Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)
Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна
В ходе эксперимента использовалась фокус - групповая методика в сочетании с включенным наблюдением. Реализация данной методики предполагала формирование дискуссионных смешанных фокус - групп из учителей и руководителей (по 5-8 человек) для обсуждения исследуемой проблемы и поиска оптимальных путей ее решения. Особенностью взаимодействия с участниками эксперимента являлось научно-методическое и научно-практическое сопровождение, сетевое взаимодействие с ними на базе педагогического университета, обеспечивающее оперативный обмен информацией между образовательными учреждениями. В результате освоения модульной программы были разработаны но образовательных программ различного профиля и 35 учебных программ элективных курсов. У участников эксперимента повысился уровень готовности к решению современных профессиональных задач в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки. Достижение такого результата осуществилось за счет создания условий для развития профессиональных контактов; создания особой рефлексивной среды; содействия саморазвитию и самообразованию педагогов. В качестве метода оценки развития профессиональных умений учителей общеобразовательных школ - участников эксперимента, был выбран метод анкетирования, с помощью которого была выявлена динамика развития профессиональных умений участников эксперимента. Учителям были предложены вопросы, с помощью которых они должны были оценить по шкале от -5 до + 5 свои профессиональные умения, которые проявились в процессе работы над программой элективного курса. Результаты эксперимента по включению нового знания о профессиональном самоопределении и профессиональной карьере педагога в содержание программ повышения квалификации педагогов характеризовали реализацию принципа интеграции, при котором новое профессиологическое знание включалось в содержание и процесс педагогического образования, и создавались условия изменения традиционных стратегий педагогического образования на стратегии модульного и контекстного обучения. В процессе обучения создавались реальные ситуации развивающейся профессиональной педагогической деятельности, решение которых способствовало развитию соответствующих компетенций, которыми должен овладеть педагог в процессе педагогического образования; В диссертации представлены результаты научного проекта по проблемам разработки согласованных требований к учительским должностям, квалификационной характеристике и к уровню подготовки выпускников в новом поколении ГОС ВПО по направлениям педагогического образования в соответствии с потребностями общего образования, в котором автор принимала непосредственное участие. Исследование современных профессиональных требований к специалисту образования, в рамках научного проекта, предполагало анализ существующих документов, определяющих требования к специалистам в России и за рубежом, а также изучение мнений работодателей по поводу того, в каких специалистах они испытывают потребность в современных условиях. Для исследования представлений работодателей о профессиональных требованиях специалисту образования была использована методика анкетирования. В разработанной анкете было представлено три блока вопросов. Вопросы первого блока были направлены на изучение ожиданий работодателей от претендентов на место специалиста образования в образовательном учреждении. Второй блок вопросов был направлен на выявление представлений о современной аттестации специалистов образования с разным стажем. Вопросы третьего блока были ориентированы на изучение мнений работодателей по поводу введения экзамена на должность специалиста. На поставленные в анкете вопросы, предлагалось несколько вариантов ответов. Участники анкетирования должны были выбрать не более трех ответов, наиболее приоритетных с их точки зрения. При отсутствии необходимого варианта ответа, анкетируемым предлагалось сформулировать свой ответ и сделать запись в ячейке, соответствующей варианту «другое». Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы на основе анализа ответов анкетируемых можно было определить ориентиры разработки профессиональных стандартов в сфере образования. Анкетирование проводилось в г. Санкт - Петербурге, Архангельске и Чите. В опросе участвовали около 170 работодателей (руководители различных образовательных учреждений). Анализ анкет указал на однозначную позицию работодателей системы образования, и это означает, что, учитывая характер профессии «педагог» как развивающейся целостности, класс (классы) профессиональных задач педагога по своему содержанию должны определяться с опережением и быть согласованы при разработке профессиональных стандартов. Критерий сложности профессиональных задач, решаемых специалистом на рабочем месте, является наиболее значимым для всех категорий руководителей, следовательно, он может быть использован в качестве приоритетного при определении квалификационных требований к специалистам образования. Описание профессиональных требований должно быть выполнено не с позиции требований на «выходе из образовательного учреждения», а с позиции требований «на входе в профессиональную деятельность». По мнению руководителей системы образования, в профессиональном стандарте могут также уточняться требования к уровню профессиональной подготовки и содержание должностных обязанностей. В результате согласования позиций заинтересованных сторон в понимании профессии «педагог» как системе профессиональных полей, функций, должностей был реализован принцип интеграции. На основе этого принципа был выявлен перечень должностей работников сферы образования, отраженных в приложениях к диссертации, которых ждут образовательные учреждения, но для которых еще не создана нормативно-правовая база подготовки, аттестации и оплаты труда. На третьем – аналитико-обобщающем - этапе осуществлялся анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы, связанной с реализацией профессиологического подхода к педагогическому образованию. В результате эксперимента по проверке условий успешности реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию были выявлены изменения, которые оценивались по показателям, отраженным в замысле опытно-экспериментальной работы. Показатель развития заинтересованности субъектов педагогического образования и работодателей в педагогическом образовании проявлялся через: поиск личностно значимого смысла профессии «педагог», обогащение и расширение профессионального самосознания личности за счет углубления и расширения знаний и опыта педагогической деятельности; развитие новых технологий взаимодействия учителей школ и преподавателей университета по решению задач профессиональной ориентации абитуриентов педагогического университета. сложившуюся систему сотрудничества и взаимодействия университета с общеобразовательными учреждениями, которая заметно повлияла на стабилизацию конкурса абитуриентов РГПУ им. А.И. Герцена; Рис. 2 иллюстрирует динамику конкурса абитуриентов университета за период с 2002 по 2006 годы. Рис. 2. Динамика конкурса абитуриентов университета за период с 2002 по 2006 годы. обеспечение преемственности целей и содержания профессиональной ориентации абитуриентов, студентов и педагогов в образовательной среде университета; качественный отбор содержания и построения процесса реализации образовательных программ педагогического образования на всех его этапах; Показатель развития ориентированности педагогического образования на современные задачи профессиональной педагогической деятельности, на обогащение опыта решения задач профессиональной деятельности проявлялся через: создание и разработку учебно-методических материалов для преподавателя и для студента, разработку индивидуальных планов освоения дисциплины, планированием и организацией самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Педагогика»; построение образовательного процесса: с ориентацией на образовательные и профессиональные потребности обучающихся и преподавателей; сообразно специфике процесса профессионального становления и развития педагога; с учетом особенностей выбранного студентом индивидуального образовательно-профессионального маршрута; с опорой на предшествующий образовательный и личностный опыт студента в профессиональной педагогической деятельности; на новом содержании обучения педагогике с использованием совокупности современных педагогических технологий. Показатель развития согласованности позиций всех заинтересованных сторон (субъекты педагогического образования, работники и работодатели педагогического труда) в понимании сущности профессии «педагог», в формировании современных требований к профессиональной педагогической деятельности проявлялся через: умения педагога продемонстрировать свою готовность к новым преобразованиям в структуре и содержании профессиональной педагогической деятельности; умения педагога выразить свою профессиональную позицию в решении задач профильного обучения в школе; готовность педагога к дальнейшему развитию совместной деятельности с преподавателями различных подразделений университета (кафедра педагогики, институт довузовской подготовки, методические кафедры факультетов) с работниками образовательных учреждений по реализации задач профильного обучения в школе и педагогическом университете; интеграцию целей образовательных программ старшей ступени школы и образовательно-профессиональных программ педагогического университета, чтобы обеспечить их преемственность; требования к профессиональной деятельности педагога, которые прописываются через профессиональные задачи и могут конкретизироваться в связи с назначением на конкретную должность. Результаты экспериментальной части исследования позволили установить: зависимость изменения профессиональной позиции педагога в решении задач модернизации обучения, в частности задач профильного обучения, от степени учета в программах повышения квалификации индивидуальных профессиональных интересов и образовательных потребностей педагогов; зависимость изменения профессиональной позиции педагога в процессе разработки содержания профильного обучения учащихся, ориентированных на профессию «педагог», от степени использования возможностей образовательной среды педагогического университета; зависимость изменения профессиональной позиции педагога в решении современных профессиональных задач от уровня развития умений, соответствующих конкретной группе задач; взаимосвязь довузовского, вузовского и поствузовского этапа педагогического образования, которая проявляется в зависимости от степени использования в реальной профессиональной педагогической деятельности результатов повышения квалификации педагогов. Анализ полученных результатов эксперимента дал основание утверждать, что позитивные изменения в педагогическом образовании на всех его этапах (довузовском, вузовском, поствузовском) происходят за счет: |