Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)
Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна
На преобразующем этапе эксперимента профессиональная ориентация старшеклассников в системе «Школа - педагогический университет» рассматривалась как сложный процесс, который условно был представлен в два этапа. Первый этап был связан с формированием у старшеклассников профессиональных намерений (желание, интерес, мотивы выбора профессии педагога) путем выявления у них склонностей, развитие педагогических способностей и формирование жизненных ценностей школьников, обеспечивающих их ориентацию на взаимодействие с другими людьми. Второй этап был связан с формированием у школьников внутренней готовности к самоопределению через профессиональную консультацию, которая включает: информационную составляющую о профессии «педагог» и когнитивную составляющую о путях и способах подготовки к выбору профессии «педагог». Объективно обусловленные этапы профессиональной ориентации школьников потребовали изменения целевых ориентиров содержания, форм и методов обучения слушателей в институте довузовской подготовки, которые должны создавать условия формирования профессиональной направленности личности, критериев отбора на профпригодность к педагогической деятельности. В качестве активных форм включения абитуриентов университета в процесс профессиональной ориентации на преобразующем этапе рассматривались: освоение профориентационных модулей слушателями педагогического подготовительного факультета и подготовительных курсов института довузовской подготовки; освоение профориентационной программы «Профессия педагога в современном мире» для абитуриентов на базе университета; профориентационное тестирование абитуриентов на базе центра тестирования при университете; проведение профориентационных мероприятий структурными подразделениями университета (консультации, встречи с учащимися и родителями, экскурсии по факультетам и университету) на базе общеобразовательных учреждений для учащихся выпускных классов г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области; проведение Герценовской педагогической олимпиады «Первый успех» для старшеклассников общеобразовательных учреждений, на базе которых реализуются образовательные программы педагогической направленности. В диссертации подробно представлены различные формы профессиональной ориентации, среди которых особое место занимала Герценовская педагогическая олимпиада «Первый успех» для старшеклассников, главной идеей которой, было создание условий для самовыражения школьников. Все участники имели возможность продемонстрировать уровень интеллектуального и общекультурного развития как результат индивидуальной творческой познавательной деятельности и профессиональной ориентации на педагогическую деятельность. Олимпиада «Первый успех» являлась начальным звеном, первым этапом на пути восхождения к педагогическому мастерству через серию взаимосвязанных, усложняющихся от этапа к этапу конкурсов профессиональных и личностных достижений ее участников: старшеклассников – студентов - магистрантов. В ходе эксперимента каждый год определялась тема олимпиады, которая соответствовала какой-то знаменательной дате в жизни университета. Олимпиада «Первый успех» проходила в три этапа. Первый этап охватывал около 1000 учащихся из 38 школ. Второй этап – отборочный. Из 500 участников отбирались 60 лучших домашних работ учащихся в виде эссе на тему олимпиады, которые участвовали в финальном туре олимпиады. По результатам конкурсов олимпиады определялись 6 победителей и 15 лауреатов в номинации отдельных конкурсов, которые получали право участвовать во вступительных испытаниях на условиях профориентированной молодежи, отраженных в правилах приема РГПУ им. А.И. Герцена. В табл.1 представлен перечень тем олимпиады за период с 2002-2006 годы. Темы олимпиады «Первый успех» за период с 2002-2006 годы Год Тема олимпиады Знаменательная дата, которой посвящается олимпиада 2002 «Наши истории – наше европейское будущее» 205 - летие РГПУ им. А.И. Герцена 2003 «Быть педагогом – это здорово» 115 – летие А.С. Макаренко 2004 Имидж педагога. Престиж профессии (стереотипы общественного мнения. пути преодоления) 300 - летие И.И. Бецкого 2005 Педагог демократической школы: шаги становления 60 - летие Победы в Великой отечественной войне 2006 Чтение в профессии педагога 85 - летие кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Анализ анкет учащихся и учителей позволил сделать обобщенные выводы о значимости Герценовской педагогической олимпиады «Первый успех» для учащихся и их учителей. На рис.1 представлены обобщенные ответы учащихся и учителей на вопросы анкеты. Рис. 1. Что дает участие в олимпиаде «Первый успех» для учащихся и учителей Положительный опыт организации и проведения профориентационной работы со старшеклассниками способствовал созданию в 2005 году на базе института довузовской подготовки научно-практического центра профессиональной ориентации абитуриентов, основной целью которого стало привлечение наиболее подготовленной и профессионально ориентированной молодежи к продолжению образования в РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты эксперимента на довузовском этапе педагогического образования характеризуют реализацию принципа дополнения, согласно которому новое современное знание о профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении старшеклассника включалось в содержание образовательных программ дополнительного образования. Новые учебные курсы и модули расширяли представления абитуриентов о профессии «педагог» и современных профессиональных задачах, к решению которых он в будущем должен быть готов. На преобразующем этапе эксперимента осуществлялась особая организация процесса обучения, создающая такие условия, которые позволяли студенту демонстрировать уровень своих знаний по дисциплине «Педагогика» и вступать во взаимодействие с преподавателем и другими студентами в команде или микро группе не только в учебное, но и внеаудиторное время. В диссертации представлены результаты разработки и реализации активных форм включения студентов в процесс профессионального самоопределения: написание эссе, рефератов на тему «Если бы я был министром образования!», «Если бы я был директором школы!», «Педагог – профессия будущего», «Образ учителя - мастера», «Мой первый учитель» и.т.п.; написание отзывов и рецензий на художественный фильм, телевизионную передачу, научно-популярную статью педагогически направленного содержания; разработка диагностических методик по вопросам исследования проблем человека в профессии «педагог» на тему «Путь в профессию», «Профессиональная карьера», «Профессиональный успех» т. п.; педагогические проекты «Портфолио» и «Пресс - клуб «Встреча с личностью». В диссертации подробно представлены различные формы включения студентов в процесс профессионального самоопределения, среди которых особое место занимали педагогические проекты «Портфолио» и «Пресс - клуб «Встреча с личностью». Портфолио представлял собой систематизированный подбор самостоятельных, творческих, контрольных и зачетных работ студента по каждому учебному курсу за весь период обучения. Работы для комплектования итогового портфолио студент выбирал самостоятельно из числа наиболее, по его мнению, удачных и результативных. Структура портфолио согласовывалась индивидуально с каждым студентом, но в ней присутствовали и обязательные рубрики для всех студентов: «Визитная карточка студента», «Круг чтения (список научных, публицистических, художественных и методических изданий, прочитанных студентом в связи с изучением учебного курса, «Презентации по темам курса», «Мои образовательные достижения», «Самооценка профессиональных умений», «Рецензия на портфолио (рецензию мог дать любой студент из группы, курса, факультета, другого вуза и т.п.)». Портфолио как форма организации самостоятельной деятельности студентов отвечала принципу трансформации, согласно которому новое профессиологическое знание о профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении включалось в действующие учебные программы курсов дисциплины «Педагогика», не требуя изменений их структуры. При этом создавались условия изменения традиционных стратегий обучения педагогике на стратегии развития критического мышления, проектной деятельности, способствующих развитию соответствующих компетенций, которыми должен овладеть будущий педагог в процессе педагогического образования, и которые отражали реальные ситуации развивающейся профессиональной педагогической деятельности. Портфолио как форма аттестации позволяла преподавателю планомерно и объективно осуществлять текущий контроль освоения педагогических курсов по накопительной системе, студенту позволила успешно продемонстрировать результаты освоения учебных курсов дисциплины «Педагогика» за весь период обучения. Необходимость подготовки и комплектования портфолио способствовала повышению качества и культуры учебной деятельности, создавала предпосылки для становления профессиональной позиции студента. Проект «Пресс-клуб «Встреча с личностью» решал задачу вовлечения студентов в продуктивную, творческую деятельность, предусматривающую самостоятельную работу над групповым проектом с элементами исследования. Развитие и обогащение профессиональной позиции студента по отношению к будущей профессии «педагог» происходило за счет знакомства и осмысления профессионального опыта личности, с которой состоялась встреча. Результат реализации этого проекта оценивался по следующим критериям: уровень осознания студентами социальной значимости профессиональной педагогической деятельности; уровень самооценки собственных профессиональных намерений и возможностей, склонностей и способностей к этой деятельности; умение определять пути и средства построения профессиональной карьеры; проявление умений в решении профессиональной педагогической задачи. Проект «Пресс-клуб «Встреча с личностью» позволил реализовать принцип интеграции, при котором новое профессиологическое знание включалось в процесс педагогического образования. При этом создавались условия изменения традиционных стратегий педагогического образования на стратегии контекстного и биографического обучения, отражающих реальные ситуации развивающейся профессиональной педагогической деятельности, способствующих развитию соответствующих компетенций, которыми должен овладеть будущий педагог в процессе педагогического образования. В диссертации представлены результаты проектирования и реализации организационно-педагогических форм целенаправленного включения современного знания о профессии «педагог» в содержание и процесс осуществления программ повышения квалификации педагога, способствующего его профессиональному самоопределению. Экспериментальная работа строилась на основе реализации модульной программы внутрифирменного обучения педагогов принятию новых целей профессиональной педагогической деятельности. В качестве фирмы обучения выступал педагогический университет, который представлял единое научно-методическое пространство для педагогов разного профиля (учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, организаторы внеклассной работы, заместители директора школы по учебной, воспитательной, учебно-исследовательской, работе). Обучение непосредственно на базе педагогического университета было построено на идеях «выбора», «инициативы», «сотрудничества» и «успеха» и было ориентировано на решение задач интеграции и преемственности целей образовательных программ старшей ступени школы и образовательно-профессиональных программ педагогического университета. Логика эксперимента соответствовала этапам проектирования изменений содержания и процесса повышения квалификации и предполагала разработку каждым учителем и руководителем продуктов деятельности (образовательных программ педагогического профиля и учебных программ элективных курсов для профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся, ориентированных на продолжение образования в педагогическом университете). Предполагалось, что эти программы должны быть приемлемыми для условий конкретной школы, и согласованными с содержанием образования в педагогическом университете. Новое содержание образовательных программ педагогического профиля выращивалось в самих школах и в педагогическом университете, непосредственно в ходе эксперимента, с использованием такого важного ресурса, как потенциал самостоятельной продуктивной деятельности каждого отдельного учителя и руководителя школы с другими членами коллектива школы. |