Delist.ru

Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация) (30.11.2007)

Автор: Астоянц Маргарита Сергеевна

АСТОЯНЦ Маргарита Сергеевна

социальноЕ сиротствО:

условия, механизмЫ

и динамика эксклюзии

(Социокультурная интерпретация)

Специальность 22.00.06 – социология культуры,

духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Ростов-на-Дону – 2007

Диссертация выполнена в Педагогическом институте

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

на кафедре социологии и политологии

Научный консультант:

доктор философских наук, профессор

Радовель Михаил Рувинович

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Бондаренко Ольга Васильевна;

ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»

доктор педагогических наук, профессор

Сорочинская Елена Николаевна;

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

доктор социологических наук, профессор

Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна

ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»

Ведущая организация:

Институт социально-политических исследований

Российской академии наук

Защита состоится «___» _________ 2007 г. в ___ ч. на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д. 212.208.19 по социологическим наукам при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, ауд. 202

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

Автореферат разослан «___» ноября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета: Хоронько Л.Я.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современном российском обществе существует колоссальный разрыв в обеспеченности различных групп населения экономическими, социальными, культурными, властными, квалификационными и иными видами ресурсов. Особенно тревожно, что у определенной части россиян эти ресурсы практически полностью отсутствуют. А значит, некоторая часть российского населения не просто бедна – она оказалась на периферии социального пространства, практически утратив связи с остальной частью общества. И в этом случае можно говорить о его социальном исключении (социальной эксклюзии), под которым Э. Гидденс понимал «механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока».

Сегодня чаще всего проблемы социального исключения рассматривают в экономическом аспекте, обращая внимание на низкий уровень доходов, материальную необеспеченность и безработицу. Однако не менее важен и социокультурный аспект эксклюзии: ведь исключение – это не только бедность, но и депривированность основных социальных и культурных потребностей. В современном российском обществе усиление экономического и социального неравенства сопровождается социокультурным расколом и является серьезной угрозой его стабильности. Вполне вероятно, что непринятие мер по преодолению исключения может привести к тому, что часть населения будет выпадать из процессов общественного развития, скатываясь в состояние стагнации и полной социальной зависимости.

Социальная эксклюзия углубляется в тех случаях, когда разрушается социетальность, возникает аномия и нарастает дисфункциональность социальных институтов. Именно это и произошло в конце 90-х гг. ХХ в. в России. Трансформация социально-экономических условий жизни, поляризация доходов привела к глубокой дифференциации российского общества и тяжело отразилась на состоянии практически всех групп и слоев населения и, в первую очередь, на детях, которые оказались наименее защищенной и наиболее пострадавшей категорией. Кризис повлек за собой утрату жизненных смыслов, разрушение системы ценностей, которые задают ориентиры развития личности и общества. Ценностный хаос повлиял и на функционирование основных институтов общества, среди которых институты первичной социализации личности ребенка – семья и школа.

Детская безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство – наиболее тревожные характеристики современного российского общества. Однако сиротство не назовешь новым социальным явлением: оно существовало и, вероятно, будет существовать всегда. Наблюдая его в динамике, можно заметить, как более или менее спокойные периоды сменялись бурными всплесками в тяжелые революционные и военные годы – количество сирот и беспризорных детей резко возрастало в годы политических, экономических, социальных потрясений.

загрузка...