей развития национального идеала.

В философских работах современных неоевразийцев обоснование необходимости социальных преобразований сочетается с обеспокоенностью судьбой и самобытностью России и ее политическим обликом. Исходя из концепции “месторазвития”, евразийцы обосновали закономерность гармоничного объединения русского мира с азиатским, с той частью, которая прежде входила в состав имперской и советской России. Для сторонников этого направления национальный идеал заключается в сохранении неповторимой, самобытной и евразийской культуры России. Детальный анализ национальных и духовных процессов в Евразии позволил евразийцам обосновать бытовую и психологическую близость, а также взаимную экономическую заинтересованность славян и восточных российских народов. Евразия предстает в трудах евразийцев как особый и цельный культурный мир, возглавляемый Россией.

загрузка...