Delist.ru

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства (31.01.2008)

Автор: Киргуев Аркадий Тимофеевич

10. Доминирующей стратегией социально-экономической политики региона в условиях преодоления дезинтеграции становится стратегия интеграции, вертикальная и горизонтальная компоненты которой детерминированы характеристиками организации пространства и движения времени как координатами эволюционной динамики региона. Хозяйственное пространство региона в условиях дезинтеграции сужено, сегментировано и заполнено изношенными и устаревшими факторами производства. Движение экономического времени в условиях дезинтеграции характеризуется замедлением социально-экономического развития, снижением доли инновационных товаров в распределении общественного времени, а также ростом прямых и косвенных потерь общественного времени вследствие безработицы, развития сектора «превратных услуг», коррупции.

11. Стратегия интеграции, доминирующая в социально-экономической политике региона, существующего в кризисных условиях дезинтеграции хозяйственного пространства, комбинируется и переплетается со стратегией диверсификации, доминирующей в масштабах национальной экономики России, а также со стратегиями ТНК и других участников глобальной хозяйственной системы, реализуемыми в пространстве региона. В указанном переплетении складываются конкретные варианты стратегической ориентации региональной социально-экономической политики, которые реализуют глобальные, национальные и региональные императивы развития.

12. Инструменты стратегии интеграции социально-экономической политики региона-субъекта РФ обеспечивают реализацию перспективной цели данной стратегии и соответствуют экономическому потенциалу региона и его социальной среде. В составе указанного комплекса инструментов доминирующую роль играют инструменты институционального характера.

Научная новизна исследования заключается в адаптации потенциала воспроизводственного подхода к исследованию социально-экономической политики региона, выявлении трансформационной природы и специфических характеристик феномена дезинтеграции хозяйственного пространства, определении основных элементов функционального содержания, установлении базовых принципов реорганизации данной политики, обосновании ее субъектно-интеграционной парадигмы, а также в разработке доминирующей стратегии интеграции и комплекса институциональных инструментов социально-экономической политики региона России, существующего в условиях устойчивой дезинтеграции хозяйственного пространства.

Приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими основными элементами:

- потенциал воспроизводственного подхода адаптирован к исследованию социально-экономической политики региона в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства; данный подход ориентирован на поиск инструментов, обеспечивающих восстановление системного качества элементов воспроизводственного процесса, расширение хозяйственного пространства регионального хозяйственного комплекса, преодоление внутри- и межрегиональных барьеров на пути потоков факторов и результатов производства, а также гармонизацию социальной среды региона; реализация воспроизводственного подхода позволяет обеспечить преемственность, целостность и стратегическую эффективность социально-экономической политики региона в условиях перехода к этапу устойчивого развития экономики России;

- раскрыта миссия региональной социально-экономической политики, которая заключается в обеспечении эффективности и устойчивости развития общественно-хозяйственной системы региона на основе учета и согласования реальных интересов субъектов данной системы, что позволяет обосновать подходы, стратегии и тактические инструменты формирования и реализации данной политики;

- определены основные функции социально-экономической политики в условиях современного этапа развития экономики России: реформационная; воспроизводственно-инновационная; социально-стабилизирующая; интеграционно-развивающая; защитная; комплекс указанных функций позволяет осуществлять стратегическое планирование и оперативное регулирование социально-экономической политики;

- установлены видовые отличия социально-экономической политики региона-субъекта РФ: локализация в хозяйственном пространстве региона; субординация с общегосударственной социально-экономической политикой; зависимость от способа включения хозяйственного пространства региона в международное разделение труда; учет фактора сегментации хозяйственного пространства и социальной среды; зависимость от основных параметров социальной среды региона (доминирующего способа взаимодействия субъектов власти и собственности в пространстве региона, плотности населения, уровня средних доходов, дифференциации доходов и др.);

- раскрыта трансформационная природа процесса дезинтеграции хозяйственного пространства в современной России, выделены его глобально-трансформационные и рыночно-трансформационные составляющие, что позволяет обосновать направления и инструменты преодоления дезинтеграции и возврата общественно-хозяйственных систем соответствующих регионов на нормальную траекторию развития;

- установлены обусловленные дезинтеграцией хозяйственного пространства трансформационные характеристики функционального содержания региональной социально-экономической политики: необходимость концентрировать силы на преодолении масштабных разрывов ресурсного, производственного, инвестиционного, финансового характера; институциональная ограниченность потенциала данной политики вследствие зависимости дезинтегрированного хозяйственного пространства от внешних воздействий; распыление сил и средств вследствие разрушения системного качества воспроизводственного процесса в дезинтегрированном пространстве; отчуждение региональных ресурсов и факторов производства от процесса развития системы региона; сужение пространства согласования интересов основных субъектов социально-экономической политики;

- обоснованы принципы реорганизации региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства: восстановление системного качества элементов воспроизводственного процесса в регионе; сближение и консолидация интересов субъектов социально-экономических отношений; преодоление внутри- и межрегиональных барьеров, возникших в процессе дезинтеграции; защита интересов самого региона как интегрального субъекта социально-экономических отношений и интересов входящих в него субъектов; выделение ядра развития региона и концентрация в нем наиболее эффективных факторов и ресурсов; обеспечение устойчивого роста инвестиционной привлекательности региона;

- идентифицирована действующая стратегия социально-экономической политики РСО - Алания – стратегия распыления в хозяйственном пространстве факторов и ресурсов общественно-хозяйственной системы, которая закрепляет высокую степень зависимости региона от финансовой поддержки федерального центра и обусловливает воспроизводство условий дезинтеграции хозяйственного пространства; знание позитивных и негативных сторон данной стратегии позволяет обосновать оптимальную стратегию социально-экономической политики региона;

- обоснована новая субъектно-интеграционная парадигма социально-экономической политики региона в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства, обеспечивающая эффективное взаимодействие между данной политикой и общественно-хозяйственной системой региона на основе: восстановления и развития статуса региона как интегрального субъекта; расширения состава участников формирования и реализации региональной социально-экономической политики; консолидации ресурсов в зонах роста с учетом интересов обладающих наиболее высоким потенциалом развития субъектов системы региона; формирования необходимых институтов в соответствии с потребностями интеграционных процессов в пространстве региона;

- разработана доминирующая в дезинтегрированном пространстве стратегия горизонтальной интеграции региональной социально-экономической политики, ориентированная на концентрацию наиболее эффективных ресурсов и факторов производства в составе ядра развития, формирование конкурентоспособных интегральных хозяйствующих субъектов в пространстве региона и максимальное использование имеющихся возможностей национального и международного разделения труда; реализация данной стратегии обеспечивает эффективное развитие общественно-хозяйственной системы региона в координатах глобальной хозяйственной системы;

- предложены новые инструменты анализа и оценки социально-экономической политики региона: соотношение между социальным и инвестиционным бременем региональной политики; коэффициент социальной эластичности ВРП; коэффициент инвестиционной эластичности ВРП;

- разработан адекватный стратегии горизонтальной интеграции комплекс институциональных инструментов региональной социально-экономической политики: совет по социально-экономической политике при главе администрации региона с участием представителей бизнеса и общественных организаций; консолидированный бюджет развития региона; региональный фонд поддержки социальных инициатив и инноваций; договора о сотрудничестве между регионами; договора регионов с крупнейшими инвесторами.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные соискателем положения, выводы и предложения развивают и дополняют ряд существенных аспектов теории экономической политики и теории региональной экономики, относящихся к формированию интеграционных образований, расширению и сужению хозяйственного пространства, обеспечению перехода региональных хозяйственных комплексов к инновационному типу воспроизводства, преодолению внутри- и межрегиональных барьеров, обусловленных рыночной трансформацией экономических отношений.

Основные теоретические результаты исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего развития стратегий и инструментов социально-экономической политики, создания ядра развития в хозяйственном пространстве макрорегиона, оптимизации объектной структуры и способов субъектной организации экономических отношений в региональном хозяйственном комплексе, а также для механизма согласования интересов субъектов общественно-хозяйственной системы региона.

Отдельные результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания учебных дисциплин высшей школы: «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Социально-экономическая политика», «Стратегическое планирование», «Институциональная экономика», а также спецкурса по формированию и реализации социально-экономической политики региона.

Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при разработке концепции, функционального содержания и структуры региональной социально-экономической политики, а также механизмов защиты интегральных субъектов мезоэкономики в процессе глобальной экспансии в региональное хозяйственное пространство, институциональной структуры современных региональных интеграционных образований, региональных программ развития хозяйственной и социальной инфраструктуры, комплекса базовых стратегий и оперативных инструментов социально-экономической политики.

Разработанная в диссертации концепция социально-экономической политики использована в Программе социально-экономического развития РСО – Алания на период до 2008 года. Отдельные выводы и рекомендации нашли применение в учебном процессе СКГМИ (ГТУ).

Апробация результатов исследования. Методологические и теоретические положения и выводы, а также практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы в ходе докладов и выступлений соискателя на международных, общероссийских межрегиональных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону, Волжском, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Майкопе (2000–2006 годы).

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 39 публикациях соискателя, в том числе в индивидуальной и коллективной монографиях, брошюре, статьях в центральных и региональных научных журналах, рекомендованных ВАК, материалах научных конференций. Общий объем публикаций 37,6 п.л., из них личный вклад автора составил 28,8 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена целью, задачами, методологией, а также характером предмета и объекта исследования:

Введение

Глава 1. Концептуальные основания региональной социально-экономической политики

1.1. Миссия и функции социально-экономической политики государства

1.2. Особенности социально-экономической политики регионов России

1.3. Воспроизводственный подход к исследованию и моделированию региональной социально-экономической политики

Глава 2. Функциональное содержание и принципы региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства

2.1. Трансформационная природа дезинтеграции хозяйственного пространства в современной России

2.2. Функциональное содержание социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства

2.3. Принципы реорганизации социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства

Глава 3. Анализ региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства

3.1. Ресурсы и результаты социально-экономической политики РСО – Алания

3.2. Основные факторы, определяющие социально-экономическую политику РСО – Алания

3.3. Действующая стратегия социально-экономической политики РСО – Алания

Глава 4. Изменение парадигмы и стратегии региональной социально-экономической политики в целях преодоления дезинтеграции

4.1. Обоснование субъектно-интеграционной парадигмы региональной социально-экономической политики

загрузка...