Delist.ru

Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)

Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна

Замысел исследования состоял в том, чтобы, выявив новое научное знание о педагогических профессиях, отобразить его в педагогическом образовании на основе соответствующих принципов, определенными путями, при соблюдении необходимых условий.

Необходимость решения обозначенной проблемы определила тему исследования: «Профессиологические основы педагогического образования».

Объект исследования. Педагогическое образование в современных условиях.

Предмет исследования. Профессиологические основы педагогического образования.

Цель исследования: разработать, научно обосновать и апробировать профессиологические основы педагогического образования.

Гипотеза исследования: Разработка профессиологических основ педагогического образования строилась на предположениях о том, что:

профессиологические основы педагогического образования включают в себя научные знания, среди которых особое место занимают знания о сущности и видах педагогических профессий, знания о принципах, путях и условиях их отражения в педагогическом образовании;

в современных условиях существует объективная необходимость, и имеются определенные теоретические и практические предпосылки для разработки профессиологических основ педагогического образования;

в оборот педагогической науки правомерно ввести понятие «профессия «педагог», которое характеризует интеграцию существующих педагогических профессий;

современное знание о профессии «педагог» может найти свое отражение в системе педагогического образования, его содержании, организации, оценке результатов;

включение в педагогическое образование научного знания о профессии «педагог» будет успешным только при соблюдении определенных условий.

Задачи исследования:

Выявить факторы, обусловливающие необходимость исследования профессиологических основ педагогического образования.

Определить теоретические и практические предпосылки разработки профессиологических основ педагогического образования.

Обосновать выбор методологического подхода к исследованию профессиологических основ педагогического образования.

Доказать правомерность введения в научный оборот педагогики понятия «профессия «педагог».

Обосновать содержание и пути включения знания о профессии «педагог» в систему педагогического образования.

Раскрыть принципы, пути и условия включения знания о профессии «педагог» в содержание, организацию и оценку результатов педагогического образования.

Опытным путем реализовать профессиологический подход к педагогическому образованию.

Методологической основой исследования был выбран системно - деятельностный подход, позволяющий исследовать педагогическое образование как систему, как процесс и как результат; а профессию «педагог» как развивающуюся целостность, которая имеет свою «историю», «настоящее», и «будущее», определенную структуру, свои функции, внешние связи.

Теоретические основания и источники исследования:

работы отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие сущность системного подхода к исследованиям (И.В. Блауберг, М.С. Каган, Ю.Г. Марков, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин, G.Parsoons и др.);

исследования, обращенные к проблемам педагогического образования Г.А. Бордовский, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, В.А. Якунин и др.);

исследования, раскрывающие сущность, содержание, технологии педагогического образования (О.В. Акулова, Е.В. Бондаревская, И.С. Батракова, Е.П. Белозерцев, З.И. Васильева, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясов, Н.В. Кузьмина, А.А. Орлов, А.П. Панфилова, Н.К. Сергеев, Н.В. Чекалева, Ш.З. Хуббиев и др.);

труды, обращенные к проблемам отношений, деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей педагогической школе (Р.Р. Габдулхаков, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Жуков, Л.А. Регуш и др.);

научные труды в области философии, социологии, педагогики, профессиологии, в которых рассматривается теория деятельности и профессии (Т.Л. Александрова, А.П. Беляева, Ю.В. Громыко, Э. Дюркгейм, И.А. Ивлиева, Э.М. Калицкий, Е.А. Климов, К. Маркс, Г. Спенсер, Е.Э. Смирнова и др.);

исследования ученых, обращенных к проблемам психологии труда учителя (Е.Ф. Зеер, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков и др.);

исследования ученых, определяющие профессиологические основы проектирования профессиональной подготовки специалистов (А.П. Беляева, Х. Беднарчик, Э.М. Калицкий, В.А. Пызин и др.).

Эмпирическим базисом исследования выступал собственный многолетний опыт профессиональной педагогической деятельности на разных уровнях системы образования и в органах управления образованием в качестве преподавателя, инспектора по учебной работе, эксперта, исследователя, руководителя научно-практического центра профессиональной подготовки абитуриентов РГПУ им. А.И. Герцена, ученого секретаря Диссертационного Совета Д.212.199.02. по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (более десяти лет).

Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые документы, регулирующие процессы модернизации отечественного образования; программы развития педагогического образования РФ на период до 2010г.; проекты и диссертационные исследования по проблемам развития педагогического образования; исследования ЮНЕСКО; материалы аналитических докладов по вопросам развития профессий и рынка педагогического труда; статистический сборник «Образование Российской Федерации» (1991-2002г.г.); материалы исследований Национального фонда подготовки кадров Российской Федерации.

В исследовании использовалась следующая совокупность методов: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы, анализ международных и российских документов по проблемам профессионального образования; обобщение и синтез; эмпирические методы: анкетирование, эссе, педагогическое консультирование; беседы и анкетирование учащихся и учителей школ, студентов и преподавателей университетов, контент - анализ, метод проектирования образовательных программ и учебных программ элективных курсов, экспертная оценка, педагогический эксперимент; статистические методы: шкалирование, рейтинговая оценка.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2007 год.

На предварительном - проблемно-поисковом - этапе (1997 - 2000 г.г.) изучались материалы отечественных и международных исследований по проблемам педагогического образования. Анализировались материалы философских, психологических, социологических исследований по выявлению сущности профессиологического знания. Выявлялись проблемы становления и развития педагогических профессий и их соотношение с проблемами развития рынка педагогического труда и педагогического образования. Определялись база и задачи опытно-экспериментальной части исследования.

Первый этап (2001-2002г.г.) – теоретико-моделирующий, в ходе которого путем теоретического анализа и синтеза были разработаны теоретические и методологические основания исследования; выявлено и теоретически обосновано современное научное знание о профессии «педагог», о принципах, путях и условиях включения этого знания в педагогическое образование.

Второй этап (2002-2005г.г.) – экспериментально-корректирующий включал опытно-экспериментальную работу по апробации профессиологического подхода к педагогическому образованию.

Третий этап (2005-2007г.г.) – аналитико-обобщающий, в ходе которого были систематизированы и оформлены полученные результаты, проведена их экспертная оценка, определены направления дальнейших исследований по реализации профессиологического подхода к педагогическому образованию.

Экспериментальная база исследования: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (все факультеты, институт довузовской подготовки, научно-практический центр профессиональной ориентации абитуриентов, институт дополнительного образования), Ассоциация «Университетский образовательный округ г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области» (всего около 100 образовательных учреждений).

На защиту выносятся профессиологические основы педагогического образования, которые включают в себя положения, характеризующие: факторы, обусловливающие необходимость исследования профессиологических основ педагогического образования; научные и практические предпосылки их разработки; сущность и структуру профессии «педагог»; сущность профессиологического подхода к педагогическому образованию; модель реализации профессиологического подхода в системе педагогического образования; принципы включения знания о профессии «педагог» в содержание, организацию и оценку результатов педагогического образования; показатели и условия успешности реализации профессиологического подхода в педагогическом образовании.

Факторы, обусловливающие необходимость исследования профессиологических основ педагогического образования. Необходимость исследования профессиологических основ педагогического образования в современных условиях обусловлена:

изменениями в задачах, содержании и характере профессиональной педагогической деятельности, которые выступают факторами модернизации содержания педагогического образования;

загрузка...