Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)
Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна
образовательной среды педагогического университета, которая создает благоприятные условия к изменению форм организации профессиональной ориентации на основе современного знания о профессии «педагог» и способствует изменениям, которые происходят во взаимодействии субъектов педагогического образования (абитуриентов, студентов и учителей); системы взаимодействия педагогического университета с другими образовательными учреждениями и рынком педагогического труда, которая создает условия согласования позиций всех заинтересованных сторон в качестве педагогического образования. Таким образом, результаты, полученные в ходе эксперимента, подтвердили значимость условий успешности реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию. В заключении диссертации обобщены основные результаты проведенного и законченного в рамках поставленных задач исследования по разработке профессиологических основ педагогического образования в условиях развивающегося рынка педагогического труда. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развивающиеся представления о профессии «педагог» в педагогической науке и практике оказывают влияние не только на развитие педагогического образования, но и на другие непедагогические направления профессионального образования. Оно открывает новые перспективы в построении теории и методики профессионального образования и определяет направления изучения проблемы развития педагогического образования. В частности, целесообразно исследование таких проблем, как: исследование проблем подготовки педагогических кадров, адекватных требованиям рынка труда в сфере образования; разработка профессиональных стандартов, отражающих квалификационные требования к работникам педагогического труда и труда в сфере образования; исследование особенностей и проектирование системы педагогического образования, учитывающей изменения в профессиональной педагогической деятельности; сравнительные исследования теории и практики развития педагогического образования в России и за рубежом. Основное содержание и результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях автора: Монографии и статьи в монографиях Балакирева Э.В. Учитель глазами своих учеников // Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. - СПб., Потсдам. Германия, 1999. – 12 п.л. /0,6 п.л. Балакирева Э.В. Организация взаимодействия преподавателей с будущими студентами на довузовском этапе педагогического образования // Особенности взаимодействия преподавателей и студентов в многоуровневом высшем педагогическом образовании: Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 12,5 п.л. / 1 п.л. Балакирева Э.В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 11,6 п.л./ 11,6 п.л Научные статьи Балакирева Э.В. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. - СПб.- Бохум, Германия, 1994. – 7,6 п.л. / 1 п.л. Балакирева Э.В. Преемственность как проблема развития профессионального педагогического образования // Межрегион. Сб. научн. тр. «Педагогика новому веку: идеи на будущее…». Герценовские чтения», Ч. 1. – СПб.: Образование-Культура.- 2000. – 16 п.л. / 0,44 п.л. Балакирева Э.В. Профессиологический аспект педагогического образования // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения: Межрегион. Сб. научн. тр. – СПб., 2001. – 18,9 п.л. / 0,6 п.л. Балакирева Э.В. Проблемы разработки и реализации образовательной программы педагогического профиля в общеобразовательной школе // Модернизация общего образования на рубеже веков: Сб.научн. тр. Ч.II. – СПб., 2001. – 10,8 п.л. / 0,6 п.л. Балакирева Э.В. Взаимодействие школы и педагогического университета как фактор развития профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы и перспективы развития системы довузовского обучения: Материалы междунар. научн.-практич. конф. – Минск. Беларусь. – 2001. – 12,5 п.л. / 0,2 п.л. Балакирева Э.В. Профессиологический подход к сопровождению студентов в учебно-педагогическом взаимодействии // Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научн. – методич. пособ. – СПб., 2002. – 12,5 п.л. / 0,44 п.л. Балакирева Э.В. Профессия «Педагог»: проблемы, поиск решений (статья на польском языке) // Tradycje i perspektywy edukacji. Czesko-polskie studia pedagogiczne. TOM 5 / pod redakcja Zenona Jasinskiego.- Opole, 2003.- s.43-49. – 0,44 п.л. Балакирева Э.В. Краткий анализ результатов диссертационных исследований, защищенных в 2003 году // Вестник диссертационного совета. Диссертационный Совет Д212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук. Выпуск II. – СПб.: РГПУ-Тюмень: ТОГИРРО, 2004. – 80 с. – 0,3 п.л. Балакирева Э.В. Педагог в инновационном поле профессиональной деятельности // Новое образование: проблемы развития и управления: Информац. научно-методич. изд. «Вестник ЛОИРО» - 2004, № 2, С.58 – 62. - 0,3 п.л. Балакирева Э.В. Закономерности развития профессии педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. Материалы IV международной научно-практич. конф. кафедры педагогики и андрагогики – СПб. – 13-14 апреля 2004, С. 33 – 35. – 0,2 п.л. Балакирева Э.В. Профессиологический подход как теоретическая основа исследования проблем развития педагогического образования: Академические чтения. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – Выпуск 4: Ценности современного образования: региональный аспект: – С. 171-174 / 0,2 п.л. Балакирева Э.В. Закономерности качественного изменения профессии педагога: Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога: Учебное пособие / Под общ. ред. Л.Н.Бережновой. - СПб.: Астерион, 2004. – С.78-84. / 0,3 п.л. Балакирева Э.В. Диссертационный совет по проблемам высшего педагогического образования: история и анализ результатов диссертационного исследования // Новое в педагогических исследованиях. – Выпуск 1. – Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена / Под ред. Козловой А.Г., Тряпицыной А.П.- СПб.: Нестор, 2004. – 257с./ 0,3 п.л. Балакирева Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагога // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования, № 3, 2005. – С. 12-17 - 0,44 п.л. - 0.32 п.л. Балакирева Э.В. Обзор диссертаций, защищенных в 2004 году по проблемам профессионального образования // Вестник Диссертационного совета. Диссертационный совет Д.212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук / Под ред. Тряпицыной А.П. Выпуск III. – СПб. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 5,4 п.л. Балакирева Э.В., Радионова Н.Ф. Вклад исследований по теории и методике профессионального образования в реализацию Программы модернизации высшего педагогического образования // Вестник Диссертационного совета. Диссертационный совет Д.212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук / Под ред. Тряпицыной А.П. Выпуск III. – СПб. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 5,4 п.л. / 0,2 п.л. Балакирева Э.В. Модель профессиональной подготовки педагога в контексте профессиологического подхода // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 208-й годовщине психологической подготовки педагогов и 80-летию кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 0,47 п.л. Балакирева Э.В. Профессия «педагог» как развивающаяся целостность // Герценовские чтения-2006. Ч. 3. Исследования педагогического образования (педагогический аспект). – СПб.: Изд-во РГПУ им.А И Герцена, 2006. -216 с. Бюллетень Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006, № 7. - С. 42-45. – 0,42 п.л. Балакирева Э.В. Обзор диссертаций, защищенных в 2005 году по проблемам высшего педагогического образования // Вестник Диссертационного совета. Диссертационный совет Д.212.199.19 по присуждению ученой степени доктора наук / Под ред. Тряпицыной А.П. Выпуск IV. – СПб. – НЕСТОР, 2006. – 8,6 п.л. / 0,5 п.л. Балакирева Э.В. Профессиологическое знание как основа качественного обновления педагогического образования // Социальная значимость педагогических кафедр в подготовке специалистов системы образования изменяющейся России: Сборник статей / Ред. совет.: А.П. Тряпицына, Н.А. Лабунская, И.В. Гладкая. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 0,43 п.л. Балакирева Э.В. Профессиональная компетентность педагога лицея // Антология педагогических советов / Серия: Выпуск 2. Сборник научно-методических материалов по подготовке и проведению педагогических советов / Под ред. Козловой А.Г., Сафоновой А.А.., Гущиной А.А. – СПб.: ООО Нестор, 2006. - 0,59 п.л. Балакирева Э.В. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования // Научно - методич. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 9,5 п.л. / 1,0 п.л. Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ Балакирева Э.В. Педагогическое образование в контексте развития современного представления о педагогической профессии // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Научный журнал №2(3): психол.-пед. науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). – СПб., 2002. – С. 60-71. – 0,75 п.л. Балакирева Э.В. Опыт профессионального самоопределения старшеклассников на профессию педагога в системе «Школа -педагогический университет» // Наука и школа, №4, 2003. – С.41-45. – 0,44 п.л. |