Delist.ru

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства (31.01.2008)

Автор: Киргуев Аркадий Тимофеевич

4.2. Стратегия горизонтальной интеграции региональной социально-экономической политики

4.3. Сопряжение стратегии горизонтальной интеграции региональной социально-экономической политики со стратегией укрепления вертикали власти

Глава 5. Инструменты региональной социально-экономической политики, обеспечивающие преодоление дезинтеграции

5.1. Особенности инструментального обеспечения интеграции в пространстве региона

5.2. Инструменты оценки параметров дезинтеграции

5.3. Институциональные инструменты интеграции

Заключение

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая группа рассмотренных проблем посвящена исследованию методологических и теоретических аспектов региональной социально-экономической политики на современном этапе развития России.

На основе обобщения результатов анализа встречающихся в научной литературе различных подходов к исследованию и трактовок социально-экономической политики в работе обоснован вывод о том, что ее миссия может быть раскрыта на основе исследования субъектно-объектного взаимодействия в пространстве общественно-хозяйственного развития. При этом социально-экономическая политика представляет собой синтетическую категорию, при формировании которой задействованы фундаментальные понятия системы наук об обществе: собственность; индивидуальные и интегральные субъекты; потребности; созидательный потенциал; интересы; поведение; согласование целей; стратегии и тактические инструменты.

Раскрывая миссию социально-экономической политики, необходимо разграничивать три аспекта, последовательность которых образует ее элементарный алгоритм:

- субъектное воплощение параметров общественно-хозяйственного процесса в интересах его участников, установление их устойчивых целей, а также поведенческих и статусных позиций в данном процессе (исходный пункт социально-экономической политики);

- согласование (кордиализация) интересов субъектов общественно-хозяйственного процесса и определение совместных существенных целей, в достижении которых реализуется общественное согласие (формирование, установление социально-экономической политики);

- объектное воплощение поставленных совместных целей в новых параметрах общественно-хозяйственного процесса (реализация социально-экономической политики).

Анализ приведенного выше алгоритма, а также элементов, участвующих в категориальном синтезе социально-экономической политики, позволяет следующим образом раскрыть ее миссию - обеспечение эффективного и устойчивого развития общественно-хозяйственной системы на основе учета и согласования реальных интересов ее субъектов. Различные формы социально-экономической политики могут быть классифицированы по следующим признакам:

- уровню общественно-хозяйственной системы, на котором осуществляется данная политика (мега-, макро-, мезо-, микро-, нано- и др.);

- способу взаимодействия между субъектами, участвующими в данной политике (жестко централизованному, дирижистскому, либеральному и др.);

- глубине горизонта целевой ориентации (стратегическому, тактическому и др.);

- фазам воспроизводственного процесса, на которые нацелена социально-экономическая политика (производству, распределению, обмену, потреблению);

- функциональным аспектам воспроизводственного процесса (финансовому, инвестиционному, инновационному и др.).

Раскрытие миссии и классификация форм социально-экономической политики позволяют обосновать и адаптировать подходы, стратегии и тактические инструменты формирования и реализации социально-экономической политики применительно к различным уровням, функциям, составам участников общественно-хозяйственного процесса.

В работе определены следующие основные функции социально-экономической политики применительно к условиям современного этапа развития экономики России:

- реформационная, нацеленная на завершение трансформационных процессов (рыночных преобразований и интеграции национальной экономики в состав глобального мирового хозяйства);

- инновационно – воспроизводственная, ориентированная на утверждение в общественно-хозяйственной системе России инновационного типа расширенного воспроизводства;

- социально-стабилизирующая, нацеленная на обеспечение социальной эффективности и устойчивости развития общественно-хозяйственной системы, гармонизацию общественного взаимодействия;

- интеграционная развивающая, ориентированная на извлечение синергетического эффекта от соединения, сопряжения, комбинирования, взаимного дополнения различного рода факторов и ресурсов, сложившихся в обособленных общественно-хозяйственных системах;

- защитная, нацеленная на выявление и предотвращение угроз процессу развития общественно-хозяйственной системы.

Основные функции социально-экономической политики обладают как устойчивостью, так и изменчивостью, поскольку обеспечивают преемственность развития общественно-хозяйственной системы и ее адаптацию к меняющимся условиям. Комплекс указанных функций позволяет осуществлять стратегическое планирование и оперативное регулирование социально-экономической политики.

Функции социально-экономической политики определенным образом субординированы. При этом в качестве центральной, организующей все содержание социально-экономической политики, функции на современном этапе развития выступает инновационно – воспроизводственная, что обусловлено:

- определяющей ролью воспроизводственного процесса в общественно-хозяйственной жизни общества;

- особой ролью социально-экономической политики в условиях перехода от восстановительного роста к действительному развитию социально-экономической системы России (рис.1).

Региональная форма социально-экономической политики соответствует одному из мезо- уровней общественно-хозяйственной системы. В экономической литературе иногда ставится знак равенства между регионом и субъектом административно-политической структуры. Такое отождествление правомерно лишь в первом приближении, то есть до того, как встал вопрос об отношении административной формы к социально-экономическому содержанию.

Рисунок 1 - Функциональное содержание социально-экономической

политики на современном этапе развития России

Вместе с тем региональная социально-экономическая политика представляет собой конкретный вид политики, которому присущи все базовые характеристики родового явления и совокупность специфических видовых отличий. В работе выделены следующие факторы, определяющие видовые отличия региональной социально-экономической политики:

- масштабы регионального пространства, которые в России варьируются от десятков тысяч до миллионов квадратных километров;

- плотность насыщения пространства региона ресурсами и факторами производства; при этом наиболее крупные регионы на севере и востоке страны обладают огромным ресурсным богатством, но их хозяйственные комплексы локализованы в нескольких компактных центрах, в то время как остальная территория остается экономически неосвоенной – формальное присвоение не дополняется фактическим освоением;

- уровень развития имеющихся факторов производства, их принадлежность к соответствующему технологическому уровню;

- характер включения пространства региона в национальное и международное разделение труда (наличие в региональном пространстве центров высоких технологий, старых индустриальных центров, зон архаического развития);

- сегментация пространства, то есть наличие в нем барьеров на пути потоков капитала, товаров, труда, знаний;

загрузка...