Delist.ru

 Повышение эффективности функционирования предприятий стройиндустрии в условиях конкуренции (30.12.2006)

Автор: Селезнева Юлия Игоревна

В ходе проведения исследования автором получены новые теоретические, методические и практические научные результаты:

выявлены тенденции и особенности функционирования предприятий стройиндустрии в условиях конкуренции;

систематизированы внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятий стройиндустрии;

разработана методика формирования конкурентной стратегии развития предприятий стройиндустрии;

предложен комплексный показатель оценки уровня конкурентоспособности предприятий стройиндустрии, основанный на системе оценочных показателей по бизнес-процессам;

разработана организационно-экономическая модель управления конкурентоспособностью предприятий стройиндустрии;

разработаны методические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий стройиндустрии.

Практическая значимость диссертации заключается в разработке рекомендаций для решения практических задач по повышению конкурентоспособности предприятий стройиндустрии, функционирующих в конкурентной среде. Полученные результаты исследования могут быть использованы на предприятиях других отраслей.

Достоверность полученных результатов исследования подтверждается использованием современных теорий и методов исследования, позволяющих получить достоверную и объективную информацию по рассматриваемой теме.

На защиту выносятся положения, составляющие научную новизну исследования:

система оценочных показателей уровня выполнения бизнес-процессов по номенклатуре продукции, количеству, качеству, времени, цене и надежности;

методика комплексной оценки уровня конкурентоспособности предприятий стройиндустрии;

организационно-экономическая модель управления конкурентоспособностью предприятия стройиндустрии;

методические рекомендации повышения конкурентоспособности предприятий стройиндустрии.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 5 работ общим объемом 1,4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем диссертационной работы 139 страниц, в том числе 3 таблицы и 22 рисунка, список литературы содержит 78 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе. Состояние спроса со стороны строительных организаций и ценовая политика предприятий стройиндустрии стали основными факторами конъюнктуры рынка строительных материалов.

В последние годы ежегодный прирост основных видов строительных материалов составляет около 20%. Рост спроса на строительные материалы вызван увеличением объема строительства. Кроме этого за последние годы появились новые типы зданий, требующих использования новых строительных материалов, конструкций и изделий.

Исследуя деятельность предприятий стройиндустрии в конкурентной среде, можно выделить субъекты рынка, с которыми они взаимодействуют в процессе своей деятельности.

К ним относятся:

органы государственного и отраслевого регулирования, регламентирующие функционирование предприятий в целом и в конкретной отрасли в частности;

рынок финансов, выступающий как совокупность субъектов рынка, которые определяют поведение предприятия в сфере финансовой деятельности;

рынок научно-технических разработок и инфраструктурных ресурсов;

рынок производственных ресурсов;

окружающая природная среда;

рынок сбыта, являющийся наиболее важным, с точки зрения существования предприятия в конкурентной среде.

Функционирование предприятия в конкурентной среде связано с выполнением множества функций. В зависимости от способа взаимодействия с конкурентной средой предлагается все функции разделить на две группы – функции реагирования и функции преобразования (рис.1).

Функции реагирования связаны с реализацией текущих задач предприятия, а также с его приспособлением к условиям конкурентной среды и способностью реагировать на ее изменения. Функции реагирования включают: управление финансами, управление материально-техническим снабжением, управление производством, управление кадрами, управление сбытом. Управление финансами направлено на обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске, что приводит к росту стоимости активов предприятия. Управление материально-техническим снабжением заключается в бесперебойном снабжении сырья и материалов при минимальных запасах, что способствует минимизации транзакционных издержек. Управление производством состоит в определении такой комбинации факторов производства, которая способствовала бы максимальному выпуску продукции при минимальных издержках. Управление кадрами сводится к формированию у работников чувства сопричастности к деятельности предприятия, что определяет его успех.

Управление сбытом направлено на определение потребительских предпочтений.

Функции преобразования характеризуют влияние предприятия на конкурентную среду. Функции преобразования включают экономические, институциональные и социальные функции. Экономические функции способствуют росту эффективности общественного производства. Институциональные функции направлены на изменение сложившейся рыночной среды. Социальные функции связаны с обновлением ассортимента продукции и придания ей новых потребительских свойств.

В условиях конкурентной среды каждое предприятие стремится добиться превосходства над конкурентами, т.е. обладать конкурентным преимуществом. Под конкурентным преимуществом предприятия понимается превосходство его продукции над продукцией конкурентов.

Для выявления конкурентного преимущества целесообразно использовать предложенную в работе модель цепочки ценностей. На основании этой модели по основным и вспомогательным процессам устанавливаются аспекты, за счет которых предприятие может достигнуть конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества рассматриваются по трем направлениям:

конкурентное преимущество, основанное на качестве;

конкурентное преимущество, основанное на издержках;

конкурентное преимущество, основанное на ключевых компетенциях.

В основе конкурентного преимущества, основанного на качестве, лежат отличительные характеристики качества продукции, которые представляют повышенную ценность для покупателя. У предприятия в этом случае появляется возможность устанавливать на продукцию более высокую цену, чем у конкурентов.

Конкурентное преимущество, основанное на издержках, связано с тем, что себестоимость продукции становится более низкой, чем у конкурентов. В этом случае предприятие становится более устойчивым к снижениям цен, навязываемых рынком или конкурентами. Конкурентное преимущество, основанное на ключевых компетенциях, обусловлено созданием уникальной ценности для потребителя за счет использования особых навыков и технологий. Ключевые компетенции позволяют создать устойчивые источники конкурентного преимущества. Чем больше предприятие имеет конкурентных преимуществ, тем выше его конкурентоспособность и эффективность.

С целью повышения своей конкурентоспособности предприятию необходимо разработать конкурентную стратегию (рис.2). Различают четыре типа конкурентных стратегий, учитывающих величину занимаемой доли рынка:

Страницы: 1  2  3  4