Delist.ru

Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления (30.10.2006)

Автор: Цветкова Римма Ивановна

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, шести глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы, содержащего 468 наименований и приложения. Объем работы составляет 520 страниц, в тексте диссертации имеется 32 рисунка и 42 таблицы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза и ее основные основные вытекающие из нее следствия, представлены положения, выносимые на защиту; формы апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «История и современное состояние проблемы мотивации личности в психологической науке» представлен теоретический анализ истории и современного состояния проблемы мотивации личности в психологической науке. Выделяются методологические и теоретические положения, которые являются исходными в исследовании.

Предпосылки для возникновения научной проблематики мотивации были заложены в идеях мыслителей античной и средневековой философии как соотношение объективных и субъективных категорий сущего. Идеи Платона о цели, по которой можно судить о стараниях человека, представляют основу мотивационного поведения человека. Ведущим в поведении человека, по Аристотелю, является интуиция психолого-педагогической мысли. Объективная реальность, повседневная практика показывают, что психологическая картина мотивационной сферы личности чрезвычайно многогранна, сложна, динамична, социально изменчива. В философских исследованиях она понимается как уровень развития сознания, рефлексии, ценностей, созидания при условии богатства интуиции и переживания человека. В отечественной психологии проблема мотивации рассматривалась в контексте самосознания, самопонимания. Анализу мотивации как научной категории уделяется внимание в работах Н.А. Бердяева, которому удалось глубоко переосмыслить субъективный, внутренний мотивационный мир русского человека. Равитие научных взглядов на мотивацию личности представлено с позиции состояния проблемы исследования психологического феномена мотивации в философских, научно-педагогических, научно-теоретических отечественных и зарубежных исследованиях.

Теоретико-логический анализ психолого-педагогической мысли (Н.И. Пирогов, Н.Х.Вессель, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптерев, А.А. Каэлас, И.А. Сикорский) в самом сжатом виде в обобщенном варианте позволил определить блоки структурных образований мотивационной активности: 1) блок гуманных отношений к человеку; 2) потребностный блок; 3) мотивационный блок; 4) блок аналитической деятельности и мыслительных способностей; 5) эмоционально-волевой блок; 6) блок самобытности; 7) блок самодеятельности и самосознания.

На основе анализа литературы выявлено, что понятие мотива определяется неоднозначно. Это обусловлено тем обстоятельством, что данное понятие разрабатывается разными авторами независимо друг от друга, в разных проблемных контекстах, а также преобладанием эмпирических исследований над теоретическими. Так, С.Л. Рубинштейн в понятие «мотив» внес действия аффективной зарядки. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства её удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. В.С. Мерлин мотив характеризует как узкое, частное, изменчивое отношение человека к определенным предметам и явлениям внешнего мира.

Позиции исследователей, изучающих мотивы (А.К. Марковой, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.К. Вилюнаса, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова, Х. Хекхаузена и др.), позволяют сделать обобщения о том, что содержательная характеристика мотива представляет возрастание положительного и отрицательного отношения к деятельности. Усложнение структуры мотивационных компонентов определяется побуждениями, отношениями, установками как осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя, через уровень притязаний, самооценку, самосознания ”Я”. Особый вид мотивации выделяют В.И. Ковалев и В.Н. Дружинин, к которому они относят потенциальную мотивацию, возникающую значительно раньше и придающую мотивационное значение обширному кругу явлений, которые актуальную деятельность не побуждают, но могут ее побуждать.

Анализ теоретических подходов в проблеме мотивации позволил выявить специфику сущности мотивации с позиций: рационального и иррационального, принятия решений и автоматизмов, сознания и воли; инстинктов, поведения, регуляции движений; органических и социальных потребностей, когнитивной и гуманистической сущности. Специфика только теоретических подходов позволяет определить иерархичность мотивационной сферы, ее структурность и системность в знаниях философии, психологии и других смежных наук.

Познание мотива как устойчивого личностного образования, определяющего мотивационную сферу личности, рассматривается с учетом понимания его внутренней структуры, в основе которой содержится система мотивационных компонентов. Всякая потребность проявляется субъективно, с различной степенью осознания в эмоциях, поведении и деятельности, на основе закономерностей развития личности приобретает устойчивые образования. Мотив же выступает в сознании человека как объект или цель, на которую направлено, в конечном счёте, поведение. Устойчивость личности определяется ее саморегуляцией, ориентирующейся на цель, выходящую за пределы данной ситуации. Для устойчивости поведения необходимы «мотивы-цели», т.е. выявление формы опосредованных потребностей. Решающим для нравственной устойчивости является наличие у субъекта системы доминирующих нравственных мотивов.

Мотивация как устойчивое личностное образование выступает как выработка субъектом своей позиции, отношения к задаче, возможным путям ее решения на основе конкретных отношений личности. Борьба мотивов в данной ситуации выражает не противоречивость личностных устремлений, а сложность отношения субъекта к задаче.

Мотив есть итог самоопределения субъекта в сложной структурной задаче. А.Н. Леонтьев заметил, что сила возникшей нужды способна поддерживать ненаправленную активность и поддерживать её на определенном уровне до тех пор, пока она не будет полностью устранена. Н.Д. Узнадзе раскрывает мотивации как устойчивые личностные образования. И.Т. Бжалава считает, что сила воли является фиксированной установкой, но этот процесс у людей проявляется по-разному. Так, если установка долго не угасает, это указывает на ее инертность или ригидность, что придает переработке информации затяжной характер. Мотивационная сфера личности определяется развитой структурой установок, мотивов, мотивационным самосознанием и самоопределением, мотивационным самовыражением, переживанием чувств удовлетворенности или неудовлетворенности от результатов своего поведения.

Изучение специфики понятия мотивационной сферы (МС) личности существенно конкретизировало эту постановку вопроса, определило принципиально новые подходы, заставившие по-новому взглянуть на современный этап научного исследования. Анализ литературы, философских исследований позволяет определить основные подходы к изучению структуры мотивационной сферы личности в виде следующих положений: мотивационная сфера личности как сложное по мотивационным компонентам и механизмам структурное образование; основные компоненты мотивационной сферы личности определяются активностью (побудительной энергией), склонностями; адекватностью, осмысленностью, целевым поведением, оригинальностью, творчеством, человеколюбием, ответственностью, жалостью. Структурные компоненты мотивационной сферы личности определяют уровень отношения личности к себе, к самоанализу, вхождению в себя, душевной настороженности, непосредственного влияния на желания.

В психологической концепции природы мотивационной сферы в психологии мотивации рассматриваются как сознательные стремления к цели (Э. Торндайк), как ценности, но не все, что ценное, переживается как ценность (Э.Шпрангер), как динамическое единство внешнего и внутреннего. Познать природу мотивационной сферы личности возможно наиболее успешно при глубоком понимании ее внутренней структуры. В концептуальном построении модели развития МС личности интересны позиции З. Фрейда, обосновавшего направленность человеческого развития; А. Маслоу, открывшего мотивацию роста как стремление личности актуализировать свой потенциал; Э. Фромма – основателя гуманистического подхода к личности с ориентацией личности на мотивационную модель власти над собой; К. Хорни, рассматривающей развитие мотивационной сферы личности в зависимости от переживания чувств быть любимым, желанным, защищенным от опасности враждебного мира; Н.Б. Энкельмана, обратившего внимание на развитие харизматической личности с искусством очаровывать окружающих и увлекать за собой. В зарубежной психологии с учетом изучения побуждений, желаний, осознания поведения мотивы рассматриваются в системе субъект – субъектных отношений.

В психологических концепциях А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.И. Ковалева и других мотивационная сфера личности используется для обозначения личностных, регулятивных, деятельностных, потребностных, системных образований. Природа мотивационной сферы личности обусловлена побуждениями, желаниями, мотивами. В рамках психологически сущностного подхода к мотивации и мотивационной сфере личности, а именно, раскрытию понятия природы и структуры, было установлено, что "мотивация" используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В первом случае с позици. С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова и др., мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений и целостности объекта, как инварианта системы. Наличие многообразия функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах. В.Г. Асеев, содержательно исследуя истоки мотивации, выделил биосоциальный, психологический, динамический, содержательный, личностный ее аспекты. В.К. Вилюнас рассматривает мотивацию с позиции онтогенетического развития. Под феноменом мотивации он понимает особый пласт «образа мира», составляемый множеством пристрастных отношений субъекта ко всему, что происходит в некоторый момент его жизни. Психологические истоки мотивации находятся во взаимосвязи активности и осознания ее реализации в жизни, преобразования и управления своей активностью. Подчеркивается, что мотивация - это глубинные образования, пронизывающие направленность личности, характер, эмоции и ценности, способы и деятельность, психические процессы.

Во втором случае подходы к изучению мотивационной сферы личности, ее понятий, структуры и содержательной стороны мотивов представлены в исследованиях В.С. Мерлина, К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, А.В. Петровского, Р.С. Немова, В.Г. Леонтьева и др. К.А. Абульханова-Славская в структуре мотивационной сферы выделяет основные компоненты: ценности деятельности, личностную мотивацию, смысловую деятельность. А.К. Маркова в структуру мотивационной сферы включает побуждения, идеалы и ценностные ориентации, надежды, потребности, мотивы, цели и интересы..

В исследованиях, изучающих мотивационную сферу личности студента в профессиональном становлении, обнаруживается тенденция раскрытия структурных образований мотивационной сферы личности и деятельности, включая: мотивацию профессиональной ориентации и самоопределения, мотивацию профессионального выбора, мотивацию обучения, мотивацию развития профессиональных способностей, мотивацию уровня профессиональной подготовки современного специалиста.

Теоретический анализ исследований личности и деятельности в профессиональном становлении позволил выявить проблемы мотивации, мотивационной сферы (Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Н.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Ю.П. Поваренков, В.И Чупров, В.Д. Шадриков и др.)

Чрезвычайная сложность и многогранность структурного образования мотивационной сферы личности обусловлена тем, что на сегодняшний день в науке отсутствует ее однозначная трактовка и определение. Несмотря на многочисленные подходы исследователей в изучении мотивационно-потребностной сферы личности, в определении энергетического и регуляционного начала, установок и мотивов поведения в онтогенезе, все еще остается недостаточно разработанной структура МС личности в отечественной и зарубежной психологии, факторы, условия и средства ее формирования.

В заключении обзора теоретических представлений о проблеме мотивационной сферы личности в истории и ее современного состояния отмечается неоднозначность понимания и интерпретации мотивационной сферы личности. Сравнение философских, психолого-педагогических, психологических направлений в исследовании мотивации, мотивационной сферы личности показало, что сближение идей различных научных школ основано на антропологическом принципе, для которого характерны ориентация на личность и комплексность, интегративность способов положительного влияния на ее развитие. Кроме сходных тенденций в исследовании мотивации, мотивационной сферы личности, определены различающиеся тенденции отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психологии признана максимальная ориентация на фундаментальность исследований, в зарубежной - на конкретную практику. Мотивационная сфера поведения личности представляет интерес в связи с проникновением в процессе исследования во внутренний план действий развивающегося человека, его приобщения к пониманию своего внутреннего мира и отработки умений в саморегуляции, самовоспитании и самоуправлении своим поведением. Формирование мотивационной сферы зависит от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально-психологических контактов самопознания и самосовершенствования.

Исследование мотивационной сферы личности студента все еще представляет недостаточно изученную область педагогической психологии и должно проводиться комплексно, в более широком социально-личностном контексте.

Во второй главе «Социально-психологические факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности» представлен теоретический анализ проблемы влияния социально-психологических факторов, условий и средств на формирование мотивационной сферы личности, показаны специфические особенности развития мотивационной сферы личности в онтогенезе, обоснованы психологические условия и средства развития мотивационной сферы личности студента.

Основываясь на принципах организации психологических систем, изложенных в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.С. Мухиной и др., нами была выделена система мотивационных блоков, представляющих скоординированность и цельность психологических образований как существенной характеристики мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности представляет собой систему факторов, условий и средств, мотивов, потребностей, установок и других социально-психологических явлений, где в основу были положены системы факторов, воздействующие на личность. К основным блокам мы отнесли: блок факторов гуманных отношений к человеку, потребностный, блок общения, блок аналитической деятельности и мыслительных способностей, эмоционально-волевой и блок самосознания. Данные блоки факторов находятся в неразрывном единстве и обусловливают мотивационное отношение человека к окружающей действительности. Блок гуманных отношений к человеку, по мнению А. Маслоу «третья сила», является одним из самых важных блоков МС личности россиянина. В основе данного блока заложен высокий уровень сознательного, позитивного отношения человека к людям, их жизни и деятельности на основе уважения к человеку и его достоинству. В отечественной психологии всегда прослеживалось стремление к внедрению в воспитание гуманистических основ - человеческого фактора с проявлением в сознании переживаний сострадания и сорадования, реализуемых в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и помощи. Потребностный блок МС личности представляет состояние напряжения динамической силы, удовлетворение которой является условием достижения адаптации и в целом нормального целенаправленного существования личности. Содержание и характер потребностей меняется и совершенствуется в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности, отношений к ней и определяет суть мотивации. Развитие и количественное увеличение потребностей делают все более сложной структуру МС личности. Блок общения является фактором социально-психологических условий жизнедеятельности личности, а его многогранная система с полярными профилями выступает мощным стимулом мотивационной сферы личности в целом. Содержание блока общения определяется многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми, в основе которого реализация потребности в совместной деятельности. В процессе взаимодействия осуществляется обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Блок аналитической деятельности и мыслительных способностей как фактор социально-психологической мотивации все еще не стал предметом пристального внимания исследователей в изучении мотивационной сферы личности. Еще Ж. Пиаже при исследовании интеллекта много рассуждал о социальной обусловленности психики, но остался в этом вопросе на уровне его постановки. Вместе с тем, идеи Ж. Пиаже стали основой для многочисленных исследований в отечественной и зарубежной психологии. Способность оперирования внутренними моделями развивается благодаря процессам когнитивного (социокогнитивного) конфликта. Характерными чертами мотивационных отношений данного блока является стремление к анализу от чувственно-наглядного до мыслительного анализа, который осуществляется с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках. Аналитические процедуры являются одним главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач. Эмоционально-волевой блок как социально-психологический фактор мотивационной сферы является центральным в адаптации и регуляции поведения личности. В своей основе он содержит качество и динамику эмоций и чувств, регулируемых волевыми процессами. Эмоциональность отражает явления и ситуации, имеющие особое значении для субъекта. Они неразрывно связаны по стержневым особенностям личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивацоной сферы, мировоззрением, ориентациями ценностными и прочими. Блок самосознания как социально психологический фактор мотивационной сферы личности определяется тем, что социальное окружение влияет на самосознание, социальные суждения, а отношение к себе мотивирует поведение. Это образ себя, отношение и обращенность к себе, познание себя и поиск смысла жизни Выделенные блоки были заложены в качестве содержательных элементов мотивационной сферы личности.

Функционирование мотивационной сферы личности определяется психологическими условиями и средствами, которые, как правило, гарантируют ее существование. В понятие «психологические условия» мы включаем совокупность внешних и внутренних причин, определяющих формирование мотивационной сферы личности, субъективные и объективные требования к мотивируемой деятельности. Условия подразделяются на необходимые и достаточные. К необходимым психологическим условиям формирования МС личности мы относим включение личности в ситуацию проявления активности; стимулирование потребностей, развитие мотивов, аналитико-синтетическую деятельность и творчество. К достаточным психологическим условиям относятся: успешность и удовлетворенность поведением и деятельностью. В отличие от условий психологические средства развития мотивационной сферы личности рассматриваются нами как способы психологического воздействия на МС Средства подразделяются на рациональные и иррациональные, внешние и внутренние, субъективные и объективные. Если психологические условия – это пути и способы, влияющие на мотивационную сферу личности, то средства – это система психологических воздействий на личность студента. Психологические средства очень тесно связаны с психологическими условиями и могут выступать как пути и способы формирования МС. К психологическим условиям развития мотивационной сферы личности мы относим: побуждение потребности, интегральный процесс анализа и синтеза, рефлексию и взвешенность оценки и самооценки проявления и раскрытия потенциальных возможностей человека в деятельности. В отечественной литературе практически отсутствует сколько-нибудь систематизированное исследование социально-психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы личности. Однако перспективы дальнейшего исследования выглядят достаточно реально. Эти перспективы касаются как фундаментальных вопросов, так и прикладных.

Формирование МС личности подчиняется определенным закономерностям онтогенетического развития личности, которые раскрываются в исследованиях Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, В.А. Пермяковой и др. Потребность познания выступает не только одним из закономерных процессов формирования личности, но и мотивационным механизмом, обусловливающим успешность онтогенетического развития индивида. Изменения мотивационной сферы личности определяются не только на основе реализации концепции когнитивного развития, но и за счет вплетения ребенка в социальный и культурный контекст жизни. Лучшие достижения ученика свидетельствуют о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными сверстниками или взрослыми. А.К. Маркова, исследуя мотивацию учения в школьном возрасте, определяет объект управления – содержание мотивационной сферы. Она считает, что становление мотивации это не просто возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а усложнение мотивационной сферы: побуждений, установок, новых отношений. Более того, по ее мнению, развитие мотивации - это воспитание идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением человека, что означает единство осознаваемых и реально действующих мотивов, единства слова и дела. В.С. Мухина считает, что мотивация и сознание личности определяют особенности ее развития на всех этапах онтогенеза, где неизбежно возникает единство и борьба противоположностей в самосознании личности и ее эмоционально- аффективных и рациональных проявлениях. Мотивационная сфера личности студента в процессе онтогенетического развития обогащается глубокими личностными образованиями: самомотивацией как внутренними регуляторами поведения и деятельности. Она охватывает взаимодействие человека и действительности в целом, включая контекст ситуации.

Перспективным представляется выделение психологических условий и средств развития МСЛ студента. В дополнение концепции нормативной оптимальности развития личности студента следует выделить компонент субъективной оптимальности, в содержание которого включаются такие конструкты, как уверенность в правильности мотивационного выбора, мера когнитивного диссонанса после выбора. Когнитивный диссонанс как несоответствие, возникающее в сознании студента при условии противоречивых знаний об одном и том же объекте или событии, переживается чувством дискомфорта и выражается в стремлении избавиться от различных психологических барьеров (В.А. Подымив, 2005). Это имеет прикладное значение в решении задач рефлексии, самореализации, самосовершенствования и в условиях консультирования и психотерапии личности. Основными психологическими средствами развития мотивационной сферы личности студента при достаточных условиях являются способы переживания успеха и неуспеха, переработки информации, предвосхищения и когнитивной обработки, самообразования, коммуникации, самовыражения, самоотношения, самосовершенствования. К доминирующим базовым психологическим условиям развития мотивационной сферы личности студента мы относим: социализацию; формы психического отражения; саморегуляцию как компонент самосознания; оценку и самооценку; эмоциональные переживания. Базовыми средствами развития мотивационной сферы личности студента являются: социализация с системой социально-психических взаимоотношений; социально-одобряемая и специально-организованная деятельность; система активной познавательной деятельности личности; психологические условия стимулирования эмоционально-волевой сферы личности. С.Л. Рубинштейн разработал новую концепцию социальности в противовес концепции французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). С точки зрения французской социологической школы, социальность сводилась преимущественно к идеологии, к коллективным представлениям, к общественному сознанию. С.Л. Рубинштейн и его ученики разработали субъективно-деятельностный подход и соответствующую концепцию, согласно которой человек и его психика формируются и проявляются в ходе изначально практической, а затем и теоретической, но в принципе единой деятельности (всегда социальной, творческой, самостоятельной и т.д.). Деятельность, как одно из важных условий формирования МСЛ студента, является необходимым фактором реализации социальной сущности человека. Она выступает регулятором поведения личности. В ней складывается система отношений. Деятельность носит опосредованный и эмоционально-регулятивный характер. Критерием регуляции деятельности является ее продуктивность. Продуктивная деятельность интересовала Б.Г. Ананьева, З.И. Калмыкову, И.И. Ильясова, В.А. Подымову, В.А. Якунина и др,. Педагогическая оценка во всех ее формах и проявлениях, считал Б.Г. Ананьев, оказывает влияние на формирование определенного уровня притязаний, самооценки и отношения учащихся к учению, на психологический климат в учебном коллективе, определяя в нем место каждого участника учебного процесса. Удовлетворенность результатом деятельности рассматривается в исследования З.И. Калмыковой. Она связывает продуктивность с обучаемостью и делает вывод о зависимости эффективности учебной деятельности от совокупности интеллектуальных свойств человека при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, таких как исходный минимум знаний, положительное отношение к учению и т.д. В.А. Пермякова в своей концепции многоуровневой обучаемости выделяя девять уровней, подчеркивает роль в обучаемости не только умственного развития ученика, но и его личностную саморегуляцию и общую работоспособность. В.А. Якунин выделил в своих работах два основных фактора, определяющих уровень активности и оказывающих влияние на продуктивность учебной деятельности: интеллект и мотивацию, а также несколько этапов учебного познания, которые принимаются им в качестве критериев оценки. Модель психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента позволяет рассмотреть не только условия и средства МСЛ, но и механизмы ее развития (см. рис 1).

В заключении второй главы делается вывод, что доминирующие социально-психологические условия и средства формирования мотивационной сферы личности. - относительно малоизученная область психологии, в ней еще много нерешенных проблем. Однако перспективы дальнейшего исследования выглядят достаточно реально. Эти перспективы касаются как фундаментальных вопросов, так и прикладных. Особенно важными в изучении являются механизмы побуждения, их связь с деятельностными, эмоциональными и коммуникативными отношениями личности. Онтогенетическое развитие мотивационной сферы личности проходит путь от адекватности, осмысленности, способности понимать до целевого поведения, оригинальности, творчества, человеколюбия, ответственности. Структурные компоненты МС личности определяют уровень отношения личности к себе, к своему самоанализу, вхождению в себя. Определяющим фактором развития МС личности является гуманистический смысл поведения и деятельности человека. Условия и средства развития мотивационной сферы личности включают социально-психологические стимулы.

Мотивационная сфера личности

Психологические факторы Психологические условия Психологические средства

факторов Системо-

образую-

щие факторы Необходи-мые

условия Достаточ-ные

условия Деятель-

ностные средства Комму-никатив-ные

средства Эмоцио-нально-чувствен-ные средства

Гуманис-тический Направ-ленность Активность личности Удовлет-ворен-ность Активная

деятель-ность Взаимоот-ношения Удоволь-ствие

Потреб-

загрузка...