Delist.ru

Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки (31.01.2008)

Автор: Дунаев Константин Степанович

Таким образом, в физической подготовке высококвалифицированных биатлонистов сложилась проблемная ситуация. Суть ее заключается в противоречии между уровнем требований соревновательной деятельности и эффективностью физической подготовки. Существующая теория и методика физической подготовки биатлонистов высшей квалификации не учитывает коренные изменения в содержании и условий соревновательной деятельности, возрастание объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Вследствие этого, физическая подготовка биатлонистов в своем развитии значительно отстает от качественных изменений в системе тренировки и не в полной мере соответствует требованиям соревновательной деятельности. Поэтому поиск путей достижения нового качественного состояния физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов является актуальным.

Работа выполнена в рамках Тематического плана НИР и ОКР Россспорта на 2001-2006 и 2006-2010 годы, направление 02. «Научные основы спорта высших достижений», тема 02.04.00 «Формирование и совершенствование технического мастерства, специальной физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов».

Объект исследования – теория и методика подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Предмет исследования – физическая подготовка высококвалифицированных биатлонистов и технология ее реализации в годичном цикле тренировки.

Цель исследования – совершенствование системы физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов для повышения эффективности их соревновательной деятельности.

Задачи исследования.

1. Изучить современное состояние системы подготовки высококвалифицированных биатлонистов и определить методологическую ориентацию собственных исследований.

2. Исследовать педагогические факторы, влияющие на организацию системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов.

3. Разработать концепцию целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и технологию ее реализации в годичном цикле.

4. Обосновать параметры компонентов системы целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов, обеспечивающих достижение запланированных спортивных результатов в заданное время.

5. Экспериментально проверить эффективность технологии построения и реализации целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки (на примере сборной молодежной команды России по биатлону).

Гипотеза исследования – предполагалось, что осмысление разнообразных сведений о системе тренировки спортсменов позволит сформировать концепцию целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и определить структуру, содержание и технологию ее построения в годичном цикле тренировки. Практическим результатом реализации системы целевой физической подготовки будет являться достижение в заданное время необходимой функциональной и физической подготовленности спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на выполнение соревновательных нагрузок, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения, категории и законы диалектики о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений; о соотношении общего и частного; о рассмотрении элементов в рамках целого; о единстве теории и практики.

При конкретизации выбора методологии исследования мы использовали принцип системности. Он позволил нам более полно и глубоко изучить сущность целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов и определить ее место в общей структуре тренировочного процесса спортсменов. Теоретические основы целевой физической подготовки изучаются и оформляются в тесной связи и зависимости с целым комплексом процессов, совершенствующих подготовленность биатлониста и формирующих его спортивное мастерство.

Для решения общих и частных задач использован системный подход, предполагающий установление взаимосвязей между частями объекта и рассмотрение его в конечном итоге, как системы.

Важным источником для разработки проблемы явились работы ученых, раскрывающие основные положения теории деятельности, особенности ее структуры и критерии ее эффективности (Б.Г. Афанасьев, 1983; Н.И. Бондаренко, 1997; В.В. Давыдов, 1982; В.Д. Демин, 1974; М.С. Каган, 1984; В.П. Зинченко, 1986; Б.Ф. Ломов, 1984; Э.Г. Юдин, 1978 и др.). В частности, концептуальной основой работы было рассмотрение и конкретизация вопросов технологии построения и реализация целевой физической подготовки через призму соревновательной деятельности биатлонистов.

В диссертации использовались: а) фундаментальные труды по современной системе подготовки спортсменов, разработанные отечественными и зарубежными специалистами (С.М. Вайцеховский, 1979; Ю.В. Верхошанский, 1995, 1998; А.В. Ивойлов, 1987; В.В. Кузнецов, 1976; А.А. Новиков, 2003; Л.П. Матвеев, 2005; Н.Г. Озолин, 1970; В.Н. Платонов, 1998; Ф.П. Суслов, 1998; В.П. Филин, 1987; B. Ekblom, 1998 и др.); б) теоретические и эмпирические знания о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена и факторах содействующих или препятствующих достижению наивысших результатов (Т.М. Абсалямов, 1983; Ю.В. Верхошанский, 1985; М.А.Годик, 1980; В.М. Зациорский, 1983; В.С. Мартынов, 1992; В.Н. Платонов, 1986 и др.); в) литературные источники по управлению тренировочным процессом, оценке параметров соревновательной деятельности, моделированию и прогнозированию спортивных результатов (В.А. Булкин, 1989; В.А. Запорожанов, 1985; А.В. Ивойлов, 1982; Л.П. Матвеев, 2000; М.Р. Смирнов, 1994; Б.Н. Шустин, 1990, 1995 и др.); г) общая теория функциональных систем и адаптации организма спортсменов к соревновательным нагрузкам (Н.И. Волков, 2000; А.Н. Воробьев, 1989; С.Е. Павлов, 2000; А.С. Солодков, 2004 и др.); д) литературные источники по теории и методике лыжного спорта (В.Г. Афанасьев, 1996; А.Г. Баталов, 2000; Л.Л. Головина, 1981; В.Д. Евстратов, 1994; Л.А. Корчевой, 1989; В.С. Мартынов, 1992; Т.И. Раменская, 2004 и др.).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования, среди которых использовались методы как теоретического, так и эмпирического исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, изучение документальных источников (дневники спортсменов, тренировочные программы, итоговые результаты соревнований и т.д.), педагогический эксперимент, моделирование, тестирование специальной подготовленности, методы математической статистики (более подробно см. в 2.1).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в теории и практике подготовки спортсменов высшей квалификации разработана концепция целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов для повышения эффективности их соревновательной деятельности, имеющая свой предмет исследования, задачи, структуру и содержание.

Определены стратегическая линия построения процесса целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и ее методическая концепция.

Показаны основные тенденции дальнейшего совершенствования системы физической подготовки биатлонистов; раскрыты устойчивые связи и существенные отношения между уровнем развития специальной выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовленностью и успешностью соревновательной деятельности.

В рамках предложенной концепции развита методология исследования тренировочного процесса биатлонистов и на ее основе разработана структура теории целевой физической подготовки биатлонистов с включением в нее математического описания отдельных ее компонентов, а также раскрыта сущность целевой физической подготовки как педагогического процесса.

Целевая физическая подготовка высококвалифицированных биатлонистов в различные мезоциклы, этапы, периоды подготовки и, в целом, в годичном цикле тренировки, впервые представлена в виде целостного объекта с установленными и развернутыми внешними и внутренними связями и отношениями структурного и функционального порядка, определяющими устойчивость, внутреннюю организацию и функционирование педагогической системы как определенного целого.

Исследованы и уточнены педагогические средства (в том числе и нетрадиционные), методы использования физических упражнений применительно к различным задачам и условиям подготовки биатлонистов.

Определены критерии эффективности решения целевых задач в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов и условия их достижения.

Обоснованы структура и модельные характеристики специальной физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, а также получена динамика ее показателей в годичном цикле тренировки. Разработана и экспериментально обоснована стандатизированная система комплексного контроля и оценки специальной физической подготовленности биатлонистов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке ряда теоретических положений о:

- концепции целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов;

- построении проектировочной и практической части целевой физической подготовки в годичном цикле тренировки высококвалифицированных биатлонистов;

- структуре специальной физической подготовленности биатлонистов высшей квалификации и ее тенденции по мере роста тренированности спортсмена;

- эффективных средствах, методах тренировки, способствующих интенсификации процесса целевой физической подготовки биатлонистов;

- возможности планирования повышенного объема интенсивных нагрузок с использованием моделирующих и смешанных упражнений со 2-го этапа подготовительного периода и до конца главных соревнований сезона;

- технологии целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки и, в частности, эффективности использования в системе подготовки спортсменов высшей квалификации технологии целевого построения физической подготовленности, технологии опережающего развития специальной (физической и функциональной) подготовленности и технологии моделирующего развития силовой выносливости.

Вышеизложенное расширяет и обогащает имеющиеся знания о спорте – теорию подготовки спортсменов высшей квалификации.

Теоретико-методические положения, раскрывающие технологию построения и реализации целевой физической подготовки биатлонистов высшей квалификации в годичном цикле тренировки, могут служить теоретической базой для формирования соответствующих разделов в теории и методике отдельных видов спорта.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальный процесс подготовки высококвалифицированных биатлонистов системы целевой физической подготовки и технологи ее реализации, направленных на повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации. Полученные данные могут быть использованы:

при создании модельных характеристик различных сторон подготовленности будущих чемпионов и призеров соревнований в избранном виде спорта;

при разработке критериев для отбора кандидатов в сборные команды для участия в соревнованиях;

при разработке системы комплексного контроля и оценки уровня физической подготовленности спортсменов.

Материалы исследования могут быть широко использованы в подготовке специалистов по физической культуре и спорту в высших и средних учебных заведениях в системе повышения квалификации на ФПК, ИПК по учебным предметам «общая теория спорта» и «теория и методика лыжного спорта», а также в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и ШВСМ по биатлону.

загрузка...