Профессиологические основы педагогического образования (31.01.2008)
Автор: Балакирева Эльфрида Викторовна
УДК 378 БАЛАКИРЕВА ЭЛЬФРИДА ВИКТОРОВНА ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.08. – теория и методика профессионального образования (педагогические науки) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Нина Федоровна Радионова Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Елена Зотиковна Власова доктор педагогических наук, профессор Наталья Федоровна Гейжан доктор педагогических наук, профессор Олег Юрьевич Ефремов Ведущая организация: Омский государственный педагогический университет Защита состоится «____» «___________» 2008 г. в _______часов на заседании диссертационного совета Д.212.199.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена (191186, Санкт - Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11, ауд. 37). С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке имени императрицы Марии Федоровны РГПУ имени А.И. Герцена. Автореферат разослан «___» «______________» 2008 г. Ученый секретарь Т.Н. Носкова Диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой - неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора. Рынок педагогического труда сегодня разбалансирован. Спрос на педагогические кадры, т.е. потребность образовательных учреждений в специалистах разного профиля педагогической деятельности и квалификации, удовлетворяется недостаточно. В свою очередь, педагогическое образование осуществляется либо узконаправленно, например, подготовка учителей - предметников, либо широко, например, подготовка бакалавров и магистров образования, для которых поле профессиональной деятельности и профессиональные квалификации на государственном уровне пока еще не четко определены. Слабая взаимосвязь педагогического образования с развивающимися педагогическими профессиями обостряет проблемы выстраивания взаимоотношений работодателей с работниками в сфере образования на основе договоров и контрактов. Все более противоречивыми при оценке уровня профессиональной готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности становятся процедуры оценивания его профессиональной компетентности. Таким образом, весьма важным оказывается усиление взаимосвязи педагогического образования с развивающимся рынком труда на основе целостного представления обеих сторон о профессии «педагог», как сфере профессиональной деятельности, в которой представлен широкий спектр специальностей и специализаций, соответствующих определенным квалификациям и должностям педагогов. Однако, на сегодняшний день фиксируется ряд противоречий: между развитием рынка педагогического труда, как механизма формирования спроса и предложения на педагогические кадры разной квалификации и профиля и возможностями удовлетворения этих запросов в системе педагогического образования; между динамикой роста требований рынка педагогического труда к уровню профессиональной компетентности педагога и отсутствием согласованности этих требований к выпускникам педагогических учебных заведений; между возрастающими требованиями к профессионально значимым личностным качествам педагога и традиционными формами профессиональной ориентации и профотбора молодежи на педагогическую деятельность в системе педагогического образования; между растущей потребностью образовательных учреждений в расширении должностного и функционального поля профессиональной педагогической деятельности работников и реальными возможностями формирования штатного расписания образовательного учреждения в соответствии с этой потребностью; между необходимостью осуществления непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области образования в условиях развивающейся профессии «педагог» и отсутствием учебно - научно - методического обеспечения, позволяющего создавать и реализовывать вариативные профессионально-образовательные программы, индивидуализировать содержание и процесс педагогического образования. между развитием педагогических профессий и слабой изученностью этого явления в педагогической науке, теории и методике педагогического образования; Таким образом, проблема исследования заключалась в поиске и обосновании направлений качественного обновления содержания и процесса педагогического образования, обусловленных сущностными изменениями, произошедшими в педагогических профессиях, и ориентированных на усиление взаимосвязи педагогического образования с развивающейся сферой педагогического труда. |