Delist.ru

Биржевой механизм глобализации мирового валютного рынка (31.01.2008)

Автор: Афанасьев Евгений Васильевич

Важным аспектом, характеризующим потенциальные возможности интернационализации евро, является оценка нынешнего состояния и тенденций его использования резидентами еврозоны в качестве инструмента инвестирования и финансирования на внутреннем рынке облигаций, акций и кредитов стран ЭВС. Доли евро и доллара США на обслуживаемых ими внутренних рынках облигационных займов составили на конец апреля 1999 г. соответственно 20 и 50%, на рынках акций – 14 и 60%. Единственным сегментом мирового рынка капиталов, на котором евро опережает доллар США, традиционно является рынок внутренних кредитов. Весьма значительна также доля евро в международных кредитах нерезидентам еврозоны – около 42%. Как видно из приведенного выше соотношения долей евро и доллара, обслуживающих отдельные составные части мирового финансового рынка, наименее развитым сегментом европейского рынка капиталов является рынок акций. Принимаются меры по созданию правовой базы и необходимой технической инфраструктуры, которые позволят преодолеть значительную сегментацию и обособленность национальных бирж в еврозоне, наладить эффективное сотрудничество между ними, тем самым повысить уровень ликвидности рынка и облегчить доступ нерезидентов на него.

Диалектика трансформации евро в мировую резервную валюту через функцию инвестирования и финансирования состоит в том, что расширение объема финансовых операций на территории еврозоны способствует увеличению ликвидности рынка ценных бумаг, деноминированных в евро, до так называемого «критического уровня». При этом «старое» равновесие, обеспечивавшее доминирующие позиции доллара США на мировом финансовом и валютном рынках, становится неустойчивым. Происходит сдвиг в сторону «нового» равновесия, при котором евро повышает свою роль в выполнении функции мировой валюты по сравнению с долларом США.

Средство платежа в международной торговле и обмена на валютном рынке. Возможности выполнения евро данной функции определяются уровнем спроса на него со стороны участников внешнеэкономической деятельности и валютных рынков. Роль той или иной валюты в качестве инструмента обмена на валютном рынке, т. е. функции валюты-проводника, имеет особое значение вследствие огромных и постоянно растущих объемов мирового валютного рынка. С момента образования еврозоны удельный вес евро в обслуживании международного платежного и валютного оборота по объективным причинам снизился, поскольку часть международных операций перешла в разряд внутренних невалютных расчетов.

По расчетам экспертов Дрезднер банка, с момента введения европейской валюты в обращение доля доллара в проведении международных расчетов увеличилась с 48 до 59%, а доля валют стран ЕС уменьшилась с 31 до 22%. Это означает, что удельный вес евро в обслуживании мирового экспорта приблизительно соответствует объему экспорта стран еврозоны в общем объеме мирового экспорта, а доля доллара США в расчетах по экспортным операциям в четыре с лишним раза превышает объем экспорта самих США. Как показывает практика, использование доллара в расчетах по внешнеторговым операциям пока остается наиболее выгодным вследствие комбинированного и кумулятивного воздействия «эффекта масштаба рынка» на поддержание относительно низких трансакционных издержек по сравнению с другими валютами.

Функционирование евро приведет к постепенному увеличению его доли в международном платежном и валютном обороте, прежде всего вследствие синергетического эффекта, который неизбежно возникнет между ролью евро как валюты-проводника на валютных рынках и увеличением объема торговли товарами и финансовыми активами, деноминированными в евро. Высокая инвестиционная и торгово-экономическая привлекательность еврозоны способствует увеличению притока капитала в нее, что, в свою очередь, повышает ликвидность двусторонних валютных рынков – «евро-иностранная валюта». Происходит снижение трансакционных издержек на различных сегментах валютного рынка и расширение сферы использования евро как валюты-проводника.

Для оценки перспектив трансформации евро в подлинно интернациональную валюту важное значение имеет ее реальная и потенциальная способность выполнять всю совокупность функций мировой валюты не только в частном, но и в официальном международном обороте, включая функции официального резервного актива, инструмента валютных интервенций, а также анкерной валюты, к которой привязаны курсы внешних валют.

Sтральных банков снизился с 76 до 57%, а доля валют стран ЕС за тот же период увеличилась с 14 до 20%. До 31 декабря 1998 г. центральные банки 11 стран-членов Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) располагали официальными резервами, которые в шесть раз превышали резервы ФРС США. Это было обусловлено необходимостью поддержания согласованных курсовых колебаний в рамках режима Европейской валютной системы (ЕВС), а также материальным подтвержением той ответственности, которую традиционно несли на себе страны ЕС за поддержание курсовой устойчивости на международных валютных рынках в силу высокой степени своей вовлеченности в международные торговые и валютно-финансовые потоки.

Возрастание в перспективе роли евро в качестве второго официального международного резервного актива и постепенное уменьшение значения доллара США в этой функции обусловлено рядом факторов. Во-первых, потребность центральных банков «третьих» стран в изменении структуры портфелей резервных активов в пользу евро будет возрастать по мере расширения масштабов, углубления и повышения ликвидности международных рынков капиталов и увеличения частного спроса на валютные и финансовые активы, деноминированные в евро. Во-вторых, с увеличением объема торгово-экономических и валютно-финансовых отношений «третьих» стран, прежде всего из числа государств Центральной и Восточной Европы, с ЭВС валютная структура официальных резервов центральных банков будет претерпевать соответствующие изменения. Наконец, в-третьих, потребности в евро для выполнения функции валюты интервенции будут увеличиваться у центральных банков тех стран, которые либо уже привязали, либо намерены привязать курсы национальных валют к евро или к корзине СДР.

Инструмент валютных интервенций и анкерная, или якорная, валюта. Эти две функции евро в официальном обороте тесно связаны как с предыдущей функцией, так и между собой. Объемы и характер проведения интервенций в определенной валюте обусловлены необходимостью для центральных банков «третьих» стран поддерживать в той или иной форме установленные курсовые соотношения своих денежных единиц с этой валютой. В настоящее время среди стран ЕС, не входящих в ЭВС, евро является «валютным якорем» только для Дании, которая практикует режим коллективного валютного регулирования в рамках Европейской валютной системы-II, или «Механизма обменных курсов-II» (МОК-II, Exchange Rate Mechanism, ERM-II), заменившего 31 декабря 1998 г. MOK-I (или EBC-I). Великобритания и Швеция, хотя и подписали Соглашение о создании ЕВС-II, тем не менее, в настоящее время участия в этом режиме валютного курса не принимают. По мнению экспертов, на решение отдельных государств привязать курс национальных валют к евро, возможно, будут влиять не только географическая близость и степень интенсивности торгово-экономических связей с государствами ЭВС, но и такие факторы, как объем внешней задолженности, деноминированной в евро, а также уровень и характер политических отношений с этим блоком.

Вследствие постепенной смены экономических акцентов в бивалютной мировой системе валютные биржи становятся самым эффективным инструментом формирования истинно рыночной цены иностранной валюты не только в силу того, что при ее посредничестве совершается огромное число валютных операций крупнейшими участниками финансовых рынков, но и в результате того, что целый ряд биржевых механизмов направлен на то, чтобы не допустить умышленного или случайного искажения рыночных цен, паники на валютном рынке. Именно наличие биржевой торговли делает рынок иностранной валюты более прозрачным, позволяет оперативно отслеживать происходящие на нем процессы.

Значимым фактором, в котором отображается необходимость создания всемирной валютной биржи, является возрастание информационных и технологических рисков. Ведь приведение мирового валютного рынка к одной системе существенно увеличивает возможность умышленного использования некачественной информации в личных целях определенного участника, что может привести к значительным потерям и финансовому дисбалансу вплоть до национальной экономики или экономики целого региона. Также использование единой технологии для осуществления валютных торгов может привести к задержке или сбою в работе рабочих терминалов, а также приостановке проведения торгов и сделок в случае значительных технико-технологических проблем (причем, возможно, предумышленное вмешательство, поскольку средства, оборачивающиеся на всемирной валютной бирже, будут многократно превышать нынешние обороты бирж).

Другим значимым фактором в рамках создания всемирной валютной биржи и расширения трансграничной банковской деятельности, особенно связанной с операциями на рынке капиталов, является изменение баланса рисков, с которыми сталкиваются кредитные институты, что заставляет по-новому посмотреть на проблему их регулирования и надзора за банками в зоне евро. С одной стороны, с введением евро трансграничная деятельность коммерческих банков перестала подвергаться валютным рискам. Более того, увеличение объема и видов трансграничных операций банков оказывает в целом положительное воздействие на структуру рисков, поскольку их операции становятся более диверсифицированными. С другой стороны, по мере углубления интеграции банковской деятельности в зоне евро и увеличения доли трансграничных операций в их общем объеме возрастает необходимость предупреждения возможных финансово-банковских кризисов и ограничения их последствий путем расширения сотрудничества между органами банковского надзора.

Анализируя разработки экономистов второй половины XX в. в контексте перспектив формирования и развития единого валютного рынка, можно выделить следующие предпосылки формирования всемирной валютной биржи:

интеграция финансовых рынков;

мобильность факторов производства;

торговая интеграция.

Таким образом, очевидно, что национальная или международная денежная единица может быть признана полноценным международным резервным активом, если она выполняет функции мировой валюты в частном международном обороте, а также используется в этом качестве официальными валютными властями. В частном международном обороте мировая валюта призвана выполнять функции:

средства или инструмента международного инвестирования и финансирования;

средства платежа в международной торговле и обмена на валютных рынках;

валюты цены и котировок на международных торговых и валютных рынках.

Поэтому именно в условиях усиления на мировых финансовых рынках в качестве мировых денег евро начинает выполнять следующие функции:

средство международного инвестирования и финансирования;

средство платежа в международной торговле и обмена на валютном рынке;

функция валюты цены контрактов;

официальный международный резервный актив;

инструмент валютных интервенций и анкерная, или якорная, валюта;

поддержание единого рынка банковских и финансовых услуг и роста интернационализации банковской деятельности.

В свою очередь, реализация данных функций способствует усилению тенденций по формированию всемирной валютной биржи.

В качестве основного фактора, противодействующего созданию всемирного валютного пространства, служит то, что некоторые страны-участники мировых валютных бирж не заинтересованы в изменении положения или смене экономического акцента. Безусловно, это, прежде всего, касается США. Они имеют валюту, которая является мировым валютным резервом, и формирование всемирной валютной биржи может изменить положение дел. Естественно, здесь подразумевается все возрастающее значение евро для мировой экономики.

К числу факторов, негативно влияющих на процессы формирования всемирной валютной биржи, можно отнести следующие.

1. Возросший потенциал стран Европейского союза в мировой экономике и несоответствие роли западноевропейских валют в международных валютно-финансовых и торговых отношениях.

2. Широкомасштабная глобализация международных финансовых потоков в связи с повсеместным распространением плавающих валютных курсов и либерализацией рынков капиталов, потенциально усиливающая внутреннюю неустойчивость доллароцентристской мировой валютной системы.

3. Незаинтересованность некоторых стран в создании устойчивого экономического и валютного союза в Европе. Введение евро и процесс формирования биполярной модели валютного миропорядка, вопреки расхожему мнению, являются не столько «европейским вызовом» доллару США, сколько стремлением поддержать стабильность международной валютно-финансовой системы, снять угрозу ее развала, что, в конечном счете, отвечает интересам всего мирового сообщества, однако, это может снизить цену кредитных денег, что для некоторых крупных игроков на валютном рынке невыгодно. Уже сейчас можно говорить о триполярной международной валютной системе, базирующейся на долларе США, евро и золоте.

4. Интенсивность процесса трансформации доллароцентристской модели международных валютно-финансовых отношений в триполярную международную валютную систему во многом зависит от темпов и масштабов интернационализации евро, определяемых тем, насколько полно и эффективно европейская валюта будет выполнять функции второй мировой резервной валюты. Поэтому возникает опасность перевеса в сторону евро после значительного снижения покупательной способности доллара на мировых рынках.

5. Опасность сосредоточения основных механизмов управления мировым валютным рынком в одном центре, что при использовании сложившейся ситуации может обернуться многомиллионными потерями для участников валютного рынка, например, из-за утечки инсайдерской информации. К сожалению, ограничить этот фактор невозможно, поскольку всегда существует опасность вмешательства в экономические процессы на политическом или макроэкономическом уровне.

6. Возможность технических сбоев или задержки информации может нанести урон в масштабах национальной экономики.

7. Опасность перетока финансовых ресурсов в наиболее экономически активные регионы мира, что может привести к снижению производства и инвестирования в слабо развитых регионах.

8. Возможность синхронизации негативных экономических явлений в национальных экономиках различных стран, что повлечет за собой значительное снижение (повышение) котировок валют на бирже.

Поэтому закономерно определить обусловленность и потребность в формировании всемирной валютной биржи, которая в результате своей деятельности генерировала бы валютное пространство, и тем самым сглаживала бы кризисные проявления мировой экономики и снижала трансакционные издержки экономических субъектов на мировом рынке.

Таким образом, создание всемирной валютной биржи требует внимательного и взвешенного подхода к учету проблем риск-менеджмента, технологии и техники обеспечения процессов торгов, оценки политических настроений и влияний на проект, а также возможных препон на этом пути, так как финансы, участвующие в этом деле, весьма значительны даже в мировом масштабе.

загрузка...