Delist.ru

Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления (30.10.2006)

Автор: Цветкова Римма Ивановна

Выявлено, что высокому уровню мотивации способствуют такие средства коммуникативной работы с испытуемыми, как коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки общения, саморазвитие, самоуспокоение, саморегуляция; адаптация к экспериментальной ситуации; речевые коммуникации; самокритичность, сдержанность и др.

Доказано, что влияние коммуникативных средств идентификации, осмысления, поиска, стиля коммуникативной деятельности является ведущим в формировании мотивационной сферы личности студента.

В шестой главе «Использование эмоционально-чувственных средств в формировании мотивационной сферы личности студента» исследуется роль и значимость эмоционально-чувственных средств формирования мотивационной сферы личности студента в условиях вузовского обучения с использованием тренинговых занятий, особенностей актуализации эмоционально-чувственных средств в экспериментальных условиях, описывается формирующий эксперимент и внедрение его результатов в учебный процесс профессионального становления студентов

Проблема эмоционально-чувственной сферы в психологии получила свое развитие в исследованиях: Ч. Дарвина, Н.Н. Ланге, У. Джемса, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, 3. Фрейда, П.Г. Вельского, Л.М. Петражицского П.К. Анохина, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.Д. Левитова, П.М. Якобсона, М.С. Неймарк и др. Положительное эмоциональное состояние - средство закрепления действий, «санкционирует полезный приспособительный аффект», «аффект интеграл» и «аффективный интеграл» - контролирует полноценное и последовательное совершенствование какого-либо жизненно важного акта на периферии (П.К. Анохин).

Теоретический анализ отечественных психологических исследований позволяет нам выделить специфические особенности эмоций и чувств, существенно влияющих на поведение и деятельность человека и выступающих в виде эмоционально-чувственных средств. К ним относятся: эмоции, обусловливающие динамическую сторону деятельности; эмоции -средство внутренних сигналов; конкуренция мотивов - дефицит информации - средство переключающей функции эмоций; мотивация эмоциональных возбуждений; эффект мотивационного обусловливания - фиксированная мотивация эмоций; аффект неадекватности как защитный механизм личности и др.

В исследовании динамики эмоционально-чувственных средств и мотивации личности студента приняли участие 684 испытуемых студентов разных факультетов Хабаровского государственного педагогического университета. Основными диагностическими методами явились следующие: методика выхода из трудных жизненных ситуаций (Р.С. Немов); дифференциальные шкалы эмоций (К. Изард); самооценки психического состояния самочувствия, общей активности, настроения (САН) (О.П. Елисеев). В исследовании предполагалось, что для наиболее сознательного выхода из критической ситуации большее значение имеет познавательная функция, имеющая соответствующую познавательную форму самооценки. Данные методы использовались в качестве диагностических в контрольной и экспериментальной группах.

В рамках формирующего эксперимента применялись психотерапевтические приемы: по совершенствованию самооценки; причинного объяснения успеха и неуспеха; осознания неуспеха; проявления позиции, ориентирующей на успех; ролевые игры и закрепление в них ситуации успеха; снятие психологических барьеров и неадекватной защищенности; психологические защиты при угрозе «Я»; «смысловой барьер при защите собственного Я; аффект неадекватности и пути его преодоления; мотивационная сфера в защиту адекватности; психотехнические приемы (Г. Мюнстерберг) со звуковым раздражителем с целью повышения чувствительности к осязательным и зрительным раздражителям; упражнения для рук и глаз с целью стимулирования активности противоположных рук и глаз. Привычка к чистоте, точности, противостояние отвлекающим и расстраивающим раздражителям способствует проявлению себя подобным образом и в других положениях. По мнению Г. Мюнстерберга, «образовательный материал, предназначенный для сообщения познаний, очень хорошо может быть представлен в таких формах, в которых он затрагивает энтузиазм и эмоциональные мотивы учащегося и в то же время требует со стороны учащегося применения способов обработки и реакций, и которым свойственно содействовать тренировке духовных способностей» [1996, с.213].

Результаты исследования влияния эмоционально-чувственных средств на мотивационную сферу личности студента, полученные данные испытуемых контрольной и экспериментальной групп обработаны и обобщены. Результаты факторного анализа контрольной и экспериментальной группы совпали. Факторный дисперсионный анализ позволил нам оценить не только влияние каждого из факторов в отдельности, но и их взаимодействие. Так, первый фактор понизил степень достоинства выхода из трудных ситуаций, активность, настроение и в целом самочувствие, а второй фактор повысил степень тревожности и уровень мобилизации самооценки в критических ситуациях. Или, скажем, тревожность влияет на степень достоинства выхода из трудных жизненных ситуаций, влияет на активность, настроение, и, в целом, на самочувствие испытуемых. В исследовании установлено значимое взаимодействие факторов.

С помощью методов рефлексии будущей педагогической деятельности, самооценки, наблюдения за организационными и оценочными воздействиями учителя на учащихся в период педагогической практики была отслежена система эмоционально-чувственных средств воздействия педагога на ученика. Исследования проводились со студентами 1-4 курсов. Рефлексия будущей педагогической деятельности позволила поставить испытуемых в ситуацию субъективной активности и субъективных отношений, выявить степень выраженности дифференциации высших форм поведения, побуждение и осознание педагогической деятельности.

Анализ результатов исследования привел нас к следующим выводам: выделена типология рефлексивных проявлений в оценке педагогической деятельности, к которой относятся: 1) уважение; 2) учет роли пола в педагогике; 3) гуманизм; 4) гигиенические требования; 5) приемы стимуляции. Ценность исследования состоит в выявлении достоверной и четко выраженной зависимости типологии рефлексивных проявлений в оценке педагогической деятельности от нравственно-мотивационных механизмов позитивного личностного развития. К основным нравственно-мотивационным механизмам относятся следующие факторы: этический, правовой, ценностный, морального поведения, нравственно-эстетический. Полученные результаты позволяют утверждать о влиянии высокого уровня активности в проявлении механизмов высших личностных образований. Субъективные отношения и дифференциация высших форм поведения подкрепляют нравственно-мотивационную сферу личности.

В исследовании была прослежена взаимосвязь эмоционально-чувственных средств и указанных мотивационных компонентов личности.

Для определения самооценки депрессии личности большое значение представляет познавательная функция, имеющая соответствующую форму самооценки. Данные методы использовались нами в качестве диагностических срезов. Результаты исследования самооценки испытуемых позволили выявить уровни проявления психологических условий высокой чувствительности студентов 1-4 курсов.

Анализ организационных и оценочных воздействий учителя на ученика в процессе исследования позволяет сделать следующие выводы:

- в основе организационных и оценочных воздействий учителя на ученика лежат внутренние мотивационные компоненты сверхчувствительности в виде субъективных отношений, дифференциации высших форм поведения в ситуации воздействия учителя на ученика, побуждение к осознанию педагогической деятельности с ее рефлексивной оценкой;

- выявлены уровни проявления мотивационных механизмов с оценкой количественной и качественной стороны от высокого уровня наблюдаемых фактов до их отсутствия. Это привело нас к выводам о необходимости усиления мотивационного компонента адекватности, самооценки в структуре личности с выделением внешних стимулов побуждения к деятельности, с использованием таких эмоционально-чувственных средств, как поддержка в трудных ситуациях, похвала при успехах, одобрение.

При вхождении в новые жизненные ситуации влияние степени достоинства выхода из трудных ситуаций изменяется за счет тревожности. Или, скажем, тревожность влияет на степень достоинства выхода из трудных жизненных ситуаций, на активность и настроение в целом, на самочувствие испытуемых. В исследовании установлено значимое взаимодействие факторов.

Взаимообусловленность эмоционально-чувственных проявлений и личностных образований прослежена при исследовании самооценки. Самооценка направленности на 1 курсе носит адекватный характер с тенденцией повышения и понижения, что свидетельствует о ее существенной неустойчивости. На 2 курсе проявляется больше устойчивости с тенденцией к завышению самооценки. На 3 курсе обнаруживается переход от завышенной самооценки к устойчивости адекватного уровня в эмоционально-чувственных проявлениях личности. На четвертом курсе установлен более устойчивый уровень высокой самооценки с тенденцией к снижению до устойчивого адекватного уровня.

Полученные результаты позволяют судить о значимости и роли самооценки в эмоционально-чувственной сфере в зависимости от курса обучения студентов в вузе, выступающих психологическим условием, а на определенном этапе развития и средством развития мотивационной сферы личности испытуемых.

На основе исследования можно сделать утверждение о влиянии высокого уровня активности эмоционально-чувственных средств на проявление механизмов мотивационной сферы личности. К основным мотивационным механизмам мы относим следующие факторы: этический, правовой, ценностный, морального поведения, нравственно-эстетический. Данные факторы имеют ценность для педагогической деятельности.

Двухфакторный дисперсионный анализа экспериментальной группы после психотерапевтического воздействия позволил нам также оценить влияние каждого фактора в отдельности и проследить их взаимодействие. Исследованием подтверждена вновь взаимосвязь тревожности и самочувствия личности. Несмотря на то, что тревожность по сравнению с данными до формирующего эксперимента снижена, но она также влияет на степень достоинства выхода из трудных жизненных ситуаций, активность и настроение, самочувствие в целом. Результаты контрольной группы остались на прежнем уровне.

Анализ результатов исследования позволяет сделать утверждение о влиянии высокого уровня активности эмоционально-чувственных средств на проявление мотивационной сферы личности.

Итак, использование данных исследований эмоционально-чувственных средств в формировании мотивационной сферы личности студента обусловлено особенностями мимики и голоса преподавателя вуза. Стимулирование реакций студентов на успех и неуспех, развитие ценностных отношений к объекту и себе с учетом волевых проявлений, эталонов желаний, оценок обусловливается вызовом у студентов проявлений удовольствий и неудовольствий. Эффективной обусловленностью проявления защитных механизмов в виде аффекта неадекватности и др. определяется ценность в условиях формирования мотивационной сферы личности в целом.

Полученные результаты позволяют сделать утверждение о влиянии высокого уровня активности эмоционально-чувственных средств на проявление мотивационной сферы личности. В эмоционально—чувственном комплексе самооценка, эмоциональная устойчивость, настроение, тревожность, напряженность необходимы для достижения цели. В поведенческом компоненте значимое влияние оказывает решительность, независимость, ответственность, в мотивационном компоненте - смыслообразующие, когнитивные мотивы и мотивация достижения успеха.

В связи с тем, что эмоционально-чувственные средства характеризуются динамизмом, степенью осознанности, глубиной протекания, уровнем ценностей, функционализмом, социальной обусловленностью, требуется поиск диагностических процедур и экспериментальных программ по их дальнейшему изучению. Важным является проведение более длительной, кропотливой работы с испытуемыми по снятию тревожности и восстановлению эмоционального равновесия в связи с существенным влиянием его на характер мотивационной сферы личности.

В заключении шестой главы диссертации обобщены выводы и даны научно-практические рекомендации.

Выводы и рекомендации обобщены и представляют ценность для решения научно-практических задач по формированию мотивационной сферы личности.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, содержатся обобщения отдельных теоретических положений, рассматриваются перспективы дальнейших исследований поставленной проблемы и формулируются основные выводы:

1. Мотивационная сфера является психологическим образованием, имеющим сложную структуру, и выражается как феномен личностного развития, отражающий динамическую систему мотивов в их субъективной иерархии.

2. Структура мотивационной сферы личности студента имеет сложное, иерархическое строение, включающее мотивационные механизмы личности, проявляющиеся в регуляции поведения. Мотивационные проявления подразделяются на внешние и внутренние, индивидуальные и социальные, активные, глубинные и устойчивые психические образования. Мотивация, как устойчивое личностное образование рассматривается с позиции направленности, намерений в удовлетворения потребностей.

3. Психологическими факторами, влияющими на развитие и формирование мотивационной сферы личности, выступает система психологических блоков, к которым мы относим: блок гуманистических отношений к человеку; потребностный блок, блок общения, блок аналитической деятельности и мыслительных способностей; эмоционально-волевой и блок самосознания. Мотивационная сфера личности в своей основе содержит мощный фактор стимулирования внутреннего потенциала - самомотивацию, возникающую на определенном этапе саморазвития.

4. Психологические условия - это отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой данное явление или процесс возникают, существуют и развиваются. В определении психологических условий развития мотивационной сферы мы исходим также из понимания условий как системы психологических воздействий на личность, определяя их как необходимые и достаточные. К необходимым психологическим условиям формирования МС личности мы относим: включение личности в ситуацию проявления активности; стимулирование потребностей, развитие мотивов, организацию аналитико-синтетической деятельности и творчества. К достаточным психологическим условиям относятся: успешность и удовлетворенность поведением и деятельностью.

5. Психологические средства трактуются как система внешних и внутренних психологических воздействий на мотивационную сферу личности (речь, смысл, субъективные восприятия, события, взгляды и др.). Если психологические условия - это пути и способы, влияющие на мотивационную сферу личности, то средства - это система психологических воздействий на личность студента. В исследовании психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности современного студента мы выделяем деятельностные, коммуникативные и эмоционально-чувственные условия и средства.

6. Модель мотивационной сферы личности включает систему специальных и системообразующих факторов, систему необходимых и достаточных условий, систему деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств.

7. Онтогенетическое развитие мотивационной сферы личности проходит путь от адекватности, осмысленности, способности понимать до целевого поведения, оригинальности, творчества, человеколюбия. Структурные компоненты МС личности определяют уровень отношения личности к себе, к своему самоанализу, вхождению в себя, к душевной настороженности, бесцельному влиянию на желания, к неразумной воли.

8. Личность студента рассматривается как системное образование, отражающее соответственно внешнюю и внутреннюю стороны воздействия. Внутренние мотивы принадлежат к области «я» и фактически являются смыслообразующими, но актуально не проявляют свою смыслообразующую функцию. Это возраст становления характера, интеллекта и период преобразования мотивации жизнедеятельности, возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

9. Уровни мотивации обучения в вузе студентов первого и пятого курса имеют существенные различия, так у испытуемых первого курса определяются преобладанием пассивного уровня мотивации обучения в вузе, тенденция к регрессии занимает второе место, на третьем месте находится высокий уровень мотивации обучения студентов. На пятом курсе у студентов преобладает потенциальный уровень обучения, а на втором месте - уровень высокой мотивации. Высокий уровень мотивации, к сожалению, все еще остается редко встречающимся, это, несомненно, является одним из главных условий формирования мотивационной сферы личности профессионала.

10. В качестве деятельностных средств у студентов первого курса выделяется система личностно-ценностных мотивов, у студентов четвертого курса преобладание социальных, профессиональных и личностно-нравственных мотивов. Определена специфика психологических деятельностных средств у студентов различных курсов обучения, в виде установки, рефлексии, мотивов, направленности, ориентированного взгляда и педагогических умений, обусловливающих мотивационную сферу личности. Экспериментально доказан рост высокого и среднего уровня мотивационной сферы личности, а также понижение и снятие низкого уровня. Показатели в контрольной группе незначительны. В структуре мотивационной сферы личности студентов от первого курса до пятого определены мотивы: когнитивные, прогностические, общения, потребностные, гуманистические, избирательные, эмоционально-волевые, мотивы осознания.

11. Коммуникативные средства МС определяются информационной и коммуникативной стороной речевой деятельности; коммуникативными намерениями; степенью уверенности человека в процессе общения. Изучены коммуникативные средства переработки и передачи информации, идентификации, самооценки, рефлексии, оценочных воздействий в структуре мотивационной сферы личности. Экспериментально доказано возрастание показателей готовности к общению в сфере предупреждения ошибок, побуждения к работе, похвалы, замечаний, повышения интонации; ориентация на мотивацию поведения учителя-демократа. Выявлен рост высокого уровня коммуникативной мотивации.

12. Эмоционально-чувственные средства МС включают: мимику, голос; реакцию на успех и неуспех, отношение к объекту и себе; волевые проявления; эталон желаний; оценку; удовольствие и неудовольствие, эффективную обусловленность, аффект неадекватности и др. Эмоционально-чувственные состояния тревожности и характер мотивационной сферы личности находятся в жесткой зависимости, о чем свидетельствуют результаты исследования. В целом, следует отметить, что почти все студенты используют в напряженную минуту приемы самоуспокоения, вызывающие доброжелательную атмосферу вокруг себя.

13. Поиски путей эффективной профессиональной деятельности студента связаны с научной разработкой теоретических и методических основ комплексной программы и плана по формированию, стимулированию развития мотивационной сферы личности. Сложность исследования проблемы мотивационной сферы личности определяется в большей степени сложностью проникновения во внутренний мир человека, в мир душевных потребностей, намерений, склонностей и возможностей обследуемых. Как показал наш опыт, в изучении мотивационной сферы испытуемых в ситуации профессиональной деятельности создается и эффективно используется целая система сильных психологических защит, но в случае неуспеха наблюдается угроза внутреннему равновесию и прекращение всех социальных и исследовательских контактов. В таких ситуациях требуется набор специальных психологических усилий исследователей, чтобы проникнуть в ту мотивационную сферу, которая, с одной стороны, тщательно маскируется сама по себе, а с другой, может ввести в заблуждение исследователя и, тем самым, оказаться в положении, когда изучается лишь поверхностный слой мотивационной сферы личности. Поиски методических приемов и методов работы с испытуемыми обеспечили оптимальность воздействия на мотивационную сферу личности. Таким образом, нами были выполнены задачи исследования проблемы.

загрузка...