Delist.ru

 Повышение эффективности функционирования предприятий стройиндустрии в условиях конкуренции (30.12.2006)

Автор: Селезнева Юлия Игоревна

стратегия лидера рынка, стратегия “бросающего вызов”, стратегия “следующего за лидером”, стратегия “обитателя рыночной ниши”.

Исходя из поставленных задач, предприятие выбирает ту стратегию, которая может служить основой повышения его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия в большей степени зависит от результативности и эффективности выполнения основных бизнес-процессов: материально-техническое снабжение, производство и сбыт продукции. Вспомогательные процессы создают соответствующие условия для осуществления основных бизнес-процессов.

В диссертации разработана система оценочных показателей для определения уровня выполнения основных бизнес-процессов. Структура оценочных показателей включает в себя показатели: номенклатуры, количества, качества, времени, цены и надежности обеспечения по объемам, качеству, времени, цене. В таблице (на странице 13) приведены формулы расчета локальных оценочных показателей по основным бизнес-процессам.

Совокупный уровень выполнения основных бизнес-процессов с учетом значений локальных оценочных показателей определяется следующим по

U1=( ?n )?1 * ?2 * ?3 *

?6 * ?7 *

где U1 – уровень выполнения бизнес-процесса “материально-техническое снабжение”;

?1 ,…,?9 – показатели степени (коэффициенты), определяющие значимость оценочного показателя для бизнес-процесса “материально-техническое снабжение”.

U2=( ?v )?1 * ?2 * ?3 *

?6 * ?7 *

где U2 – уровень выполнения бизнес-процесса “производство продукции;

?1,…, ?9 - показатели степени (коэффициенты), определяющие значимость оценочного показателя для бизнес-процесса “производство продукции ”.

U3=( ?M )?1 * ? 2 * ? 3 *

? 6 * ? 7 *

где U3 – уровень выполнения бизнес-процесса “сбыт продукции ”;

?1,…, ? 9 - показатели степени (коэффициенты), определяющие значимость оценочного показателя для бизнес-процесса “сбыт продукции”.

Комплексный показатель оценки уровня конкурентоспособности предприятия стройиндустрии оценивается совокупным уровнем выполнения основных бизнес-процессов и определяется по формуле:

U = U1?1 * U2?2 * U3?3 , (4)

?1 , ?2, ?3 – показатель степени, определяющий значимость бизнес- процесса для предприятия стройиндустрии.

Проведенные исследования показали, что фактические значения уровня конкурентоспособности на предприятиях стройиндустрии, как правило, не совпадают с оптимальными значениями. Это дает основание утверждать, что на предприятиях имеются потери прибыли.

С целью повышения конкурентоспособности предприятия в диссертации разработана модель управления конкурентоспособностью. При моделировании процесса управления конкурентоспособностью был установлен критерий оценки конкурентоспособности предприятия стройиндустрии.

Поскольку уровень конкурентоспособности влияет на доход предприятия, а естественным состоянием любого предприятия является увеличение прибыли, то в качестве критерия эффективности функционирования предприятия принимается минимум потерь от необеспечения оптимального уровня конкурентоспособности:

Ф=[Д(Коpt) - S(Коpt)] - [Д(Кф) - S(Кф)] ? min, (5)

где Д(Коpt) и S(Коpt) – соответственно доход и затраты предприятия при обеспечении требуемого оптимального уровня конкурентоспособности;

Д(Кф) и S(Кф) – соответственно доход и затраты предприятия при фактическом обеспечении уровня конкурентоспособности.

Зависимость дохода, затрат и прибыли предприятия от уровня конкурентоспособности представлена на рис.3.

Как видно из рис.3 при оптимальном уровне конкурентоспособности прибыль, определяемая разностью между доходом и затратами, принимает максимальное значение. Оптимальный уровень конкурентоспособности может быть достигнут за счет максимальной загрузки производственных мощностей, выбора стратегии по установленному целевому критерию. На основании решения поставленной задачи появляется возможность определить оптимальный набор видов выпускаемой продукции для предприятия в соответствии с требованиями рынка и сформировать оптимальную производственную программу по каждому виду продукции (рис. 4).

Повышению конкурентоспособности предприятий стройиндустрии способствует внедрение инноваций и совершенствование менеджмента.

Инновации способствуют увеличению доли рынка, росту прибыли и улучшению экономического положения предприятия. Обновление продукции позволяет предприятию утвердиться на рынке строительных материалов, расширить объем продаж и сохранить конкурентоспособность. Каждый инновационный проект имеет жизненный цикл. По мере его развития происходит изменение показателей прибыли, неопределенности и риска. По мере развития проекта неопределенность и риск снижаются, а прибыль возрастает.

Одним из основных направлений совершенствования менеджмента является создание и сертификация системы менеджмента качества на базе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и системы управления окружающей средой на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98.

Реализация требований этих стандартов способствует повышению конкурентоспособности предприятия, так как менеджмент качества и экологический менеджмент обеспечивают не только конкурентоспособность предприятия, но и дают ряд других преимуществ, таких как минимизация производственных затрат и увеличение доходов.

Таким образом, проведенное комплексное исследование позволило разобрать методические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий стройиндустрии, которые могут быть использованы предприятиями других отраслей народного хозяйства.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В диссертационной работе рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности предприятий стройиндустрии, обобщены полученные научные и практические результаты, представляющие собой комплексное исследование, которое включает все этапы решения поставленных задач от анализа и разработки до практических рекомендаций.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На основании проведенного исследования установлено, что современное состояние рынка строительных материалов характеризуется различными конкурентными позициями предприятий стройиндустрии. За последние годы с одновременным увеличением темпов роста общего объема выпускаемой предприятиями стройиндустрии продукции, качество строительных материалов, деталей и конструкций не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к ним потребителями.

На деятельность предприятия стройиндустрии существенное влияние оказывает конкурентная среда, которая характеризуется различными параметрами. Одни ее параметры складываются совершенно независимо от деятельности предприятия и не испытывают на себе ее влияние. В этом случае предприятие должно приспосабливаться к складывающимся условиям. Другие же параметры восприимчивы к воздействиям предприятия и являются объектом его преобразовательной деятельности, вносящей изменения в саму конкурентную среду.

Разработанная авторов система оценочных показателей по основным бизнес-процессам и выявленные закономерности их влияния на результаты деятельности организации позволили количественно оценить уровень конкурентоспособности предприятия стройиндустрии в целом.

Предложенная методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятия дает возможность определить показатель уровня конкурентоспособности, и его влияние на доход предприятия. Так как уровень конкурентоспособности влияет на доход, то в качестве критерия эффективности функционирования предприятия принимается минимум потерь от необеспечения требуемого уровня конкурентоспособности. При этом можно утверждать, что чем меньше рассогласование между требуемым и фактическим уровнем конкурентоспособности, тем эффективнее работает предприятие.

загрузка...