Delist.ru

Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (30.11.2007)

Автор: Поздняков Алексей Петрович

-обоснован комплекс принципов формирования управленческой культуры в вузе (субъектности, целостности, единства и дифференциации, ресурсности, преемственности, дополнительности, открытости, ценностно-смысловой направленности и др.);

- спроектирована модель целостного процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста, содержащая взаимосвязанные и взаимозависимые модули (… ) и блоки ( );

- разработаны критерии (…), позволяющие определить уровни сформированности управленческой культуры будущего специалиста социальной работы( );

- выявлена совокупность педагогических условий( группы), необходимых для успешности формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе.

Теоретическая значимость исследования: обогащена теория педагогики профессионального образования путем теоретико-методологического обоснования концепта «Управленческая культура специалиста социальной работы»; пополнена концепция индивидуально- ориентированного социально- профессионального образования средствами разработки теоретико- научного и содержательно- технологического компонентов процесса формирования управленческой культуры будущего специалист социальной работы в вузе; внесен вклад в развитие общей теории социального образования путем обоснования сущностных характеристик социального управления на микро-, мезо-, макроуровнях социальной работы.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что: содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения системы вузовской подготовки специалистов социальной работы, предполагающей разработку вариативных модулей содержания и создания инновационных образовательных технологий, формирующих управленческую культуру студента. Результаты исследования могут быть использованы педагогическими. научно- педагогическими и управленческими кадрами, а также непосредственно обучающимися, на всех этапах непрерывного профессионального образования в области социальной работы в целях повышения качества учебной, учебно- профессиональной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Дидактические и организационно-методические материалы, монографии, учебные и учебно-методические пособия окажут помощь в разработке системы непрерывной подготовки специалистов социальной работы, а также в деятельности специалистов и руководителей социальной сферы и системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения, выдвигаемые в научном исследовании, и его результаты отражены в монографиях, учебных, учебно-методических пособиях и рекомендациях.

Выводы исследования апробированы и положительно оценены на научных международных и региональных конференциях и симпозиумах, в том числе на международных конференциях: «Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы» (Тамбов – Москва – Терре-Хот, 2002), «Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения» (Тамбов – Терре-Хот, 2003), «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (Тамбов, 2006 г.); на региональных и межвузовских семинарах и конференциях «Молодежь в XXI веке: социальное участие» (Тамбов, 2000), «Высшая школа и регионы: основы взаимодействия и сотрудничества на новом рубеже» (Воронеж – Москва – Тверь, 2002), «Научная программа как фактор интеграции регионов: основные итоги» (Тверь, 2003); «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования» (Тамбов, 2004), «Демографическая ситуация в Тамбовской области: состояние, проблемы, перспективы» (Тамбов, 2005 г.); на университетских научно-методических конференциях (Тамбов, 2000, 2001, 2003, 2007).

Внедрение результатов исследования в рамках семинара по повышению квалификации специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами по заказу Федерального агентства по образованию в рамках Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг., а также в практику вузовской подготовки осуществлялось в ходе проектирования; реализации и экспертизы вузовского стандарта по специальности «социальная работа», программ и планов учебных дисциплин.

Материалы диссертационного исследования, монографий, учебно-методических пособий используются в учебном процессе Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина (ТГУ), на курсах повышения квалификации руководителей, специалистов социальных служб, Управления труда и социального развития Тамбовской области, в курсовой подготовке на базе Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области.

Теоретические положения, методические разработки используются соискателями и аспирантами кафедры социальной работы ТГУ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных параметров исследования, целостным подходом к исследуемой проблеме; сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам; научной апробацией основных идей, гипотетических утверждений и выводов в различных вузах и учреждениях социальной сферы; обобщением опытно-экспериментальных результатов и математической обработкой, что обеспечивало их валидность и надежность.

Положения, выносимые на защиту

1. Теоретико-методологическими основами формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе являются сущность, подходы, закономерности, принципы, факторы, условия, функции, критерии, отражающие феноменологию данного процесса с учетом специфики социальной работы как профессиональной деятельности. Основными подходами, позволяющими раскрыть сущность, содержание и особенности формирования УК ССР в вузе являются: культурологический, системный и…др; факторами являются

1.Управленческая культура специалиста социальной работы – это интегративное новообразование личности, отражающее ее профессионально-административную направленность, практическую способность и готовность обеспечить наиболее эффективное решение проблем социальной работы на микро-, мезо- и макроуровнях.

Специфика управленческой культуры специалиста социальной работы на микроуровне проявляется в личностно- ориентированном подходе в системе «специалист- клиент- полифункциональная команда», направленном на активизацию жизненных сил клиента и решение социальных проблем человека; на мезо-уровне базируется на средовом подходе в системе «руководитель социальной службы - полифункциональная команда- клиент», обеспечивающей результативность административно-организационной деятельности по реализации муниципальных социальных проектов и программ; на макроуровне основывается на прогностическом и ресурсном подходах, обеспечивающих эффективное функционирование системы социальных служб различных типов по реализации социальной политики региона с учетом своеобразия его проблемного поля. Управленчсекая культура включает подготовленность специалиста социальной работы к реализации информационно- аналитеческой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной функций. Основными структурными компонентами управленческой культуры специалиста социальной работы являются: мотивационно-ценностный, профессионально-гностический, социально- психологический, организационно- технологический.

2. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы представляет собой целостный процесс, включающий педагогическое управление (взаимодействие субъектов вузовской подготовки), соуправление (совместную деятельность субъектов) и самоуправление (самостоятельную деятельность студентов), а также мониторинг личностного продвижения выпускника вуза. Основными этапами данного процесса являются: ориентационно- пропедевтический;базово- технологический; продуктивно-менеджерскиий; системно- управленческий.

Процесс формирования УК будущегог ССР строится на основе закономерностей:

-взаимосвязь теории и практики социального управления;

- взаимообусловленность качества подготовки ССр требованиями общественно-государственного заказа к профессиональному уровню решения управленческих задач;

-взаимосвязь содержательно- технологического базиса социально- профессионального образования с актуальными и перспективными технологиями социального менеджмента (ситуативных, тактических, стратегических);

- обусловленность этапов личностно- профессионального роста будущего специалиста логикой сисстемогенеза профессиональной деятельности.

комплекса принципов: (целостности, ценностно-смысловой направленности, индивидуализации, ресурсности, преемственности, дополнительности; интегративности, рефлексивности и др.)

3. Модель формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе отражает собой взаимосвязь и взаимообусловленность концептуальных модулей (функциональный, теоретико-методологический; процессуально- структурный; критериально- оценочный и дидактических блоков: теоретико-гностический, проблемно-содержательный; управленческо- технологический; интегративно-результативный.

Теоретико-методологический блок обеспечивает усвоение теоретико-методологических знаний ССР.

Проблемно- содержательный блок обусловлен необходимостью формирования профессиональных компетенций ССР как будущего субъекта управленческой деятельности ( перечислить компетенции).

Управленческо- технологический блок направлен на овладение и накопление опыта реализации технологий управленческой деятельности в соответствии с компетенциями.

Интегративно-результативный блок способствует интеграции теоретической и практической подготовки будущего ССР в области социального управления.

Модель формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе реализуется на основе мониторинга качества усвоения компетенций и компетентности студентов в целом в процессе вузовской подготовки.

4. Основными критериями, раскрывающими проявление управленческой культуры, являются: аксиологический (показатели:), когнитивный (показатели: ), технологический (показатели: ), личностно-творческий (показатели: ). В своем сочетании они позволяют диагностировать уровни сформированности управленческой культуры будущего специалиста социальной работы (адаптивно- эмпирический; локально- ситуативный; функционально- моделирующий; системно- прогнностический ).

5. Совокупность организационно-педагогических условий, способствующих формированию управленческой культуры будущего специалиста социальной работы включает в себя следующие группы:

-организационно- административные

-дидактико- технологические

- профессионально- воспитательные

осоответствие организации и содержания учебно- воспитательного процесса требованиям ГОС ВПО в области социальной работы, а также потребностям управленческой деятельности в социальной работе; мотивированность студентов в овладении управленческой культурой; взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов к реализации профессиональной компетентности и компетенций; педагогическая культура преподавательского состава; методическое обеспечение; активность студентов в овладении управленческих компетенций в учебной и внеучебной деятельности; многообразие форм, стимулирующих проявления социальной инициативы и творчества студентов; мониторинг качества подготовки и личностно-профессионального развития.

Структура: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы (более 400 источников) и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; излагаются положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрении результатов.

Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы » посвящена определению методологических подходов к исследуемому процессу, с учетом приоритетности культурологического подхода в современном высшем образовании, сущности управленческих функций, управленческой культуры специалиста социальной работы и структуры системы вузовского обучения по специальности «социальная работа».

Вторая глава «Закономерности, принципы и модель формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе» раскрывает закономерности, принципы и функции формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10