Delist.ru

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства (31.01.2008)

Автор: Киргуев Аркадий Тимофеевич

- функциональные характеристики, структурные особенности и механизмы региональной социально-экономической политики нашли отражение в работах Н. Агафонова, С. Анесянца, М. Боровской, С. Валентея, А. Гранберга, А. Ионова, А. Кокина, А. Куклина, Н. Лебедевой, Л. Матвеевой, В. Назаренко, Е. и И. Ветровых, О. Романова, А. Скопина, А. Татаркина, А. Семина, И. Солдатовой, А. Чешева, Г. Шмелева и др.;

- институциональные и эволюционные аспекты современной социально-экономической политики исследованы в работах Л. Абалкина, В.Автономова, М. Алле, И. Афанасенко, Е. Балацкого, О. Бессоновой, В. Быченкова, Дж. Бьюкенена, В. Волконского, В. Гребенникова, В. Дементьева, Б. Ерзикяна, В.Зотова, О. Иншакова, Р. Капелюшникова, С. Кирдиной, Я. Кузьминова, Д. Львова, В. Макарова, А. Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Попова, В. Полтеровича, А. Радыгина, В. Рязанова, С. Сорокиной, В. Тамбовцева, О. Уильямсона, Дж. Ходжсона, Э. де Сото, А. Шаститко и др.;

- обоснование новой, соответствующей инновационному типу воспроизводства, парадигмы и конкретных принципов социально-экономической политики нашли отражение в работах Я. Корнаи, А. Керашева и А. Ермоленко, В. Курченкова, В. Маевского, Г. Мюрдаля, Д. Норта, М. Олсона, А. Печчеи, М. Портера, Р. Пайпса, С. Наумова, А. Пороховского, Н. Раскова, К. Эклунда и др.

Вместе с тем, анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных региональной социально-экономической политике, позволяет утверждать о наличии мало разработанной совокупности взаимосвязанных проблем формирования данной политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства, обусловленной трансформационными процессами и зачастую носящей устойчивый характер. Указанная дезинтеграция характерна для многих территориальных образований, сложившихся в результате распада бывшего СССР, в том числе и для нескольких регионов-субъектов РФ, по отношению к которым она стала доминирующим фактором социально-экономической политики. Эти обстоятельства определили выбор темы исследования, постановку его цели и конкретных задач.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в адаптации потенциала воспроизводственного подхода к исследованию региональной социально-экономической политики, выявлении природы и специфических характеристик процесса дезинтеграции хозяйственного пространства, определении функционального содержания, обосновании новационной парпадигмы, разработке стратегий и инструментов социально-экономической политики региона-субъекта РФ, существующего в условиях устойчивой дезинтеграции хозяйственного пространства.

Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:

- определение сущности и основных функций социально-экономической политики применительно к современному этапу развития экономики России;

- установление особых черт социально-экономической политики региона-субъекта Российской Федерации;

- обоснование воспроизводственного подхода к исследованию и практическому осуществлению региональной социально-экономической политики;

- анализ природы процесса дезинтеграции хозяйственного пространства в современной России;

- определение функционального содержания социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства;

- установление основных принципов реорганизации социально-экономической политики в условиях дезинтеграции;

- анализ ресурсов и результатов социально-экономической политики РСО – Алания, выявление ее основных факторов;

- идентификация действующей стратегии социально-экономической политики РСО – Алания;

- обоснование новой парадигмы социально-экономической политики субъекта РФ, ориентированной на преодоление дезинтеграции;

- определение вертикальной и горизонтальной компонент стратегии интеграции региональной социально-экономической политики;

- выявление особенностей инструментального обеспечения стратегии интеграции региональной социально-экономической политики;

- разработка комплекса институциональных инструментов стратегии интеграции региональной социально-экономической политики.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации социально-экономической политики региона современной России, функционирующего в дезинтегрированном пространстве.

Предметом исследования стали функциональное содержание, парадигма, принципы, стратегии и инструменты региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства.

Область исследований соответствует паспорту специальности 08.00.05 - Региональная экономика: 5.5. Пространственные экономические трансформации; проблемы формирования единого экономического пространства в России; интеграция и дезинтеграция в территориальном аспекте. 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровня. 5.15. Региональная социально-экономическая политика. 5.17. Региональное стратегическое планирование.

Теоретико- методологические основы исследования представлены методологическими подходами, концептуальными положениями теории региональной экономики, институциональной теории, теории транзитивной экономики, теории стратегического управления, теории эволюции экономических систем. Методологической основой диссертационной работы послужило также современное направление системных исследований, развивающиеся в рамках синергетической парадигмы на основе комбинирования и синтеза различных исследовательских подходов.

Инструментарно-методический аппарат исследования включает принципы, обеспечивающие возможность применения системного, воспроизводственного и институционального подходов к разработке теории социально-экономической политики. При определении природы дезинтеграции хозяйственного пространства регионов современной России, функционального содержания региональной социально-экономической политики использовались функциональный и структурный анализ, общеэкономический и финансовый анализ, экономико-статистические группировки.

Новая парадигма региональной социально-экономической политики сформирована на основе воспроизводственного и интеграционного подходов, а также теории персонификации. Стратегии социально-экономической политики региона-субъекта РФ разработаны с использованием методов прогнозирования, стратегического планирования, согласования экономических интересов.

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой исследования стали факты и сведения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам интеграции и дезинтеграции экономических отношений, формированию, функционированию и развитию территориальных общественно-хозяйственных образований, теории социально-экономической политики, регионалистике, стратегическому управлению; институционально-нормативную базу разработки проблемы составили законодательно-нормативные акты в виде федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов субъектов РФ, отраслевых актов министерств и ведомств РФ. В процессе исследования были использованы: официальные статистические данные РФ, субъектов РФ, входящих в состав ЮФО; финансовая отчетность ряда предприятий, действующих на территории ЮФО; экспертные оценки; материалы научных конференций; ресурсы Интернет.

Рабочая гипотеза исследования исходит из предположения о ключевой роли интересов субъектов общественно-хозяйственных отношений для раскрытия сущности социально-экономической политики. Задачи данной политики применительно к региону РФ отражают потребности, возможности и ограничения объективного процесса социально-экономического развития соответствующих территориальных форм общности людей и организации хозяйственного процесса.

Для социально-экономического развития регионов современной России характерно переплетение двух противоположных процессов, инициированных глобальной трансформацией и рыночными преобразованиями хозяйственного пространства:

- интеграции, которая обусловливает формирование и развитие качественно новых форм общественно-хозяйственной организации в пространстве одного или нескольких регионов РФ;

- дезинтеграции, которая обусловливает разрушение существующих форм общественно-хозяйственной организации в пространстве региона, а также разрыв социально-экономических связей между взаимодействующими регионами.

Доминирование процесса дезинтеграции хозяйственного пространства обусловливает соответствующие императивы реорганизации региональной социально-экономической политики: формирование и реализацию качественно новой парадигмы; воспроизводственный подход к стратегическому и инструментальному обеспечению социально-экономической политики; создание ядра развития общественно-хозяйственной системы региона; использование институциональных возможностей и учет институциональных ограничений, существующих в пространстве региона.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Сущность социально-экономической политики может быть раскрыта на основе исследования субъектно-объектного взаимодействия в пространстве общественно-хозяйственного развития. Необходимо разграничивать три аспекта данной политики: воплощение объективных потребностей и потенциала функционирования и развития общественно-хозяйственной системы региона в интересах ее субъектов; согласование интересов указанных субъектов и определение их совместных целей в ходе формирования социально-экономической политики; объектное воплощение поставленных совместных целей в результатах функционирования и развития системы региона.

2. Видовые отличия социально-экономической политики региона-субъекта РФ детерминированы следующими факторами: размерами хозяйственного пространства; плотностью насыщения хозяйственного пространства ресурсами и факторами производства; уровнем развития имеющихся факторов производства; характером включения хозяйственного пространства региона в национальное и международное разделение труда; сегментацией хозяйственного пространства; способом взаимодействия субъектов власти и собственности в пространстве региона; плотностью населения; уровнем средних доходов; дифференциацией доходов; сегментацией социальной среды региона.

3. Воспроизводственный подход к социально-экономической политике региона-субъекта РФ актуализирован условиями перехода от этапа восстановительного роста к этапу устойчивого развития общественно-хозяйственного процесса в пространстве региона. Возможности применения данного подхода дифференцированы в зависимости от следующих факторов: глубины и длительности трансформационного кризиса в регионе; наличия реальных и потенциальных точек экономического роста; соотношения глобальных, национальных и региональных факторов социально-экономического развития; целостности и управляемости хозяйственного пространства региона.

4. Процесс дезинтеграции хозяйственного пространства в современной России имеет трансформационную природу. Он обусловлен интерференцией процессов глобальной трансформации и рыночных преобразований. С одной стороны, ускоренная интеграция России в состав глобального мирового хозяйства разрушает ранее сложившиеся межрегиональные и внутрирегиональные общественно-хозяйственные связи и дезорганизует воспроизводственный процесс в пространстве региона. С другой стороны, распад бывшего СССР и рыночные преобразования обусловили региональную сегментацию хозяйственного пространства, нарастание межгосударственных и межрегиональных конфликтов, тенденцию к социально-экономической замкнутости.

5. В условиях дезинтеграции хозяйственного пространства происходит видоизменение функционального содержания социально-экономической политики, обусловленное следующими факторами: масштабными разрывами ресурсного, производственного, инвестиционного, финансового характера; высокой степенью зависимости дезинтегрированного хозяйственного пространства от внешних воздействий (инвестиционных, финансовых, социально-политических); разрушением системного качества воспроизводственного процесса в дезинтегрированном пространстве и превращением его ресурсов и факторов производства в инструменты обеспечения чужих воспроизводственных процессов; конфликтностью социальной среды, затрудняющей процесс согласования интересов основных субъектов социально-экономической политики.

6. Принципы реорганизации социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства отражают видоизменение ее функционального содержания и в то же время выполняют компенсирующую роль. Их организованная совокупность ориентирована на восстановление системного качества элементов воспроизводственного процесса в регионе, консолидацию интересов субъектов социально-экономических отношений и преодоление барьеров, возникших в процессе дезинтеграции, а также на восстановление интегральной субъектности хозяйственного пространства.

7. Оценка факторов социально-экономической политики РСО - Алания, осуществляемой в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства, исходит из элементного состава объектной структуры регионального хозяйственного комплекса, способа его субъектной организации и характера социальной среды региона. Элементы объектной структуры данного комплекса целесообразно рассматривать как факторы-аргументы производственной функции, составленной с учетом условий дезинтеграции и экспансии глобального капитала в хозяйственное пространство региона.

8. Социально-экономическая система региона представляет собой форму мезоуровневой организации интегрального субъекта экономических отношений, управляющего собственным развитием. Интегральная субъектность региона обеспечивается наличием в его хозяйственном пространстве двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации социально-экономических отношений: власти и собственности. Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию развития системы региона.

9. В результате рыночных преобразований и глобальной трансформации социально-экономических отношений хозяйственное пространство регионов вышло за рамки тождества с административным пространством субъектов РФ. Процесс дезинтеграции хозяйственного пространства углубляет наметившиеся различия. Для преодоления негативных последствий дезинтеграции необходимо изменение существующей административной парадигмы региональной социально-экономической политики, односторонне ориентированной на организационно-политические возможности соответствующего уровня вертикали государственной власти. Новой парадигмой социально-экономической политики должна стать субъектно-интеграционная, ориентированная на демократическое расширение состава участников формирования и реализации данной политики, рост инвестиционной привлекательности системы региона, преодоление масштабных социально-экономических угроз, а также преобразование управления регионом в соответствии с потребностями интеграционных процессов.

загрузка...