Delist.ru

Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)

Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна

несоответствием развивающегося рынка педагогического труда, который охватывает образование, культуру, социальную сферы, потребностям общества в новом качестве педагогического образования;

потребностью педагогического образования в новом знании о педагогических профессиях, их внутренних и внешних связях, функциях;

развитием научной специальности «теория и методика профессионального образования», актуализирующей исследование проблем педагогических профессий, принципов, путей и условий включения профессиологического знания в педагогическое образование.

Научные и практические предпосылки исследования профессиологических основ педагогического образования.

Научные предпосылки представляют собой совокупность достоверного научного знания: о педагогических профессиях и педагогической деятельности; об общественном характере педагогического образования; о различных подходах, реализующихся в педагогическом образовании, которые выступают в качестве разнообразных, взаимодополняющих вариантов его развития; о сущности, структуре и развитии профессии в современных условиях, которые позволяют рассматривать педагогические профессии в их единстве; о задачах профессиональной педагогической деятельности в современных условиях, которые определяют направления модернизации педагогического образования на основе выявления новых знаний о современном состоянии педагогических профессий.

Практические предпосылки: опыт становления многоуровневого педагогического образования, которое базируется на представлении о профессии «педагог» как развивающейся целостности.

Сущность и структура профессии «педагог». В оборот педагогической науки правомерно ввести понятие «профессия «педагог», которое характеризует интеграцию существующих педагогических профессий, различающихся по содержанию и характеру профессиональной педагогической деятельности, но объединенных по своему предназначению – способствовать становлению человека в человеке педагогическими средствами.

Профессия «педагог» одновременно выступает:

как сфера общественного производства (образование), внутри которой происходят дифференциация и интеграция профессиональной педагогической деятельности, которые, в свою очередь, создают предпосылки к появлению новых должностей, профессиональных ролей и функций деятельности педагога;

как род трудовой деятельности людей, объединенных общими целями педагогической деятельности, детерминированной вследствие дифференциации педагогического труда на профили и квалификации;

как институт профессии, который, являясь социальным институтом, обеспечивает педагогу принадлежность к профессиональному педагогическому сообществу, удовлетворяющему его материальные и культурные потребности, объединенному общими интересами развития и повышения общественного престижа профессии «педагог».

Сущность профессиологического подхода к педагогическому образованию характеризует сориентированность педагогического образования на развивающуюся профессию «педагог» и предполагает отражение в педагогическом образовании как системе, процессе, результате современного научного знания об этой профессии.

Модель реализации профессиологического подхода в системе педагогического образования. Модель включает в себя две открытые подсистемы: «систему знаний о профессии «педагог» и «систему педагогического образования».

Знания о профессии «педагог», важными источниками которых выступают педагогическая наука, рынок педагогического труда и педагогическое образование, включают в себя знания: об исторических этапах, принципах и закономерностях развития профессии «педагог» как сфере общественного производства, развивающейся трудовой деятельности и социальном институте; о широте и многообразии профессиональных ролей педагога, моделях построения его профессиональной и образовательной карьеры.

Знания о профессии «педагог» отображаются в системе педагогического образования:

через содержание деятельности образовательных учреждений, предполагающей их участие в разработке профессиональных стандартов, организации и проведении внутренней аттестации педагогических работников и экзамена на педагогическую должность и т.п.;

через Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых фиксируются: область, объекты, виды, задачи профессиональной педагогической деятельности и профессиональные компетенции;

через образовательные программы, в которых представляется содержание, организация, система оценки и профессиональные позиции субъектов педагогического образования;

через систему деятельности органов управления по разработке нормативно-правовой базы в сфере педагогического образования (декларации, обращения, постановления Правительства РФ, приказы, распоряжения Министерства науки и образования РФ.

Принципы включения знания о профессии «педагог» в содержание, организацию и оценку результатов педагогического образования. К принципам включения современного профессиологического знания в содержание и процесс педагогического образования относятся:

принцип дополнения, предполагающий включение нового профессиологического знания в содержание педагогического образования в виде новых учебных дисциплин или курсов, которое расширяет представления будущих педагогов о профессии «педагог» и современных профессиональных задачах, к решению которых он должен быть готов;

принцип трансформации, предполагающий включение нового профессиологического знания в действующие учебные программы дисциплин или курсов, не требующее изменений их структуры, но создающие условия для более эффективного развития компетенций, которыми должен овладеть будущий педагог для решения современных профессиональных задач педагогической деятельности;

принцип интеграции, при котором новое профессиологическое знание включается в процесс педагогического образования, и создаются условия изменения традиционных стратегий педагогического образования на стратегии, например, модульного, контекстного, биографического обучения и т.п., отражающих реальные ситуации развивающейся профессиональной педагогической деятельности, способствующих развитию соответствующих компетенций, которыми должен овладеть будущий педагог в процессе педагогического образования;

Показателями успешности реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию выступают: согласованность позиций всех заинтересованных сторон (субъекты педагогического образования, работники и работодатели педагогического труда) в понимании сущности профессии «педагог», в формировании современных требований к профессиональной педагогической деятельности; заинтересованность старшеклассников, их родителей, школы в педагогическом образовании; ориентированность педагогического образования на современные задачи профессиональной педагогической деятельности, на обогащение у обучающихся опыта решения задач профессиональной деятельности.

Условия успешности реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию. Реализация профессиологического подхода к педагогическому образованию оказывается успешной, если знание о профессии «педагог» как развивающейся целостности находит свое отражение в профессиональных стандартах и в Федеральном государственном образовательном стандарте, в деятельности образовательных учреждений и деятельности органов управления образованием на основе поэтапного ценностного согласования требований к профессиональной педагогической деятельности всех заинтересованных сторон.

Социальные эффекты, получаемые в процессе реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию, оцениваются по следующим направлениям:

соответствие показателей выпуска по уровням педагогического образования (бакалавриат и магистратура) потребностям рынка педагогического труда;

обновление и качественное совершенствование потенциала педагогических кадров в системе педагогического образования (изменение возрастной структуры учителей и преподавателей, снижение текучести кадров в образовании, повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава);

интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности педагогического образования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

профессия «педагог» рассмотрена в педагогической науке и практике как многомерное, целостное, развивающееся социально-педагогическое явление и полиструктурное понятие;

обогащен понятийный аппарат педагогической науки путем определения понятия профессия «педагог», ее свойств и закономерностей развития во взаимосвязи с педагогическим образованием;

выявлены современные тенденции, характеризующие взаимосвязь рынка педагогического труда и педагогического образования;

спроектирован, теоретически обоснован и апробирован профессиологический подход к построению и оцениванию результатов педагогического образования в условиях развивающейся профессии «педагог»;

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования обогащается современными знаниями:

о сущности и структуре профессиологического знания как элемента педагогического образования;

о принципах, содержании и путях включения профессиологического знания в содержание, организацию и оценку результатов педагогического образования;

о сущности профессиологического подхода к педагогическому образованию, о показателях, условиях, социальных эффектах в его реализации.

Практическая значимость результатов исследования:

предложены методики включения современного знания о профессии «педагог» в систему педагогического образования на разных его этапах (довузовском, вузовском и поствузовском), которые могут быть использованы при разработке содержания и процесса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения абитуриентов, студентов и слушателей учреждений повышения квалификации;

загрузка...