Delist.ru

Биржевой механизм глобализации мирового валютного рынка (31.01.2008)

Автор: Афанасьев Евгений Васильевич

на слабейших (наименее развитых и наиболее уязвимых для экономических кризисов) членах самой еврозоны, в первую очередь, на Португалии, Испании, Италии;

на «локомотиве европейской интеграции» – Германии, ресурсов которой вполне может не хватить на одновременную поддержку ее собственных восточных земель (бывшей ГДР), осваиваемой ее капиталами части постсоциалистического пространства и объединенной Европы.

Решающее влияние на перспективы валют развитых европейских стран, не входящих в еврозону, окажут при ее создании не инерционное экономическое развитие, но мгновенные спекулятивные процессы.

Таким образом, валютная интеграция для ее наиболее развитого участника есть долгосрочная стратегическая инвестиция, дающая право конструировать зону интеграции в соответствии со своими потребностями. Только в этом случае, как показывает практика, интеграция оказывается успешной. Следовательно, для долговременного успеха всемирной валютной интеграции Россия должна располагать значительными ресурсами, не связанными в каких-либо долгосрочных проектах и социальных программах.

В краткосрочном плане: ожидаемый в связи с биржевой валютной интеграцией экономический подъем развитых европейских стран, и соответствующий рост спроса с их стороны позволит России активизировать внешние связи (в первую очередь экспорт) с основной частью стран, образующих ее крупнейшего экономического партнера – Евросоюз.

В среднесрочном плане: продолжение поддержания относительной стабильности обменного курса доллара в России при его обесценении относительно валюты основного торгового партнера (евро) равнозначно соответствующей девальвации рубля относительно евро и улучшению конъюнктуры внешней торговли России с еврозоной. Это представляется вполне целесообразным и при значительных масштабах обесценения доллара относительно евро может позволить России избежать дальнейшей девальвации рубля или максимально ограничить ее масштабы.

В долгосрочном плане: ослабление конкурентоспособности США затрудняет их развитие как мирового лидера и дает новые геополитические шансы всем остальным, в том числе России. В частности, трудности технологического лидера (связываемые, впрочем, рядом экспертов не с обострением конкуренции из-за европейской валютной интеграции, а с глобальным переходом от high-tech к high-hume) дают государствам сегодняшнего «второго эшелона», в том числе и России, шанс если и не достигнуть, то во всяком случае приблизиться к его уровню конкурентоспособности. В случае действительно принципиального изменения – перехода в мировой экономике к доминированию high-hume – отставание России в области high-tech может оказаться стратегическим преимуществом, а не недостатком.

Как представляется, в настоящее время Россия может достаточно эффективно осуществлять интеграцию во всемирную валютную биржу по четырем основным направлениям:

качественный рост финансово-экономического участия России в международных организациях, способствующих и организующих деятельность мировой валютной биржи;

активизация и качественное расширение сферы деятельности в области политического прогресса, экономического развития, общественных исследований и разработки новых технологий;

создание принципиально новых организационных структур для участия в бирже, в том числе для целенаправленного развития важных направлений деятельности и регионов;

индивидуальная деятельность России по комплексному расширению интеллектуального, технологического, экономического и политического влияния на мировом рынке.

Создание всемирной валютной биржи создаст для России качественно новые возможности для развития не только вследствие получения дополнительных прямых выгод, но и благодаря существенному расширению жизненно важного для нее потенциала балансирования между текущими и долгосрочными интересами США, развитых стран Европы, Китая и Японии.

Таким образом, процессы интеграции России в мировой валютный рынок способствуют решению ряда вопросов:

во-первых, осуществление валютно-финансовой интеграции может ускорить экономическую интеграцию;

во-вторых, при разработке механизмов интеграции можно опираться на европейский опыт как последних десятилетий, так и современный;

в-третьих, интеграция в рамках СНГ станет подготовительным этапом конвергенции наших стран к международному финансовому рынку. Поэтому необходимо учитывать стандарты деятельности на финансовых рынках ЕС и других стран;

в-четвертых, наряду с созданием общих предпосылок валютно-финансовой интеграции, таких, например, как подготовка соответствующей нормативной базы, важно уже сейчас разрабатывать и приступать к реализации двусторонних проектов.

Одним из достижений европейской интеграции стало одобрение Европейской комиссией законодательных предложений по гармонизации правил составления проспекта эмиссии для компаний, продающих свои ценные бумаги или размещающих их на фондовой бирже в любой из стран ЕС. В соответствии с предлагаемыми правилами вводится единый паспорт, позволяющий компании, чей проспект эмиссии уже утвержден в одной из стран-членов ЕС, продавать свои ценные бумаги на всем пространстве ЕС.

Первый вывод, который позволяет сделать опыт Евросоюза, заключается в том, что решения в области валютно-финансовой интеграции иногда могут опережать темпы экономической интеграции. Действительно, Европейский платежный союз (1950 г.) возник до того, как появилось Европейское экономическое сообщество (1957 г.). Таким образом, экономическая интеграция опиралась на результат, полученный в валютной сфере, – нормальное денежное обращение и конвертируемость валют. Значит, и в России целесообразно внедрять такие формы финансового сотрудничества, в которых сейчас заинтересованы и кровно нуждаются наши рынки.

Второй вывод – необходимо повышать значение национальной валюты в обслуживании внутренних и внешних расчетов. На протяжении всей своей истории Евросоюз прикладывал максимум усилий, чтобы западноевропейские деньги стали полноценным средством платежа и накопления, чтобы они играли решающую роль в региональной торговле. В СНГ все получилось иначе. Перестройка экономики и становление национальных валют совпали по времени, что сопровождалось интенсивной долларизацией и бартеризацией обмена. В III квартале 2007г. доля национальных валют в обслуживании внешнеэкономических связей СНГ не превышает 5–10%.

И третий вывод – важность интеграции валютно-финансового пространства. В современных условиях финансовые институты даже таких крупных стран, как Германия или Франция, нуждаются в более широких финансовых рынках, чем это возможно в рамках одного государства. Иначе их банки, биржи и финансовые компании не смогут достичь максимальной эффективности и использовать широкий спектр финансовых инструментов. Евросоюз всерьез озаботился данной проблемой лишь в 1980-х–начале 1990-х гг. Тогда были приняты первые законодательные акты, облегчившие движение капиталов между странами-членами.

Сейчас можно говорить о том, что экономика России выходит на новый этап развития. Стабилизация экономической ситуации позволила передвинуть горизонт планирования. Если раньше главным было выживание, то теперь настало время задуматься об устойчивом развитии в долгосрочной перспективе. Не случайно в последние два-три года заметно активизировались действия, направленные на консолидацию финансового пространства СНГ. Интеграция финансовых рынков позволит странам СНГ решить ряд практических задач, направленных на их эффективное экономическое развитие, реализовать которые поодиночке будет крайне сложно.

Первая задача – развитие национальных финансовых рынков. Пока по своим базовым характеристикам они серьезно уступают рынкам не только развитых, но и многих развивающихся государств. Например, суммарная капитализация национальных фондовых рынков стран СНГ (без учета России) по итогам II квартала 2007г. составляет около 140–145 млрд. долларов. Для сравнения: капитализация фондового рынка Испании выше в 4 раза.

Интеграция будет содействовать решению проблем, которые стоят перед всеми без исключения финансовыми рынками СНГ. В их числе: фактическое отсутствие взаимной конвертируемости национальных валют; слабое участие финансовых рынков в инвестиционном процессе; малая глубина и низкая ликвидность финансовых рынков; ограниченный спектр имеющихся финансовых инструментов.

Вторая задача – сформировать предпосылки для реальной экономической интеграции. Если странам СНГ удастся создать единое валютно-финансовое пространство, это послужит мощным стимулом для активизации инвестиционного сотрудничества, что, в свою очередь, ускорит экономический рост в наших странах. Позитивную роль здесь может сыграть налаживание механизма расчетов между странами СНГ в национальных валютах или в условных расчетных единицах.

И, наконец, третья задача – подготовка совместными усилиями вхождения в международный финансовый рынок. В практическом смысле это означает, что собственные стандарты финансовой деятельности будут разрабатываться не каждой из стран СНГ в отдельности, а совместно и с учетом действующих стандартов ЕС.

Финансовое сотрудничество России со странами СНГ и дальнего зарубежья будет наиболее результативным, если оно приведет к образованию единого валютно-финансового пространства.

В заключении излагаются основные результаты диссертационной работы.

Список основных работ, опубликованных по теме диссертации

Монографии

1. «Парадигма развития валютного рынка в условиях финансовой глобализации (с использованием опыта валютных бирж). М., Издательство Российской экономической академии им.Г. В. Плеханова, 2004, (12,75 п.л.).

Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК для опубликования результатов диссертационной работы

2. «Валютный рынок в условиях глобализации» М., Вестник Российской экономической академии им. Г. В.Плеханова № 4, 2004, (0,69 п.л.).

3. «Глобализация финансовых рынков как предпосылка формирования мирового валютного рынка» М., Вестник Российской экономической академии им. Г. В.Плеханова № 2, 2006, (0,5 п.л.).

4. «Этапы формирования модели всемирной валютной биржи» М., Экономические науки № 2(27), 2007, (0,75 п.л.).

5. «Валютная биржа как системообразующий элемент российского валютного рынка» М., Экономические науки № 3(28), 2007, (0,75 п.л.),

6. «Анализ этапов формирования модели всемирной валютной биржи» М., Экономические стратегии №7, 2007, (0,5 п.л.).

7. «Предпосылки формирования концепции всемирной валютной биржи в условиях глобализации финансовых отношений» М., Управление персоналом №20, 2007, (0,4 п.л.).

Публикации в других изданиях

загрузка...