Delist.ru

Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)

Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна

Первородной по отношению к педагогической была воспитательная деятельность, затем учительская. Еще в более поздние времена появляется преподавательская, тренерская, наставническая деятельность и т.п., но с определенного времени, когда впервые началась государственная подготовка учителей, она стала называться педагогической.

Образовательные учреждения по подготовке специалистов стали называться педагогическими, в которых начали готовить педагогические кадры (учителя и воспитатели), а система подготовки педагогических кадров получила название «педагогическое образование». Все словосочетания: «педагогическая деятельность», «учреждения педагогического профиля», «педагогические кадры», «педагогическое образование» связаны со словом «педагог».

Понятие «педагог» в современном понимании выступает одновременно:

на индивидном уровне - как лицо, выполняющее должностные обязанности, в рамках конкретного вида профессиональной педагогической деятельности;

на личностном уровне - как личность, реализующая миссию «созидания ЧЕЛОВЕКА», как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровнях;

на общественном уровне - как человек, принадлежащий к профессиональному сообществу людей, объединенных общим родом занятий, общими целями и интересами, направленными на удовлетворение потребностей общества;

на государственном уровне - как квалифицированный специалист, готовый к решению современных профессиональных задач.

Любой из этих аспектов подчеркивает профессиональную специфику понятия «педагог», т.е. педагог – это профессия людей, занимающихся общественно-полезной деятельностью, сознательно направленной на подготовку человека к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагог как профессия, относится к типу «человек-человек». Но из ряда других профессий этого типа она выделяется, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Профессия «педагог» как подсистема профессий группы «человек-человек» имеет гуманитарный характер, поскольку цели, объект, средства и результаты деятельности педагога направлены на человека и связаны с развитием деятельности других людей.

На основе системно - деятельностного подхода в исследовании проведен анализ сущности профессии «педагог», которая отражена в положении на защиту и разработана ее структура (Схема 1).

Функциональное назначение профессии «педагог» по отношению к рынку труда состоит в том, чтобы обслужить сферы культуры и образования, а по отношению к рынку педагогического труда - обслужить образовательный процесс.

Педагогическая деятельность вследствие дифференциации педагогического труда детерминирована на отдельные области педагогической деятельности, т.е. педагогические специальности, например, учитель математики, социальный педагог, преподаватель эстетики и т.п.

Профессия «педагог» классифицируется по нескольким основаниям - по субъекту деятельности, квалификациям и должностям. В качестве субъекта деятельности выступают: учитель, воспитатель, преподаватель и т.п. Профессиональные квалификации характеризуются уровнем педагогического образования и уровнем профессионализма субъекта педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность отражает содержание профессионального стандарта. Это – наблюдаемый, измеримый образец проявления знаний, умений, навыков, способностей, способов поведения и других характеристик личности, позволяющих педагогу успешно выполнять профессиональную деятельность. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня профессиональной компетентности, характеризующей его готовность к эффективному и результативному решению профессиональных задач.

Профессия «педагог» как система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается субъектом педагогической деятельности.

На зарождение, становление и развитие профессии «педагог» влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы обусловлены влиянием государства (включение в перечни и классификаторы профессий, тарификация труда педагога, аттестация педагогов, социальные гарантии и награды), рынка педагогического труда (спрос и предложение на педагогические кадры), общества и социума (имидж и престиж профессии). Внутренние факторы обусловлены закономерностями развития профессиональной педагогической деятельности, профессиональной позицией ее субъектов и др.

В современных условиях: наблюдается динамика разнообразия и изменчивости мира педагогических профессий, которая выражается в развитии сферы педагогического труда; нарастает потребность различных областей профессиональной педагогической деятельности в межпредметном взаимодействии, обусловленных процессами дифференциации и интеграции профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, профессия «педагог» представляет собой целостность, которая интегрирует в себе различные педагогические профессии, связанные своей целевой направленностью на содействие становлению человека.

Далее в диссертации обосновываются содержание и пути включения знания о профессии «педагог» (профессиологического знания) в педагогическое образование как систему.

В основу построения модели реализации профессиологического подхода в системе педагогического образования положены:

результаты изменений, произошедших в структуре и содержании профессиональной деятельности педагога и результаты анализа теоретико-практических предпосылок, доказывающих возможность осуществления педагогического образования с учетом его профессиологических основ;

представления об открытости процесса развития профессии «педагог» влиянию внешних факторов, таких, как динамичное изменение профессиональной структуры и профессиональных ролей педагога под влиянием социума; изменчивость и подвижность функционального содержания труда педагога; увеличивающееся влияние рыночной экономики на соответствие структуры и содержания профессии «педагог» целям их экономической эффективности; требования к самореализации и самоопределению личности педагога в условиях расширяющегося поля профессиональной деятельности;

объективная необходимость переориентации педагогического образования от подхода, ориентированного на освоение специальных профессиональных знаний, к подходу, ориентированному на развитие профессиональной компетентности будущего педагога в процессе педагогического образования. При таком подходе главным приоритетом процесса обучения является самоопределение студента, его умение решать профессиональные задачи, умение осуществлять самооценку своей профессиональной педагогической деятельности.

Модель реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию представляет собой взаимодействие двух подсистем «система знаний о профессии «педагог» и «система педагогического образования» (Схема 2).

Система знаний о профессии «педагог» включает в себя три группы знаний:

знания о профессии «педагог» как сфере профессиональной деятельности. Это знания об исторических этапах развития профессии как отрасли общественного производства; о принципах, закономерностях (интеграции и дифференциации) и диагностике развития педагогических профессий; о классификации педагогических профессий; о принципах и закономерностях развития рынка педагогического труда;

знания о профессии «педагог» как виде профессиональной деятельности. Это знания о научно обоснованных нормах и требованиях профессии «педагог» к конкретным видам профессиональной педагогической деятельности и качествам личности специалиста (профессиография), профессиональных полях, профессионально-квалификационных моделях профессиональной педагогической деятельности;

знания о профессии «педагог» как социальном институте или профессиональном сообществе людей. Это знания о нормативно-законодательной базе профессии; о системе педагогического образования; о профессиональном самоопределении, профессиональной ориентации и адаптации личности; профессиональном отборе и профессиональной консультации, профессионализации личности, профессиональной карьере педагога.

Схема 2

Модель реализации профессиологического подхода

в системе педагогического образования

«Система педагогического образования» включает в себя: образовательные учреждения, Федеральные образовательные стандарты и профессиональные стандарты, преемственные образовательные программы, органы управления педагогическим образованием.

Отражение знаний о профессии «педагог» происходит через содержание деятельности образовательных учреждений, через Федеральные образовательные стандарты и профессиональные стандарты, через образовательные программы и систему деятельности органов управления педагогического образования.

«Образовательные учреждения» (колледжи, училища, институты, университеты) осуществляют связь с рынком педагогического труда. Изучают и корректируют планы подготовки специалистов. Разрабатывают предложения для органов управления образованием и участвуют в разработке федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. В соответствии с их требованиями проводят внутреннюю аттестацию педагогических кадров и экзамен на должность.

Новые требования рынка труда и работодателей к качеству педагогического образования оказывают влияние на формирование новых требований к выпускникам педагогических учебных заведений. Эти требования

содержатся в компоненте модели «Федеральные государственные образовательные стандарты». В них определены области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускников, соответственно профилю их профессиональной подготовки. Определены требования к результатам освоения основой образовательной программы на уровне компетенций - универсальных (общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные) и профессиональных.

Компонент модели «Профессиональные стандарты» учитывает состояние развития профессии «педагог» и отражает основные цели профессиональной области, перечень возможных должностей педагогов. Их создание и внедрение направлено на целесообразное и оптимальное использование человеческих ресурсов в соответствии с уровнем профессиональной подготовки, опытом и личными возможностями, на формирование у работников сферы образования потребности в профессиональном развитии и предоставление им возможностей

для профессионального роста. В рамках профессиональных стандартов разрабатываются функциональные карты, отражающие функции деятельности специалиста или должностного лица, требования к состоянию его здоровья.

Профессиональные стандарты тесно связаны с Федеральными государственными образовательными стандартами и отражают требования к педагогическому образованию на уровне квалификации выпускника, выраженной на языке компетенций (универсальных и профессиональных).

загрузка...