Delist.ru

Биржевой механизм глобализации мирового валютного рынка (31.01.2008)

Автор: Афанасьев Евгений Васильевич

биржевые альянсы;

банковские союзы;

синдикаты.

Активное развитие всех этих форм приводит как к процессу регионализации (в случае с интернационализацией), когда происходит усиление взаимосвязей между субъектами финансовых отношений, так и интеграции субъектов мировой экономики, когда происходит стирание границ национальных экономик.

Перечень и характер проблем, выявленных в ходе исследования, привели к выводу, что назрела необходимость создания новой архитектуры мировой финансовой системы. Сложившаяся ситуация, когда рынки капиталов приобретают глобальный характер, а наблюдение и регулирование осуществляется преимущественно на национальном уровне, грозит чередой новых кризисов и их превращением в глобальный системный финансовый кризис.

Идея формирования всемирной валютной биржи как особой экономической категории мирового валютного рынка предопределила появление второй группы проблем, связанных с выявлением ее сущности, генезиса, инфраструктуры.

Как показал анализ, в связи с существенными изменениями, произошедшими на валютных рынках, наметился значительный рост сделок с исполнением в будущем, что привело к появлению (наряду с традиционными валютными биржами) бирж, специализирующихся на срочной торговле валютой и финансовыми активами. Примерами того могут служить Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов (London International Financial Futures Exchange), Европейская опционная биржа в Амстердаме (European Options Exchange), Немецкая срочная биржа во Франкфурте (Deutsche Tenninboerse). На относительно новых мировых валютных рынках начали работу Сингапурская биржа (Singapore International Monetary Exchange), биржа срочной торговли в Сиднее (Sydney Futures Exchange), Австрийская срочная опционная биржа в Вене (Oesterreichische Termin Option-sboerse).

В результате исследования было выявлено, что в последние годы, учитывая потребности участников рынка в обеспечении стабильного ценообразования и хеджирования валютных рисков, биржи наряду с организацией традиционной торговли иностранной валютой все больше начинают оказывать услуги по организации торговли валютными деривативами, роль которых стала возрастать. Так, в настоящее время на трех из пяти (60%) ведущих биржах мира (CBOT-Chicago Board of Trade, CME-Chicago Mercantile Exchange, EURONEXT) имеются в листинге срочные контракты на валюту. Аналогичный показатель по шестнадцати ведущим биржам составляет 50%.

Таким образом, в связи с существенными изменениями на валютных рынках наметился рост сделок с валютными биржевыми инструментами.

Валютные биржи материализуют (организуют) работу базовых элементов инфраструктуры валютного рынка: торговой системы (механизм поиска контрагента), клиринговой и расчетной систем (механизм исполнения сделки).

Проведенный анализ опыта функционирования валютных бирж (на примере Китая, Филиппин, Коста-Рики и др.) показал, что они:

особенно необходимы в условиях достаточно жесткого государственного регулирования валютного рынка;

не всегда согласованно действуют с межбанковским валютным рынком;

являются важным инструментом для стабилизации и поддержания развития национальной экономики.

В настоящий момент идет активное формирование нового сегмента валютного рынка – электронных бирж. Они постепенно набирают силу, чему немало способствует складывающаяся ситуация в Европе, постепенное вхождение евро в активный оборот. Таким образом, для бирж также характерны процессы укрупнения и глобализации. Это обусловлено тем, что определяющей тенденцией в инфраструктурных изменениях последних лет являются автоматизация биржевой торговли, переход от «голосовых» систем биржевой торговли к электронным.

Взрывной рост объема финансовых сделок и межстрановых потоков капитала как один из наиболее значительных и динамичных процессов в мировой экономике последних двух десятилетий дает основания утверждать, что тенденция глобализации финансовой системы сохранится и далее. В ее основе лежит взаимодействие ряда следующих явлений:

технический прогресс, позволивший осуществлять международные финансовые сделки в режиме реального времени и многократно сократить расходы на транспорт и коммуникации;

растущая конкуренция, с одной стороны, между кредитными и финансовыми институтами на финансовых рынках, а с другой, – между самими финансовыми рынками вследствие бурного развития информационных технологий и телекоммуникаций;

реструктуризация кредитных и финансовых институтов путем их слияний и поглощений, как следствие возросшей конкуренции между ними;

широкая интернационализация бизнеса через усиление транснационального характера деятельности корпораций;

консолидация региональных интеграционных объединений, прежде всего в Европе, в результате реализации проекта Экономического и валютного союза;

ослабление жесткого контроля на сделки по счету капиталов в контексте экономической и финансовой либерализации, дерегулирования как в индустриальных, так и в других группах стран;

макроэкономическая стабилизация и реформы в ряде развивающихся государств и стран с переходной экономикой, создавшие привлекательный климат для внутренних и иностранных инвесторов; при высокой степени открытости национальных экономик более 100 развивающихся и трансформирующихся стран, на долю которых приходится примерно 70% объема внешнеторгового оборота названных групп стран, в соответствии со ст. VIII Устава МВФ приняли обязательства о конвертируемости своих валют по счетам текущих операций;

приватизация в развивающихся и трансформирующихся странах, вызвавшая к жизни новые коммерческие долговые инструменты;

увеличение объема и рост диверсификации международной торговли и инвестирования привели к широкому использованию производных финансовых инструментов (свопов, опционов и фьючерсов) для страхования (хеджирования) валютного и коммерческого рисков;

широкое использование «принципа рычага», т. е. чрезмерного заимствования средств для своих инвестиций, и бурное развитие процессов секьюритизации активов в США и других промышленно развитых странах.

Вместе с тем, с целью ассимиляции с меняющейся окружающей средой и противодействия конкуренции со стороны внебиржевых структур развивается сотрудничество между биржами. Внебиржевые структуры обладают преимуществом доступа через электронные сети на многочисленные рынки. В ответ биржи прибегают к внутри- и межрегиональным соглашениям. Так, например, в рамках кооперации в Азиатско-Тихоокеанском регионе Токийская фондовая биржа подписала меморандумы о взаимопонимании с биржами Австралии, Сингапура, Тайваня, Малайзии (Куала-Лумпур), Гонконга, Кореи, Таиланда и Филиппин. Биржи по торговле производными ценными бумагами создали свою федерацию GLOBEX, в которую сейчас входят Чикагская товарная биржа (CME), Сингапурская биржа и французская биржа MATIF. В последнее время активно происходят процессы слияний и поглощений бирж, особенно в Европе, переживающей новый этап интеграции финансовых рынков. Самым ярким примером в этом отношении является биржа Euronext, объединившая рынки Франции, Нидерландов, Бельгии и Португалии и ставшая крупнейшей биржей континентальной Европы, обойдя по совокупной капитализации Немецкую биржу. В 2002 г. в ее рамках проведено согласование рынков наличных, депозитарных услуг и клиринга (через систему Clearnet). Euronext проводит политику экспансии, уже осуществив поглощение Лондонской международной биржи финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE). В других регионах процессы слияний и поглощений идут внутри одной страны. В 2001 г. было подписано соглашение между фондовой биржей Торонто и Канадской венчурной биржей, по которому последняя стала филиалом, находящимся в полной собственности биржи Торонто. В том же году произошло поглощение фондовой биржей Йоханнесбурга Южноафриканской фьючерсной биржи.

Чтобы расширить сферу своей деятельности, биржи агрессивно проникают на рынки других стран и регионов. Крупнейшие мировые биржи вместо осуществления кооперации или поглощения других бирж внутри своей страны могут выбрать стратегию открытия филиалов в других странах. Так, Немецкая биржа в сентябре 2001 г. открыла свой сегмент в США (Xetra US Stars), предназначенный для торговли американскими акциями. В свою очередь, американский фондовый рынок NASDAQ создал европейское отделение – Nasdaq Europe – в результате приобретения бельгийской биржи Easdaq. С целью снижения уровня рисков, связанных с вложениями в отдельные акции, все большее число бирж начинает вводить у себя разнообразные производные инструменты, привязанные к различным фондовым индексам. Эта тенденция уже распространилась и на развивающиеся рынки. Варшавская фондовая биржа начала торговлю опционами на ряд польских фондовых индексов – WIG20, TechWIG и MIDWIG. Диверсифицируя свою деятельность, биржи стремятся создавать универсальные холдинги, занимающиеся помимо традиционных биржевых операций оказанием других финансовых услуг (клиринговых, депозитарных, кастодиальных).

Одним из проявлений глобализации выступает интеграция инфраструктур финансового рынка. Круглосуточная торговля на валютном рынке уже стала обыденным явлением, однако двадцатичетырехчасовые операции на фондовом рынке еще не получили должного распространения. Пробел в международных операциях с конца 1990-х гг. начал заполняться – в борьбу за сегменты глобального рынка вступили ведущие мировые биржи. Организация круглосуточной торговли на рынке акций приобрела форму биржевых альянсов.

В последние годы понятие «глобализация» для мировой экономики становится одним из ключевых, определяя процесс быстро растущих взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными рынками товаров, трудовых ресурсов, а также валютными и финансовыми рынками. По данным экспертов МВФ, БМР и ЮНКТАД, в 2006 г. общий объем мирового экспорта товаров и услуг оценивался на уровне 10,5 трлн. долларов, годовой объем прямых иностранных инвестиций – 1800 млрд. долларов, общий размер иностранных активов мировой банковской системы – 9,7 трлн. долларов и среднедневной объем валютных операций – 2 трлн. долларов. Глобализация, выражая в теоретическом плане высокую степень агрегирования единого общемирового экономического процесса, тем не менее, имеет свои корни в конкретных локальных действиях различных категорий хозяйствующих субъектов. Поэтому глобализация оказывает конкретное экономическое воздействие на инвесторов и заемщиков, производителей и потребителей, игроков финансовых рынков и их регуляторов, в том числе в лице институтов, действующих в рамках механизма мировой валютно-финансовой системы.

На основе выявленных фактов развития мирового валютного рынка в работе сделан вывод, что подобные тенденции способствуют развитию мирового валютного рынка и формированию предпосылок образования мировой валютной биржи.

В диссертации предложено следующее экономическое (сущностное) понимание всемирной валютной биржи – это единый мировой валютный рынок как рынок, организованный таким образом, что на нем в каждый момент времени имеется лишь одна валютная котировка на одну и ту же валюту по отношению к любой другой валюте независимо от географического местонахождения и национальной принадлежности участников ее рынка.

В свою очередь, формирование всемирной валютной биржи имеет своей основой:

экономическое и правовое единство национальных валютных рынков;

единство его участников, т. е. формируется единая система вступления в участники всемирной валютной биржи без учета страновой принадлежности;

единообразную инфраструктуру функционирования мирового валютного рынка, организацию его эффективной деятельности без учета пространственной удаленности отдельных объектов и субъектов валютного рынка, что в сущности и означает превращение данного рынка в своего рода глобальную биржевую торговую систему;

четко определенные унифицированные «всемирные» правила работы как правила работы всемирной биржи для всех участников рынка без исключения.

Необходимость оценки степени вероятности создания всемирной валютной биржи обусловила исследование третьей группы проблем, связанных с характеристикой факторов, противодействующих и способствующих созданию всемирной валютной биржи.

Анализируя предпосылки организации всемирной валютной биржи, необходимо определить значение евро как мировой валюты, которая может обеспечить выполнение ряда функций на мировом рынке валюты. Для этого определим, в какой степени евро способен уже сейчас и в перспективе обеспечить выполнение экономических функций с учетом факторов, воздействующих на этот процесс. Наиболее важное значение для оценки способности денежной единицы выполнять функции международного резервного актива имеют масштабы и глубина ее обращения в частном обороте на европейском и мировом рынках капиталов.

Средство международного инвестирования и финансирования. С 1999 г. наблюдался настоящий бум эмиссии различных видов международных долговых обязательств, деноминированных в евро. Доля евро на международном рынке долговых обязательств в качестве инструмента инвестирования и финансирования составляла в середине 1999 г. 27%, а доля доллара США – 48%. На конец 2006 г. эти доли равнялись соответственно 38 и 43%. По мнению аналитиков Европейского центрального банка, всплеск активности эмиссии международных долговых обязательств в евро объясняется, во-первых, тем, что ряд запланированных выпусков был перенесен с конца 1998 г. на начало 1999 г. в связи с введением новой европейской валюты, и, во-вторых, принятием большинством эмитентов стратегии создания ликвидной базы для рынка ценных бумаг, деноминированных в евро.

загрузка...