Delist.ru

Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления (30.10.2006)

Автор: Цветкова Римма Ивановна

ностный Активная

самостоя-тельность Стимулиро-вание позна вательной

потребности Успеш-ность Субъекти

вная активность Намерения Наслаж-дения

Общен-ческий Отноше-ния Развитие мотивов Идентифи-кация Диалоги-ческое

понимание Понимание

в общении Адаптация

Аналити-ческий Высокая

потреб-ность в знаниях Аналитико-

синтетичес-кая деятель

ность Пережи-

успеха и

неудач Понимание в усвоении

знаний Речемысли-тельная дея-тельность Интеллек-туальные

пережи-вания

Эмоцио-нально-

волевой Самореа-лизация Творчество Эмоцио-нальная

удовлет-ворен-ность Уверен-ность

Пережи-

вания во

взаимоот-ношениях Душевные

волнения

Самосоз-нания Рефлексия Самомоти-вация Личност-ный смысл Стиль самостоя-тельности Саморегу-ляция Самоуспо-коение

Рис. 1 Модель мотивационной сферы личности

Разработанная модель системы психологических условий и средств развития мотивационной сферы студента позволила рассмотреть методологические подходы к научному исследованию, теоретические обоснования мотивационной сферы личности студента и определить экспериментальные основы исследования мотивационной сферы личности студента.

В третьей главе «Мотивационная сфера личности современного студента» раскрывается личность современного студента, исходя из общетеоретических подходов, излагаются новые концептуальные методики диагностики мотивационной сферы личности студента, описывается процедура теста, определены уровни развития мотивационной сферы личности и их психологическая характеристика, проводится диагностическое исследование мотивационной сферы личности студента, анализируются результаты исследования.

Личность современного студента, как этап онтогенетического развития, рассматривается с учетом теоретических позиций (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.) в понятие «личность» включенная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Б.Г. Ананьев считает, что личность всегда моложе индивида, она наделена сознанием и вместе с тем является субъектом познания и социально обусловлена. Студенчество, как возрастной период онтогенетического развития, связано с локализацией мотивации поведения и деятельности в аспектах "экономической активности", под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. В исследованиях, посвященных деятельности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. В его теории обосновывается: чем более зрелую идентичность личность приобретет в юности, тем легче будут протекать ее последующие кризисы и тем более успешными будут ее взаимоотношения с другими и самим собой, тем более приятным будет ее самочувствие.

Имеются исследования, доказывающие, что рефлексия является одной из главных функций профессиональной деятельности учителя (Ю.Н. Кулюткин, Г.Г. Сухобская и др.). Рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с аффективным самопереживанием. Самопереживание является основанием для проявления приемов и способов самосовершенствования, развития позитивной Я-концепции.

Жизненные планы студента связаны с получением высшего образования, обеспечением материального благополучия, определением в профессиональном жизнеустройстве, приобретением статуса, решением семейных проблем. Личностный смысл связан с оценкой жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Изучение ценностных ориентаций как компонента потребностно-мотивационной сферы личности находит отражение в трудах многих отечественных ученых ( В.Г. Асеев, Б.С. Братусь, В.И. Додонов, В.Н. Мясищев, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и др.). В зарубежной психологии (В. Франкл, М. Рокич) жизненные планы, ценностные ориентации интерпретируют как социально-детерминированную направленность на цели и средства деятельности. Жизненные планы и ценности личности студента относятся к категории «генеральных личностных ожиданий»: мотив выступает как механизм ответственности личности за свои поступки, действия, поведение, человек получает возможность когнитивно обрабатывать все потребности, побуждения. Ценности и ценностные ориентации являются элементами как когнитивной структуры личности, так и ее мотивационно-потребностной сферы.

Мотивационная сфера личности студента наиболее полно раскрывается в ситуации деятельности, где она выступает как позиция субъекта. Рассмотрена зависимость мотивационного самоопределения субъекта от активности, целеполагания, предвидения результатов достижения, готовности к неожиданностям, способов включения в деятельность, от эмоционально-волевых переживаний.

Основанием для разработки авторской методики послужила необходимость исследования многообразия структурного состава и функционирования элементов МСЛ с помощью метода моделирования на основе математической теории групп. В основу построения диагностической методики исследования мотивационной сферы личности в различных видах деятельности заложена концепция системно-дедуктивного подхода (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев). С помощью кластерного анализа были выделены часто встречающиеся признаки, которые явились основанием для выбора успешности мотивации учения в вузе. Мотивационный выбор студентов позволил сгруппировать мотивационно-значимые признаки в блоки и включить их в процесс моделирования.

>группы потенциального уровня мотивации и с задержкой развития уровня мотивации составили по 1,3%. Сравнительные результаты показателей психографического теста (В.Г. Леонтьев) испытуемых студентов первого и пятого курсов позволили определить процесс в пространстве потенциальной мотивации, квадрат – Х+У, разница только в том, что у испытуемых первого курса обозначено наращивание мотивации в виде желаний, а у испытуемых студентов пятого курса обозначен процесс пограничной полосы наращивания потенциальной мотивации с увеличением процесса перехода в пространство высокого уровня мотивации. Данный вывод, с одной стороны, представляет возможность перехода в пространство квадрата +Х, +У, но, вместе с тем, этот потенциал задерживается, и, наверное, его формирование следовало бы рассматривать уже на 3 – 4 курсах. Вместе с тем, следует отметить, что проективная методика – это один из вариантов исследования столь сложного внутреннего образования в виде мотивационной сферы личности. Статистическая достоверность полученных результатов подтверждена различиями в дисперсии: в группе студентов первого курса дисперсия составляет 26,05, в группе испытуемых студентов пятого курса 44, 7. Полученные результаты свидетельствуют не только об актуальности исследования данной проблемы, но и необходимости ее формирования в условиях обучения в вузе.

Результаты, полученные по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, позволили сделать следующие выводы. По результатам выбранных утверждений испытуемыми наибольшее количество баллов в иерархии их расположения получили от общего числа испытуемых 455 человек:

потребности в самовыражении – 150 человек –32 %;

материальные потребности – 120 человек – 26,3 %;

потребности в признании – 95 человек – 20,8 %;

социальные (межличностные) потребности – 50 человек – 10,9 %;

потребности в безопасности – 40 человек – 8,7%.

Результаты исследования показали, что качественные характеристики, входящие в структуру уровней мотивационной сферы личности студента, позволяют определить, какая из диагностических характеристик требует внимания в ее развитии и формировании как профессионально важного качества личности, на что следует обратить внимание, как в решении проблем образования, так и самообразования. Так, у испытуемых ниже среднего и низкого уровня показатель активной самостоятельности, потребности в знаниях и мотивационно-ценностном отношении отсутствует. Таким образом, на основании сравнительного анализа диагностических методик исследования мотивационной сферы личности студента, можно сделать вывод, что специфика мотивационной сферы личности имеет существенное различие в средствах ее развития, проявления, раскрытия потенциальных возможностей; имеется большой потенциал развития мотивации учения в вузе у студентов первого курса; результаты исследования позволяют раскрыть сущность мотивационной сферы личности на любом уровне ее развития.

В заключении третьей главы делается вывод о том, что соотношение потребностей и возможностей их удовлетворения представляет целостную систему мотивационной сферы с иерархической структурой ее построения, выстраивание которой определяется этапами развития личности в онтогенезе и этапами профессионального становления.

загрузка...