Delist.ru

Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (30.11.2007)

Автор: Поздняков Алексей Петрович

Первый( низкий) уровень. Аксиологический компонент: студент не понимает и не может оценить цели и задачи управления в социальной работе; не осознает ценности управленческих знаний в системе социальной работы; не признает ценности субъектных отношений, не знаком с ценностями будущей профессии.

Компетентностный компонент: студент не знаком с сущностью процессов самоуправления, управления и соуправления, не владеет многими умениями, необходимыми для осуществления управленческой деятельности на обозначенных уровнях.

Личностно- творческий компонент: низкая направленность и включенность в учебную, учебно- профессиональную, общественно-полезную деятельность, низкая степень развития личностных способностей к управленческой деятельности; невключенность в социальные проекты или участие в социальном проекте под руководством преподавателя.

Второй( средний) уровень. Аксиологический компонент: студент осознает ценность знаний и умений для управления собой, но не осознает их значимости для взаимодействия с коллегами и администрацией социальной службы; частично знаком с ценностями профессии.

Компетентностный компонент: студент обладает основными знаниями об организации учебной деятельности, об основах самоанализа, рефлексивной деятельности, особенностях управления; психологических основах самоуправления; принципах соуправления; о способах построения взаимоотношений в социальной службе; о требованиях к составлению необходимой деловой документации, а также владеет умениями, необходимыми для применения перечисленных знаний на практике.

Личностно- творческий компонент: редкие проявления коммуникативных и организаторских способностей, деловых качеств в ходе учебной, учебно- профессиональной, общественно-полезной деятельности; способен разработать только элементы социального проекта.

Третий(высокий) уровень. Аксиологический компонент: студент осознает ценностную значимость знаний и умений по самоуправлению и управлению социальной службой, но не осознает ценность осуществления соуправления.

Компетентностный компонент: студент демонстрирует (помимо названных во втором уровне) знания о методах самоуправления, критериях и показателях успешного управления социальной службой, о структуре анализа управленческой деятельности специалиста социальной работы; о психологических основах самопознания, создания «Я- концепции», о способах создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе; о способах формирования и развития собственной конкурентоспособности, коммуникативно-лидерских способностей, деловых качеств; о технологии телефонных бесед и деловой корреспонденции, о сущности, особенностях деловой полемики, беседах конфликтного и дисциплинарного характера, технологии кадровых бесед, совещаний, о требованиях к ведению деловой документации; а также владеет умениями и навыками, необходимыми для осуществления деятельности по применению названных знаний.

Личностно-творческий компонент: проявляет активность в отдельных видах деятельности, разработанные социальные проекты частично реализует на практике.

Четвертый (продвинутый) уровень. Аксиологический компонент: студент в полной мере осознают ценность системы знаний и умений для самоуправления, управления и соуправления.

Компетентностный компонент: студент владеет знаниями, необходимыми для реализации деятельности по самоуправлению, управлению, соуправлению в социальной службе; широким кругом управленческих умений и технологий, применяет их на практике.

Личностно- творческий компонент: активен во всех видах деятельности (учебная, учебно- профессиональная, профессиональная, общественно- полезная);самостоятельно разрабатывает социальный проект и реализует его на практике, имеет положительный отзыв о личностно- профессиональных качествах и апробации авторского социального проекта.

Спроектированная система диагностики сформированности управленческой культуры будущего специалиста социальной работы фиксировала уровни: первый - «досознательный, непроизвольный» соответствует, по Н.В. Тамарской, невыраженной управленческой культуре; второй- «внешне-опосредованный переходный» - пассивная закрытая управленческая культура; третий- «произвольный»- открытая управленческая культура; четвертый «метакультура» - устойчивая управленческая культура.

Можно констатировать, что первый уровень соотносится с невыраженной управленческой культурой. Характеристика - «невыраженная» усиливает понимание того, что обладание данной характеристикой не присвоено субъектом и не осознается им.

Второй уровень, описанный выше, отражает пассивную закрытую управленческую культуру. Действительно, имеющиеся на этом уровне ценностные ориентации, компетентность не позволяют субъекту вузовской подготовки оперировать управленческими знаниями и умениями свободно, так как степень владения неустойчивая и не до конца осознанная. Ценностные ориентации, компетентность третьего уровня дают возможность студенту активно и осознанно инициировать саморазвитие и самостоятельную работу по развитию управленческой культуры в процессе вузовской подготовки и характеризуют выраженную открытую управленческую культуру. Выраженная устойчивая управленческая культура, как показывают результаты проведенной диагностики, присуща не большому количеству студентов пятого курса – выпускников (от 1 до 4 % студенческой группы).

Четвертый уровень сформированности управленческой культуры будущего специалиста социальной работы отражает наличие процесса саморазвития и активного применения своей компетентности, в том числе и для обучения других студентов, так как он обладает устойчивой результативностью, ценностными ориентациями, способен принимать управленческие решения в студенческой группе, на базе практики, лидерскими качествами и др .

Контроль за процессом формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе, построенный на основе диагностики уровней сформированности данной культуры, позволяет прогнозировать перспективы личностно- профессионального развития студентов и системно влиять на качество вузовской подготовки специалистов.

Эффективным средством влияния на повышение уровня сформированности управленческой компетентности, как ядра управленческой культуры, в ходе опытно-экспериментальной работы являлась проектная деятельность студентов.

Компетентность будущего специалиста социальной работы формируется за счет развития личного учебного и профессионального опыта, что актуализирует его индивидуально-творческие способности в проектной деятельности в ходе вузовского обучения.

Воспринимая систему ценностей в ходе проектирования, студент исследует различные социально-управленческие явления, проблемные аспекты управленческой деятельности на всех уровнях социальной работы, а затем во время производственной практики реализует социальные проекты по решению управленческих проблем.

В этот период формируется самостоятельность участников проекта, которая проявляется в выборе темы проекта, формы работы над ним, конечного результата.

Все это придает особую осмысленность познания предмета исследования в проекте, помогает студентам видеть свои перспективы, цели работы, оценить результаты. Тем самым они получают возможность проявить ответственность в обучении как перед собой, так и перед членами студенческой группы. Проектирование позволяет индивидуализировать деятельность студентов и комбинировать парные, групповые, совместные виды работы. При этом у студентов формируется мобильность, гибкость в выборе наиболее подходящего в данной проблемной ситуации метода, умение работать в коллективе, взаимопомощь и взаимное обогащение учебным и личным опытом. Отрабатываются умения в соуправлении, преподаватель демонстрирует культуру партнерского взаимодействия. Презентация проекта в виде защиты студенческой работы, проведения мероприятия, демонстрации творческой продукции позволяет студентам приобрести умения самоконтроля, рефлексии, при помощи которых они анализируют успешность своего продвижения по индивидуальной траектории формирования управленческой компетентности.

Одним из направлений формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе, реализуемых в ходе опытно-экспериментальной работы, являлась организация специальной подготовки студентов к управленческой деятельности в рамках специализации «Организация социальной защиты населения». Содержательный компонент процесса формирования управленческой компетентности, включающий дисциплины Государственного образовательного стандарта подготовки специалиста социальной работы был усилен за счет учебных дисциплин регионального, вузовского компонентов производственной практики по специальности, а также дисциплины специализации: «Взаимодействие государственных и общественных структур социальной помощи населению», «Местное самоуправление и социальная работа», «Организация опеки, попечительства и усыновления», «Организация охраны материнства и детства», «Организация благотворительной деятельности», «Организация профориентации и трудоустройства», «Организация правовой помощи населению» и др.

Особенностью реализации содержательного компонента модели формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе в ходе опытно-экспериментальной работы стало внедрение учебного модуля «Управленческая культура». Технологический компонент вузовской подготовки включал методы, развивающие субъектности студентов. В учебной деятельности это были, прежде всего: дискуссии, деловые, ролевые, имитационные, интерактивные игры, в учебно-профессиональной: экскурсии, тренинги, кейсы, проекты, встречи со специалистами, конференции, семинары с руководителями социальных служб; в ходе производственной практики: супервизорство, консультации, анализ и решение реальных управленческих ситуаций, стажировка.

Метод проектов интегрировал все виды деятельности студентов в освоении управленческой культуры.

Итоговым результатом уровня сформированности управленческой культуры является качество подготовки выпускника, отражаемое в отзыве организации, на базе которой реализовался разработанный студентом проект решения управленческой задачи, в сдаче государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика социального менеджмента» и защите дипломной работы. Важным моментом является комплексная самооценка профессиональной компетентности самим выпускником, его перспективы. Экспертная оценка качества подготовленности будущего специалиста социальной работы как субъекта социального управления включает параметры: степень полноты знаний, умений и навыков в области социального менеджмента, демонстрируемых выпускником; степень фундаментальности осознания теории и практики социального менеджмента; степень свободного применения технологий социального управления; степень способности к инновационному социальному мышлению и принятию управленческих решений в области социальной работы.

Результаты экспериментального исследования позволили выделить комплекс условий формирования управленческой культуры будущих специалистов социальной работы в вузе:

- организация целенаправленного дидактического процесса поэтапного формирования у будущего специалиста социальной работы управленческой компетентности с учетом требований ГОС ВПО в области социальной работы, вузовского стандарта подготовки по специальности и результатов анализа педагогического мониторинга развития профессиональной компетентности;

- интеграция теоретической и практической подготовки студентов к управленческой деятельности, предполагающая выделение в ряде учебных дисциплин модулей «Управление», «Соуправление», «Самоуправление», а также программ производственной практики, обеспечивающих формирование их управленческой культуры;

- высокий уровень педагогической культуры преподавательского состава, обеспечивающий субъект-субъектные взаимодействия в ходе вузовской подготовки;

- совершенствование технологического обеспечения вузовской подготовки социальных работников путем применения активных и интегративных методов, позволяющих студентам проявлять управленческую культуру при решении профессиональных задач.

В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялся мониторинг сформированности управленческой культуры студентов, организованный профессорско-преподавтельским составом кафедры социальной работы ТГУ, позволяющий регулировать содержательный и технологический компоненты образовательно- воспитательного процесса. С учетом результатов выходной диагностики уровня сформированности управленческой культуры студента строилась стратегия и тактика педагогического воздействия в ходе преподавания учебных дисциплин, позволяющих развивать ценностное отношение, управленческую компетентность и социальную активность; регулировалась система соуправления, формировались субъект-субъектные отношения между участниками образовательно-профессиональной среды вуза, включая привлечение через систему договоров новых субъектов (новые базы студенческой практики, новые социальные партнеры) и корректировалась система организации самостоятельной работы студентов по формированию управленческой культуры через разработку и реализацию дидактических модулей, учебно-методических комплексов, электронных учебников.

В рамках формирующего эксперимента на базе отделения социальной работы Института педагогики и социальной работы ТГУ в экспериментальной группе осуществлялась реализация модуля «Управленческая культура», разработка и внедрение студенческих проектов, основанных на технологии управленческого решения в социальной работе.

Управленческая компетентность студентов (контрольная группа) формировалась только за счет общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, производственной практики в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Измерение уровня сформировавнности управленческой культуры будущих специалистов социальной работы проводилось в два этапа: перед началом образовательного процесса, ориентированного на формирование исследуемой культуры, и после завершения. Результаты промежуточной диагностики по отдельным направлениям исследования анализировалаись по мере их получения, что являлось источником оперативной информации о ходе опытно-экспериментальной работы и позволяло вносить соотвествующие коррективы в его течение. Для выявления эффективности процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы проводилось измерение уровня по каждому компоненту (аксиологический, компетентностный, личностно- творческий) в ходе входного и выходного контроля, результаты которых приведены в таблицах №1.

Таблица 1

Результаты диагностирования сформированности

аксиологического компонента управленческой культуры ( п= 260)

Группы Уровни Суммы

Вход Выход Вход Выход Вход Выход Вход Выход

загрузка...