Delist.ru

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства (31.01.2008)

Автор: Киргуев Аркадий Тимофеевич

- институции индивидуальных и интегральных субъектов.

В то же время идентификация данной стратегии открывает возможность для обоснования оптимальной стратегии социально-экономической политики, способной решить коренные проблемы региона и, прежде всего, проблему дезинтеграции хозяйственного пространства.

Четвертая группа рассмотренных проблем посвящена формированию новой парадигмы и оптимальной стратегии социально-экономической политики применительно к условиям дезинтеграции хозяйственного пространства.

В результате рыночных преобразований и глобальной трансформации социально-экономических отношений хозяйственное пространство регионов вышло за рамки тождества с административным пространством субъектов РФ. Процесс дезинтеграции хозяйственного пространства углубляет наметившиеся в данном отношении различия. Для преодоления негативных последствий дезинтеграции и нейтрализации факторов, обусловливающих данный процесс, необходимо изменение существующей административной парадигмы региональной социально-экономической политики, односторонне ориентированной на организационно-политические возможности соответствующего уровня вертикали государственной власти.

Новой парадигмой социально-экономической политики должна стать субъектно-интеграционная, ориентирами которой выступают:

- утверждение региона в статусе активного субъекта формирования и реализации социально-экономической политики;

- демократическое расширение состава участников данной политики;

- рост инвестиционной привлекательности региональной социально-экономической системы;

- преодоление масштабных социально-экономических угроз;

- преобразование системы управления регионом в соответствии с потребностями интеграционных процессов.

Необходимо учитывать наличие двух различных, но взаимосвязанных сторон парадигмы – гносеологически-исследовательской и практически-преобразовательной. Коренная проблема формирования новой социально-экономической политики региона состоит в изменении самого способа ее формирования и реализации, то есть смене парадигмы в практически-преобразовательном смысле.

Господствующая административная парадигма социально-экономической политики ориентирована на одностороннее использование ресурсов власти. Она обусловлена исторически, поскольку, благодаря данной парадигме, в советский период развития удалось сформировать региональную структуру плановой экономики, а в период рыночных преобразований – сохранить формальное единство хозяйственного пространства России и относительную управляемость общественно-хозяйственных систем регионов.

Субъектно-интеграционная парадигма предполагает качественно иное отношение метода социально-экономической политики к собственному объекту. Выделим основные параметры указанного отношения:

- формирование институционального поля интеграционного процесса, адекватного имеющимся возможностям региона;

- реализация возможностей региональной власти в сочетании с возможностями регионального бизнеса и представительных общественных организаций, последовательное утверждение значимости собственно региональной компоненты социально-экономической политики;

- разграничение субъекта РФ как административного образования и региональной общественно-хозяйственной системы как социально-экономического образования;

- нацеленность на обеспечение воспроизводственного процесса в интеграционном пространстве;

- ориентация на получение синергетического эффекта от переплетения социально-экономических потенциалов участников процесса интеграции.

Реализация данной парадигмы может быть описана с помощью специальной иерархической структуры целей (рис. 4).

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики обладает многоуровневым механизмом реализации. Выделим в данном механизме два уровня:

- начальный уровень, для которого характерны использование нескольких простейших инструментов данной политики и решение ее элементарных задач (установления состава участников интеграционного процесса, выяснения и стартового согласования интересов участников интеграции и т.п.);

- уровень формирования целостного механизма формирования и реализации региональной социально-экономической политики, для которого характерны наличие широкого комплекса инструментов, адекватных потребностям инновационного типа расширенного воспроизводства в пространстве интеграции, а также системность воздействия на все элементы общественно-хозяйственного процесса.

Рисунок 4 - Иерархия целей субъектно-интеграционной парадигмы

социально-экономической политики региона в условиях дезинтеграции

Утверждение субъектно-интеграционной парадигмы означает, что доминирующей стратегией социально-экономической политики региона в условиях преодоления дезинтеграции становится стратегия горизонтальной интеграции, сопряженная с реализуемой федеральным центром стратегией укрепления вертикали власти.

Необходимость сопряжения стратегий горизонтальной интеграции и укрепления вертикали власти обусловлена потребностями эффективного и устойчивого развития социально-экономической системы современной России. Указанная необходимость актуализируется в условиях дезинтеграции регионального пространства, которое сужено, сегментировано, заполнено физически изношенными и морально устаревшими факторами производства, а также не обеспечено целостной инфраструктурой и доступом к необходимым ресурсам.

Движение экономического времени в условиях дезинтеграции характеризуется замедлением социально-экономического развития, снижением доли инновационных товаров в распределении общественного времени, а также ростом прямых и косвенных потерь общественного времени вследствие безработицы, развития сектора превратных услуг, коррупции.

Укрепление вертикали власти, отчужденное от стратегии горизонтальной интеграции, сводит всю региональную политику к одной лишь ее федеральной компоненте, лишая регион статуса субъекта и формируя угрозы дезинтеграции во всем огромном пространстве развития России. Система с подавленными горизонтальными связями не жизнеспособна.

Стратегия горизонтальной интеграции региональной социально-экономической политики обеспечивает решение задач, связанных с консолидацией и эффективной реализацией собственного потенциала общественно-хозяйственной системы региона. В работе рассмотрены следующие аспекты реализации стратегии горизонтальной интеграции:

- установление качественных и количественных характеристик ядра развития, оптимального для общественно-хозяйственной системы региона, то есть позволяющего наиболее эффективно использовать ее потенциал в целях решения проблемы развития в условиях дезинтеграции;

- оптимизация взаимосвязи между бременем региональной социально-экономической политики и ВРП;

- оптимизация структуры бремени социально-экономической политики, то есть установление эффективной для развития общественно-хозяйственной системы региона пропорции между социальным и инвестиционным бременем;

- концентрация наиболее эффективных ресурсов и факторов производства в составе ядра развития;

- расширение социальной базы региональной социально-экономической политики, а также оптимизация способа взаимодействия между институтами власти, собственности и представительных общественных организаций;

- формирование и поддержка конкурентоспособных интегральных хозяйствующих субъектов, функционирующих в пространстве региона, на основе максимального использования имеющихся возможностей их участия в национальном и международном разделении труда.

Пятая группа рассмотренных проблем посвящена исследованию инструментов, обеспечивающих формирование и реализацию стратегии горизонтальной интеграции региональной социально-экономической политики.

Каждой стратегии соответствует свой собственный комплекс тактических инструментов, обеспечивающих ее формирование, реализацию, мониторинг, анализ полученной информации и контроль. Попытка использовать неадекватные тактические инструменты подрывает или полностью блокирует созидательный потенциал применяемой стратегии. Перспективные цели стратегии диверсификации, например, не могут быть достигнуты с помощью инструментов, характерных для стратегии интеграции. Способ взаимосвязи между перспективными целями и инструментами их достижения характеризует содержание применяемой стратегии; соответственно анализ указанного способа позволяет идентифицировать применяемую стратегию.

Инструменты стратегии горизонтальной интеграции социально-экономической политики региона соответствуют следующим требованиям:

- обеспечивают реализацию перспективной цели данной стратегии;

- исходят из реальных возможностей развития общественно-хозяйственной системы региона и задачи реинтеграции хозяйственного пространства;

загрузка...