Delist.ru

Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления (30.10.2006)

Автор: Цветкова Римма Ивановна

14. Выявленные закономерности в структуре базовых условий и средств формирования мотивационной сферы личности обеспечивают возможность анализа оптимизации ее развития.

В целом проведенное исследование показало, что мотивационная сфера личности представляет собой сложное структурное образование, психологический механизм проявления которого определяется характером используемых факторов, условий и средств. Уровень развития мотивационной сферы личности зависит от системы психологических факторов, условий и средств, используемых на протяжении вузовского обучения. В проведенном исследовании изучены основные функции мотивационной сферы личности: когнитивные, стимулирующие, регулирующие, исполнительские, оценочные, побудительные, энергетические, эмоционально-динамические. Существуют качественные особенности развития мотивационной сферы личности, связанные с идентификацией образа «Я» и образа будущей профессиональной деятельности, самооценкой, рефлексией. Несмотря на объективные трудности, с которыми сталкивается система высшего образования, на протяжении всех этапов ее развития делались попытки разработать и внедрить в практику образования психологически ориентированные методические модели, построенные с учетом стимулирования развития психологических механизмов мотивационной сферы личности. Теоретические обобщения позволили нам рассмотреть и определить методику исследования условий и средств формирования мотивационной сферы личности.

Практика экспериментальных изысканий, а также масштабность проблемы не позволили раскрыть все ее аспекты, некоторые из них требуют дальнейшего изучения. В исследовании мотивационной сферы личности по-прежнему остается много нерешенных проблем. Особого внимания заслуживают проблемы, возникающие на «стыке» отдельных наук, требующих изучения мотивационной сферы личности в системе общественных отношений; в процессе обучения и воспитания; в трудовой деятельности; в социокультурном творчестве; в нравственном совершенствовании. Требуют изучения основы мотивации и адаптации человека во взаимодействии социальных, экологических и генетических факторов, во взаимодействии и взаимоприспособлении человека и техники. Необходимо исследовать аналитическое мышление и способности в структуре мотивационной сферы личности. Все эти вопросы далеки от своего окончательного решения и требуют дальнейших теоретических и экспериментальных исследований.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

Монографии и учебные пособия

Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: Монография [Текст] / Р.И.Цветкова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000 - 102 с.

Цветкова Р.И. Формирование личности будущего учителя // Коллективная монография. / Р.И. Цветкова, Важенина Ф.Г., Черкасская Т.П., Костюк В.Ф., Мариненко А.П., Разживина Л.В. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.- 125 с, ( личный вклад 30%).

Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: Монография / Р.И.Цветкова. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.-102 с.

Цветкова Р.И. Мотивационная активность личности в социальной работе:Учебное пособие./ Р.И. Цветкова. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2003. - 230 с.Гриф УМО России

Цветкова Р.И. Мотивация успешности в коммуникативном общении. Учебное пособие. / Р.И. Цветкова. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2003. - 195 с. Гриф УМО России

Цветкова Р.И. Психология трудного подростка: Учебное пособие./ Р.И. Цветкова – Хабаровск: Изд-во ХГПИ,1990. - 78 с.

Цветкова Р.И Методы психодиагностики общения./ Р.И. Цветкова, Галактионов И.В., Вахрушев СВ., Долгих Н.П. и др. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1990.-60 с, (личный вклад 30%).

Цветкова Р.И. Пакет психодиагностических методик для практических психологов исправительно-трудовых учреждений. / Р.И. Цветкова, Важенина Ф.Г. и др. - Хабаровск: ХГПИ, УВД 1993, 62 с, (личный вклад 80 %).

Цветкова Р. И. Социально-психологический тренинг самоуправления и саморегуляции личности коллектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений. 111ч. / Р.И. Цветкова, Важенина Ф.Г. и др. - Хабаровск: ХГПИ, УВД, 1993, 94 с., (личный вклад 50%).

Статьи в научных изданиях, предусмотренных

списком ВАК России

Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: методика изучения. / Р.И. Цветкова // Прикладная психология и психоанализ. - М., 2003. № 2 - с 54-61.

Цветкова Р.И. Действенность как компонент силы мотивации эффективной деятельности. / Р.И. Цветкова // Прикладная психология и психоанализ. - М., 2003. № 4 - с. 46 – 51.

Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия, средства ее формирования. / Р.И. Цветкова // Вестник Бурятского университета, Серия 10, Психология. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006.- Вып. 1 - с. 24 – 32.

Цветкова Р.И. Модель формирования мотивационной сферы личности студента. / Р.И. Цветкова, Р.Д. Санжаева // Вестник Бурятского университета, Серия 10, Психология. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006.- Вып. 1 - с. 37 – 44.

Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования / Р.И. Цветкова // Психологическая наука и образование, М., 2006.- № 4 - с. 42 – 50.

Цветкова Р.И. Специфика и условия протекания конфликтов между командно-преподавательским составом курсантами в вузе системы МВД Российской Федерации. / Р.И. Цветкова, С.С. Козлов, Л.Ц. Синицина // Право и образование, М., 2006.- № 4 - с. 50 – 58.

III. Научные статьи

Цветкова Р.И. Гуманистические основы мотивации деловой коммуникации личности./ Р.И. Цветкова // Человек. Власть. Общество. Научные труды II Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов. Институт психологии РАН, Российская академия образования. - Хабаровск: Дальний Восток, 2002.- С 280 - 286.

Цветкова Р.И. Исследование мотивационной сферы личности будущего учителя. / Р.И. Цветкова // Актуальные проблемы современной психологии на пороге XXI века. Сб. научных трудов по материалам международной научной конференции «Запад-Восток» ХГПУ, Аугсбургский Ун-т Германия - Хабаровск, 2002, - С. 122-127

Цветкова Р.И. Диагностика как средство развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя студента педвуза / Р.И. Цветкова // Пути совершенствования преподавания психологии в педвузе - Москва, 1989, 4 с.

Цветкова Р.И. Диагностика профессиональных умений будущего учителя. /Р.И. Цветкова // Совершенствование профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе - Улан-Удэ, 1990.-С. 91-93.

Цветкова Р.И. Профессиональная ориентация в педагогическом вузе как условие повышения качества подготовки специалиста. /Р.И. Цветкова // Тезисы докладов к научно-практическому семинару «Профориентация и психологическая поддержка населения в службе занятости». ХКЦЗН. ДАЛ. - Хабаровск, 1992. - С. 126 - 129.

Цветкова Р.И. Мотивация педагогической деятельности будущего учителя в условиях личностно-ориентированного образования / Р.И. Цветкова // Материалы региональной научно-практической конференции «Теория и практика становления личностно-ориентированного обучения» Хабаровск, 1996. - С. 22 - 25.

Цветкова Р.И. Теоретико-философские основы мотивационной основы личности. / Р.И. Цветкова // Материалы 43 научной конференции. Выпуск2.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. - С. 47 - 50.

Цветкова Р.И. Личностно-профессиональное становление студентов в вузе / Р.И. Цветкова // Россия на пороге 21 века. Материалы регионального научного симпозиума / Под науч. ред. Корниенко Л.А., Никитенко Н.Н. -Хабаровск: ХГАЭП, 1999. - С. 68 - 72.

Цветкова Р.И. Структура мотивационной сферы личности / Р.И. Цветкова // Материалы 1-й региональной научно-практической конференции. Психология и практик - Хабаровск: ДИПП, 1999, - С. 217 – 228.

Цветкова Р.И. Теория ценности мотивации в образовании / Р.И. Цветкова // Психологическая наука - практике. Сб. науч. ст. (Часть 1.- Хабаровск, 2000.-С. 3-14.

Цветкова Р.И. Мотивация как власть управления / Р.И. Цветкова // Психологическая наука - практике. Сб. науч. ст. (Часть 1) - Хабаровск, 2000.-С. 14-20.

Цветкова Р.И. Гуманистические основы психологии человека / Р.И. Цветкова // Психологическая наука - практике. Сб. науч. ст. (Часть 1) -Хабаровск, 2000. - С. 28 - 33

Цветкова Р.И. Изучение мотивационной сферы личности в психологии / Р.И. Цветкова // /Проблемы развития мотивационной сферы личности -Хабаровск, 2001.-С. 18 - 23

Цветкова Р.И. Исследование мотивационной сферы личности будущего учителя / Р.И. Цветкова // Актуальные проблемы современной психологии на пороге 21 века. Международная научная конференция. - Хабаровск: ХГПУ, 2001. - С. 5

Цветкова Р.И. Развитие механизмов продуктивной мотивационной сферы личности будущего учителя. / Р.И. Цветкова // Проблемы развития мотивационной сферы личности. Сборник трудов научно-практического семинара. / отв. ред. Р.И. Цветкова - Хабаровск, 2001.- С. 22 - 48.

Цветкова Р.И. Мотивация самообразования учащихся./ Р.И. Цветкова // Проблемы развития мотивационной сферы личности. Сборник трудов научно-практического семинара. / Отв. ред. Р.И. Цветкова - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - С. 195 - 207.

Цветкова Р.И. Изучение мотивационной сферы личности в психологии / Р.И. Цветкова // Проблемы развития мотивационной сферы личности. Сборник трудов научно-практического семинара. / Отв. ред. Р.И. Цветкова - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001 - С. 4 - 22.

загрузка...