Delist.ru

Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки (31.01.2008)

Автор: Дунаев Константин Степанович

ДУНАЕВ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ

ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВННЫХ БИАТЛОНИСТОВ

В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и

адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург - 2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики лыжного спорта Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта

Официальные оппоненты: Заслуженный работник высшей школы РФ

доктор педагогических наук, профессор

Виноградов Геннадий Петрович

(Санкт-Петербургский государственный

университет физической культуры

имени П.Ф. Лесгафта)

Заслуженный работник физической культуры РФ

Доктор биологических наук, профессор

Фалалеев Анатолий Григорьевич

(Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов)

Доктор педагогических наук, профессор

Хуббиев Шайкат Закирович

(Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

Ведущая организация: Санкт-Петербургской научно-исследовательский институт физической культуры

Защита состоится « 24 » апреля 2008 года в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 311.010.01 Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры П.Ф. Лесгафта (190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов 35, кор.1, актовый зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и на сайте (lesgaft.spb.ru).

Автореферат разослан « » 2008 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, профессор Егоренко Л.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные тенденции развития спорта высших достижений, введение в программу соревнований по биатлону спринтерских дистанций и, в связи с этим, увеличение количества разыгрываемых медалей, усилила конкуренцию на международной арене. Это вызывает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективных технологий построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки высококвалифицированных биатлонистов и, в частности, в годичном его цикле.

Подготовка спортсменов представляет собой многокомпонентную систему, все части которой (физическая, техническая, тактическая, психологическая и др.) находятся в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач (Ю.В. Верхошанский, 1988, 1998; Ю.Ф. Курамшин, 20002; Л.П. Матвеев, 1999, 2005; В.Н. Платонов, 1997, 1998; Ф.П. Суслов, 1998 и др.).

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены материалы, показывающие ведущую роль специальной физической подготовленности биатлонистов в достижении высокого спортивного результата, а также средства и методы ее развития (В.Г. Афанасьев, 2004; В.Н. Бухтияров, 1996; В.Я. Гельмут, 1993; И.Г. Гибадуллин, 2006; Л.Н. Корчевой, 1998; Т.И. Раменская, 2004; Ю.А. Тушков, 1989; G.S. Roberts, 1995 и др.).

При этом система физической подготовки строится до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования.

Анализ и обобщение литературных источников, практического опыта ведущих специалистов по проблеме подготовки высококвалифицированных биатлонистов и других публикаций, отражающих состояние проблемы, выявили следующее.

Теоретические и методологические основы биатлона формировались преимущественно в процессе развития зимних видов многоборья и отдельных дисциплин биатлона с направленностью прежде всего на построение моделей соревновательной деятельности, обобщение техники и тактики лыжной гонки и стрельбы, совершенствование отдельных сторон подготовленности спортсменов и специальной подготовленности в целом. Однако, накопленные на сегодняшний день научно-практические знания о системе подготовки высококвалифицированных биатлонистов и, в частности, о физической подготовке, носят фрагментарный характер, не определены ее особенности и структура. Наблюдается неравномерность развития знаний, освещающих теоретико-методологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические, педагогические и другие аспекты рассматриваемой проблемы.

Основными причинами вышеуказанного являются отсутствие общей теоретической концепции использования средств и методов физической подготовки в различные периоды, этапы спортивной тренировки биатлонистов, а также недостаточная разработанность методических аспектов проблемы. В силу этого, до сих пор не создано целостное представление о системе физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле их тренировочного процесса, направленной на достижение запланированного спортивного результата.

Недостаточное количество научных рекомендаций разработанных на современной теоретической основе увеличивает существующий разрыв между теорией и практикой подготовки биатлонистов высшей квалификации, заметно снижая ее эффективность. Это положение подтверждается результатами выступлений наших биатлонистов в последние годы на чемпионатах мира и Европы, где они утрачивают завоеванные позиции, уступая в темпах роста спортивных достижений сильнейшими зарубежным спортсменам.

загрузка...