Delist.ru

Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки (31.01.2008)

Автор: Дунаев Константин Степанович

Результаты исследования внедрены в комплексной целевой программе по подготовке сборной молодежной команды России по биатлону к Универсиаде-2007; в методических рекомендациях по подготовке сборной команды России по биатлону к ХХI к зимним Олимпийским играм 2010 г. в г. Ванкувер (Канада); в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Они неоднократно докладывались и обсуждались на тренерском совете сборной команды России по биатлону, на международных симпозиумах, российских, республиканских и городских конференциях.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Решение задачи повышения эффективности физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса возможно путем систематизации знаний, охватывающих проблемные вопросы спортивной тренировки рассматриваемого контингента и теоретического их осмысления в рамках концепции целевой физической подготовки и разработки на базе этого технологии построения тренировочного процесса, направленного на обеспечение достижения в заданное время запланированных спортивно-технических результатов.

2. Теоретико-методологическими предпосылками обоснования и разработки данной концепции является положение о том, что потенциальные возможности перехода исходного состояния спортсмена в целевое состояние определяется, прежде всего, методикой целевой физической подготовки. Отсюда основная функция специальной физической подготовки состоит в последовательной интенсификации режима работы организма спортсмена, обеспечивающего адекватные процессы развития и приспособления к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности. Практическим результатом реализации технологии целевой физической подготовки будет достижение необходимой функциональной и физической подготовленности организма спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на выполнение соревновательных нагрузок, обеспечивающих достижения запланированных спортивных результатов.

3. Для решения целевых задач технология построения тренировочного процесса должна предусматривать внедрение в практику такой модели целевой физической подготовки в подготовительном периоде, которая способствовала бы опережающему развитию специальной подготовленности (физической и функциональной) спортсменов, обеспечивающая им адаптацию к условиям тренировочной деятельности в соревновательный период. Это обеспечит создание в подготовительном периоде «базовой» физической готовности к выполнению предстоящих соревновательных нагрузок; в соревновательном периоде – поддержание достигнутого уровня физической подготовленности, который обеспечит стабилизацию спортивной работоспособности и выход на модельные характеристики соревновательной деятельности биатлонистов.

4. Основными факторами, обеспечивающими физическую готовность биатлониста к достижению высоких спортивных результатов являются «специальная выносливость», «скоростно-силовая подготовленность», «силовая подготовленность».

Эффективность влияния вышерассмотренных факторов на успешность соревновательной деятельности спортсмена зависит также от функционального состояния систем энергоснабжения мышечной деятельности. В структуру показателей функционального состояния организма биатлонистов входят три основных компонента: экономичность и мощность функциональных систем, а также эффективность потенциальных возможностей.

5. Эффективность технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки может быть обеспечена построением тренировочного процесса на основе модельных характеристик соревновательной деятельности биатлонистов и подготовленности спортсменов; подбором средств и методов тренировочного воздействия в аспекте их сходства и различия с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которой строится подготовка в годичном макроцикле; повышением объема интенсивных специальных нагрузок; трех этапной (трехблочной) организации силовой и скоростной подготовки; рациональным соотношением объема нагрузок с применением моделирующих и смешанных упражнений; широким использованием изокинетических и изотонических упражнений для повышения уровня развития силовой выносливости биатлонистов, а также метода моделированного ее развития; планированием системы соревнования по целевому способу построения соревновательного цикла.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивалось применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам; широким представительством исследуемых объектов, достаточной репрезентативностью выборочных совокупностей и продолжительностью педагогических экспериментов; регулярной информацией об использовании в практике рекомендаций, подготовленных по результатам исследования; многократной экспертизой и анализом результатов исследования коллективным обсуждением их на научно-практических конференциях, симпозиумах; корректной математической обработкой полученных в исследовании данных с помощью пакетов программ MS Office Excel 2003, Statistica, 6,0.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в практику подготовки сборной молодежной команды России по биатлону к Универсиаде-2007; в методических рекомендациях по подготовке сборной команды России по биатлону к ХХI к зимним Олимпийским играм 2010 г. в г.Ванкувер (Канада); в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, о чем свидетельствуют акты внедрения. Материалы исследования неоднократно докладывались и обсуждались на тренерском совете сборной команды России по биатлону, на международных симпозиумах, российских, республиканских и городских конференциях.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа с 1988 г. по 2007 г. На первом этапе (1988-1997 гг.) основное внимание было сосредоточено на результатах обобщения и анализа имеющихся в соответствующей литературе сведений по рассматриваемой проблеме, проводилось формулирование рабочей гипотезы и познавательных задач.

На втором этапе (1997-2002 гг.) уточнялась и конкретизировалась гипотеза и исследовательские задачи, продолжалось осмысление научных фактов. На основе полученных данных сформулированы гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, программа научного поиска.

На третьем этапе (2002-2007 гг.) была завершена работа по накоплению и обобщению научных фактов, полученных в процессе теоретических и эмпирических исследований соревновательной и тренировочной деятельности биатлонистов высшей квалификации. На основе полученных результатов была разработана принципиальная модель целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и экспериментальная программа подготовки сборной молодежной помощи России по биатлону к Универсиаде-2007. Для оценки эффективности предлагаемой методики целевой физической подготовки и технологии ее реализации в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки был организован и проведен педагогический эксперимент. В педагогических экспериментах приняло участие более 250 спортсменов высшей квалификации, получено более 27 тысяч оценочных данных.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 424 страницах, содержит 38 таблиц, 34 рисунка. Список литературы включает 308 источников, в том числе 11 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении работы раскрываются проблема и актуальность диссертационного исследования, формулируется гипотеза, объект, предмет, цель и задачи диссертации, описываются методологические и теоретические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки и проблематика исследования» проведен теоретико-методологический анализ результатов исследований соревновательной и тренировочной деятельности высококвалифицированных биатлонистов, системы их подготовки, а также требований, предъявляемых к физической подготовленности спортсменов. При этом учитывался категориальный принцип соподчиненности рассматриваемых явлений: соревновательная деятельность – первопричина, тренировочная деятельность – производное от соревновательной.

Проведенные теоретические изыскания показали, что теоретические и методологические основы биатлона формировались преимущественно в процессе развития зимних видов многоборья и отдельных дисциплин биатлона с направленностью прежде всего на построение моделей соревновательной деятельности, обобщение техники и тактики лыжной гонки и стрельбы, совершенствованию отдельных сторон подготовленности спортсменов и специальной подготовленности в целом.

Вследствие этого, накопленные на сегодняшний день научно-прикладные знания о системе подготовки высококвалифицированных биатлонистов и, в частности, о физической подготовке, носят фрагментарный, неупорядоченный и противоречивый характер, не определены ее особенности и структура. Наблюдается неравномерность развития знаний, освещающих теоретико-методологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические, педагогические и другие аспекты рассматриваемой проблемы (В.Г.Афанасьев, 2004; В.Н.Бухтияров, 1996; И.И.Гибадуллин, 2006; Л.Н.Корчевой, 1999; Т.И.Раменская, 2004; Ю.А.Тушков, 1989 и др.).

Основными причинами вышеуказанного являются отсутствие общей теоретической концепции использования средств и методов физической подготовки в различные периоды, этапы спортивной тренировки биатлонистов, а также недостаточная разработанность методических аспектов проблемы. В силу этого, до сих пор не создано целостное представление о системе физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса, направленной на достижение запланированного спортивного результата.

Системный подход к рассмотрению физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов позволил нам представить ее как систему, выявить составляющие ее компоненты, дать характеристику сторон и свойств, параметров и особенностей этих компонентов, установить способы их связи.

Именно с этих позиций в диссертации анализируются целевые установки, задачи, средства и методы их использования, тренировочные нагрузки, структура отдельного занятия, микроцикла и мезоцикла, а также содержание контроля за уровнем тренированности биатлонистов.

В качестве решения задачи повышения эффективности физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса представляется, что система знаний, охватывающая основные проблемные вопросы физической подготовки рассматриваемого контингента, может быть теоретически осмыслена в рамках концепции целевой физической подготовки, имеющей свой предмет исследования, задачи, структуру и содержание.

При разработке концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов, мы исходили из требований принципиально нового подхода при ее организации. Если до последних лет совершенствование процесса физической подготовки осуществлялось в направлении отдельных ее сторон (планирование, подбор средств, методов, видов тренировок и т.д.), то в условиях изменения содержания соревновательной деятельности и повышения требований к уровню подготовленности биатлонистов, мы видим необходимость совершенствования их физической подготовки как системы, оптимизации всех ее педагогических компонентов с учетом специфики ее периода и объективных закономерностей повышения уровня тренированности биатлонистов и формирования у них адаптационного комплекса к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности; моделирование параметров специальной физической подготовленности, состава средств и методов тренировочного процесса как исходной предпосылки построения и управления процессом целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов.

Особенность разработки концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов на современном этапе заключается в том, что ее методологическими ориентирами выступают:

а) новое содержание соревновательной деятельности биатлонистов и особые условия, в которых она протекает;

б) качественные и количественные изменения в системе соревнований и повышение требований к физической подготовленности биатлонистов;

в) современные тенденции совершенствования технологий спортивной тренировки, анализ функционирования системы физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и основные причины ее отставания в своем развитии от качественных изменений в биатлоне.

Анализ научно-методической литературы показал, что эффективность организации физической подготовки в различные периоды спортивной тренировки биатлонистов может быть достигнута на базе «целевого» построения тренировочного процесса. Суть его заключается в сосредоточении усилий в достижении промежуточных запланированных результатов (цели) путем рационального распределения времени, отводимого на физическую подготовку, между ее временными структурами (периодами, этапами, циклами и т.п.) и учета конкретных условий соревновательной деятельности, устанавливающих внешние ограничения, а также в определении такого объема и интенсивности физических нагрузок и такого сочетания различных средств и методов в отдельном занятии, микроцикле и периоде, при котором критерий оптимальности достигает максимума.

При этом все средства должны быть тесно связаны между собой в такой последовательности, чтобы в каждом периоде спортивной тренировки обеспечивалось качественное новое приращение результатов тренировки и создавалась необходимая база для последующего периода. С этих позиций функционирование целевой физической подготовки в отдельном периоде, этапе спортивной тренировки следует рассматривать не как частный тренировочный процесс и не как простое суммарное воздействие, а как одну из подсистем целостного тренировочного процесса, интегративное взаимодействие части с целым, что и должно сформировать высокий уровень надежности биатлониста в обычном и экстремальном (соревновательном) режимах деятельности.

Во второй главе «Методы и организация исследования» представлены методы исследования, позволяющие адекватно решать поставленные в диссертационной работе задачи и оценить эффективность разработанной системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов, а также организация и общий план проведенного исследования.

В третьей главе «Исследование педагогических факторов, влияющих на организацию целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов», представлены материалы, раскрывающие особенности педагогических факторов, влияющих на организацию целевой физической подготовки рассматриваемого контингента. Так, с целью выявления структуры годичного цикла подготовки высококвалифицированных биатлонистов анализировались и систематизировались количественные характеристики комплексных целевых программ, планов подготовки сборных команд России по биатлону к ЧМ, ЗОИ, Универсиадам в период с 1970 по 2006 гг., обобщались различные сведения о построении годичного тренировочного цикла, отраженные в литературных источниках и индивидуальных планах подготовки членов сборных национальных команд. Полученные обобщенные данные представлены в табл. 1.

Анализ таблицы показывает, что годичный цикл подготовки высококвалифицированных биатлонистов за последние 30 лет строится, в основном, как 1-цикловый. Исключение составляют 80-е годы, где использовали 2х-цикловую структуру, что отражало общие тенденции развития (в то время) большинства видов спорта.

Таблица 1

Параметры соревновательной и тренировочной деятельности

высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки

(1970-до н.в.)

Исследуемые показатели Продолжительность периодов,

месяцы Промежуточные тренировочные циклы соревновательного периода

годы кол-во

загрузка...