Delist.ru

Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)

Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна

разработано научно-методическое обеспечение научно-практического центра профессиональной ориентации абитуриентов педагогического университета;

разработаны способы изменения профессиональной позиции преподавателя, которые позволяют изменить качество содержания и процесса педагогического образования;

разработан учебно-методический комплекс образовательной программы бакалавриата, построенный на современном знании о профессии «педагог»;

разработана методика согласования образовательных программ педагогического профиля в общеобразовательной школе с педагогическим университетом;

разработаны характеристики показателей педагогического образования в условиях развивающейся профессии «педагог», которые дают представление о характере взаимодействия педагогического образования с рынком педагогического труда, обществом и государством.

Достоверность основных выводов и результатов исследования обусловлена последовательной реализацией избранного методологического подхода, логической непротиворечивостью выводов, использованием комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный и системный анализ, моделирование, проектирование) и эмпирических (наблюдение, анализ профессиональной деятельности педагогов различного профиля и квалификации, изучение и обобщение опыта взаимодействия образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования).

Апробация основных результатов исследования осуществлялась: путем публикаций статей, сборников, монографий на протяжении 1994 -2007 годов, в том числе размещения информации в Internet; в процессе обсуждения на заседаниях Совета по направлению «Интегративная, открытая, развивающаяся система непрерывного педагогического образования» (2004, 2007 гг.); в ходе выполнения НИР по проблемам развития высшего профессионального педагогического образования в течение 2000-2007 гг.; в процессе реализации основных образовательных программ бакалавриата и программы дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; в процессе участия и обсуждения на международных (Польша, Германия, Беларусь), всероссийских (г. Санкт - Петербург), региональных и межвузовских конференциях и семинарах (г.г. Санкт - Петербург, Ярославль, Архангельск, Новокузнецк, Тюмень); институте довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена; образовательных учреждениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский образовательный округ г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, содержит 400 стр. текста без приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается цель, объект и предмет исследования, методологические основы и методы исследования, формулируется исходная гипотеза и результаты ее доказательства, выраженные как положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе - «Теоретико-методологические и практические предпосылки исследования профессиологических основ педагогического образования» - педагогическое образование в современных условиях рассматривается как объект исследования; анализируются содержание и структура профессиологического знания как источника развития научно-педагогических представлений о профессии «педагог»; обосновывается и раскрывается системно - деятельностная методология исследования проблемы.

В диссертации на основе анализа работ, обращенных к проблемам педагогической деятельности, подчеркивается, что на рубеже веков под влиянием социально-экономических условий в стране произошли изменения в сфере педагогического труда. Профессиональная педагогическая деятельность стала вариативной, дифференцированной и полифункциональной. Произошло экстенсивное расширение поля профессиональной деятельности педагога. Существенно обновилась номенклатура педагогических профессий и специальностей. Появились такие новые педагогические профессии, как социальный педагог, педагог-психолог и др. Создаются предпосылки в открытии новых направлений и специальностей подготовки педагогов и специалистов в сфере образования (управления, проектирования, диагностики, сопровождения и др.).

В результате стал оформляться рынок педагогического труда как профессиональный рынок, который нацелен на формирование спроса и предложения на педагогические кадры. При этом под спросом понимается конкретная потребность в педагогических кадрах, а под предложением - желание и способность профессиональных педагогов удовлетворять потребности рынка педагогического труда. Субъектами рынка педагогического труда выступают: работодатели, т.е. руководители учреждений сферы образования; работники, т.е. педагоги; государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

Анализ материалов исследований Национального фонда подготовки кадров и ученых, исследователей проблем развития рынка труда по психологии, экономике, социологии показал, что рынок труда, в том числе и педагогического, в нашей стране сегодня весьма неустойчив. Его потребности представляются динамичными, противоречивыми и изменчивыми, а государственные и нормативные документы, определяющие статус, профессиональные профили и профессиональные квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений не согласованы с этими потребностями.

Становящийся рынок педагогического труда предъявляет новые требования к выпускникам педагогических вузов и работающим педагогам. Эти требования обусловлены новым статусом профессиональной педагогической деятельности, который определяет педагога как преобразователя новых педагогических идей; создателя интенсивных педагогических технологий, авторских систем собственной педагогической деятельности.

Современная ситуация на рынке педагогического труда характеризуется его ориентацией на развитие рыночных отношений между работодателями и работниками. Все в большей степени проявляется два вида конкуренции:

между руководителями учреждений сферы образования за привлечение в свои коллективы компетентных, мобильных педагогов;

между педагогами за выгодное трудоустройство, обеспечивающее ему профессиональный рост и карьеру.

В условиях рыночных отношений обостряется проблема социальной защиты выпускников образовательных учреждений педагогического профиля, одним из факторов которой выступает ориентация педагогического образования на запросы развивающихся педагогических профессий.

Теоретический анализ исследований по проблемам педагогического образования показал, что оно представляет собой образование, обеспечивающее готовность выпускника к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опытом самореализации.

Педагогическое образование – это интегративная, открытая, развивающаяся система, которая включает в себя сеть образовательных учреждений педагогического профиля, разнообразные преемственные образовательные программы, различающиеся по своей направленности и уровню, построенные на основе Государственных образовательных стандартов, и органы управления.

Одновременно педагогическое образование – это и нелинейный, вариативный процесс, ориентированный на подготовку педагогов, способных к качественному осуществлению и развитию профессиональной педагогической деятельности не только в традиционной роли учителя, но и в значительно более широкой профессиональной сфере «человек - общество - человек».

Педагогическое образование – это и результат удовлетворения разносторонних запросов становящегося рынка педагогического труда в педагогах различного профиля и квалификации, готовых к решению современных профессиональных задач.

Анализ диссертационных исследований за период с 1960 по 2006 годы позволил выявить два основных пути развития педагогического образования. Первый «от личности и ее потребностей к профессиональному становлению в педагогическом образовании», второй - «от профессиональной деятельности к педагогическому образованию». Одновременно было выделено многообразие подходов к совершенствованию и развитию педагогического образования:

личностно - ориентированный, связанный с конструированием такого образования, в котором создаются условия, обеспечивающие развитие личности будущего педагога;

личностно – деятельностный, ориентированный на становление профессиональной позиции субъектов образования в процессе многообразной профессиональной деятельности;

контекстный, предполагающий построение педагогического образования в контексте реальной педагогической деятельности, позволяющей воспроизвести различные компоненты профессиональной среды и связанные с ними требования к личности педагога;

компетентностный, который ориентируется на понимание профессионального образования как процесса развития профессиональной компетентности педагога на основе овладения опытом будущей профессиональной деятельности.

В диссертации подчеркивается, что, что все эти подходы достаточно разные, но их объединяет то, что в них углубляется, систематизируется знание о педагогических профессиях, о личности учителя, о профессиональной деятельности учителя, о контексте профессиональных ситуаций, о профессиональной компетентности учителя. При этом для характеристики профессии употребляются традиционные словосочетания такие как: «педагогическая профессия», т.е. подчеркивается специфика трудовой (педагогической) деятельности либо «профессия педагога», т.е. подчеркивается принадлежность человека к профессиональной группе педагогов.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в педагогической науке достаточно широко исследуются внутренние факторы развития педагогического образования, такие как изменение содержания педагогического образования, технологий профессиональной подготовки, технологий взаимодействия субъектов профессионального педагогического образования и т.п. А вот исследование внешних факторов развития педагогического образования, связанных с требованиями рынка труда к подготовке педагогических кадров, к профессиональной деятельности, к квалификации выпускников педагогических учебных заведений, к спектру специальностей и дополнительных квалификаций, которые выпускник может освоить в период профессиональной подготовки, еще только набирает силу.

На основе проведенного анализа в диссертации делается вывод о том, что в педагогической науке пока нет целостного представления о многообразных и вариативных видах профессиональной педагогической деятельности, о тенденциях и закономерностях развития в их единстве.

Анализ работ по профессиологии, представленный в диссертации, позволил утверждать, что профессиологическое знание как междисциплинарное знание формируется на основе различных наук о человеке, обществе, производстве и образовании (теория систем, философия образования, педагогика, психология, социология, кибернетика, экономика и т.п.); о профессиональной педагогической деятельности (психология труда, профессиография, педагогическая психология, акмеология, аксиология и др.).

Совокупность знаний о профессии, освоенных человеком в процессе образования, позволяет ему иметь целостное представление о будущей профессии, более осознанно в ней самоопределяться и ориентироваться, выстраивать профессиональную карьеру. Профессиологическое знание составляет основу развития жизненного плана человека в образовании и в профессии.

Систематизация результатов теоретического анализа и их обобщение позволили утверждать, что не только существует необходимость исследования профессиологических основ педагогического образования в условиях становящегося рынка педагогического труда, но имеются определенные предпосылки для их разработок: научное знание (о педагогическом образовании, его развитии, о педагогических профессиях, о профессиональной педагогической деятельности и др.) и опыт развития педагогического образования.

Теоретический анализ работ по философии, психологии, профессиологии, педагогике позволил в качестве методологической основы исследования выбрать системно - деятельностный подход, требующий рассматривать педагогическое образование как систему, процесс и результат, а профессию «педагог» как полиструктурную систему, включающую систему целей и ценностей человека, в которой реализуются различные виды профессиональной педагогической деятельности и развиваются способности субъекта деятельности к построению профессиональной карьеры.

В результате анализа в главе делается вывод о том, что вполне правомерно среди различных подходов к педагогическому образованию рассматривать профессиологический подход, который характеризует сориентированность педагогического образования на развивающиеся педагогические профессии и предполагает обоснование современного знания о профессии, принципах, путях и условиях его включения в педагогическое образование как систему, процесс и результат.

Во второй главе диссертации - «Профессиологический подход к педагогическому образованию» - раскрывается сущность и структура профессии «педагог» как многомерного развивающегося явления и научно-педагогического понятия; описывается модель реализации профессиологического подхода в системе педагогического образования; раскрывается профессиологический подход к содержанию и организации педагогического образования; обосновываются условия успешной реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию.

Генезис педагогических профессий представляет собой социально-исторический процесс развития сущности педагогической деятельности и связан с понятием «педагог». Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным предназначением которых стала педагогическая деятельность. Человек, занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе. От него стало зависеть очень многое. Обучение, ранее неотделимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности.

Анализ динамики развития теоретических и практических представлений о педагоге и его педагогической деятельности в различные исторические эпохи, от рабовладельчества до современности, показал, что они претерпели существенные изменения. Сегодня педагог – это не древнегреческий раб, который ведет ребенка своего господина за руку в школу. Вместе с тем, слово «педагог» в современном понимании – это и миссия человека, и его призвание, и профессия.

Исторически как профессиональная одной из первых на уровне государства стала рассматриваться деятельность учителя, которая сегодня является наиболее изученной и разработанной в педагогической науке и практике. Именно профессия учителя сегодня является основой, базисом для развития научно-педагогических представлений о других имеющихся в практике (воспитателей, преподавателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, тренеров) и развивающихся видах профессиональной педагогической деятельности.

загрузка...