Delist.ru

Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления (30.10.2006)

Автор: Цветкова Римма Ивановна

В данной работе логика исследования продиктовала поиск и решение следующих задач:

1. Исследовать психологическую сущность, структуру мотивационной сферы личности современного студента.

2. Выявить психологические факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности студента в их динамике, от первого до пятого курса.

3. Разработать модель системы психологических факторов, условий и средств мотивационной сферы личности.

4. Определить влияние деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств на мотивационную сферу личности студента.

5. Выявить возможности и пути активизации мотивационной сферы личности в специально организованных экспериментальных условиях вуза.

6. Апробировать программу целенаправленного воздействия по оптимизации формирования мотивационной сферы личности студента.

7. Установить деятельностные, коммуникативные и эмоционально чувственные закономерности формирования мотивационной сферы личности студента.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились идеи, которые содержат ведущие философские и психолого-педагогические теории.

1. Положение отечественной психологии о личности как системном образовании, системной детерминации личностного развития, сформулированные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других

2. Отечественные традиции гуманистической психологии в работах Н.А. Бердяева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой, А.Г. Асмолова и др., которые могут быть объединены в антропологическое направление развития психолого-педагогической науки. Данный подход позволяет осуществлять реализацию основополагающих принципов педагогической психологии и психологии личности. Среди них выделяются следующие методологические принципы: объективности, сущностного анализа, детерминизма, целостности, системности, развития, субъективности, активности психики, единства сознания и деятельности, единства теории и метода.

3. Теоретические положения, сформулированные в рамках проблемы: развитие мотивации в онтогенезе в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева; типологии и структуры мотивов А.К. Марковой, В.С. Мерлина; психологические механизмы мотивации В.Г. Леонтьева; мотивация активности личности В.А. Петровского; мотивация личности к различным видам профессиональной деятельности в исследованиях В. Г. Асеева, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и других. В зарубежных исследованиях, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделяем теории А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и др.

База и основные этапы исследования. Исследование проводилось на базе Дальневосточного государственного гуманитарного университета. В качестве испытуемых привлекались студенты всех курсов обучения физико-математического факультета и факультета иностранных языков. Различными формами исследования было охвачено 1320 студентов различных курсов из них: 1 курс – 177; 2 курс – 261, 3 курс – 185, 4 курс – 244, 5 курс – 453 человека. Диссертационное исследование осуществлялось в течение 1997 – 2006 годов и включало в себя следующие этапы.

1. Этап (1986 – 1990 гг.) определения исходных теоретических подходов к разработке инструментария и общей гипотезы исследования. Изучение теоретического и фактического материала, касающегося выявления особенностей мотивационной сферы личности. Одновременно происходил отбор методов для диагностической и формирующей работы, собирался первичный материал о проявлении компонентов и механизмов мотивационной сферы личности с использованием метода включенного наблюдения и метода экспертной оценки.

2. Этап (1990 – 1996 гг.) изучения теории и практики формирования мотивационной сферы личности. Подготовка экспериментального материала и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня успешности деятельности испытуемых 1 – 5 курсов. Результаты диагностических исследований подвергались статистической компьютерной обработке при помощи процедур факторного, корреляционного анализа, а также расчета t-критерия Стьюдента, критерием Н – Крускала-Уоллиса для независимых выборок. По окончании второго этапа эксперимента сформировались основные положения концепции введения основ формирующего исследования испытуемых с использованием специально-организованных условий проведения спецкурса «Мотивационная сфера личности в условиях вузовского обучения».

3. Этап (1997 – 2000 гг.) проведения формирующего эксперимента. Исследовалось влияние основных психологических детерминант на формирование мотивационной сферы личности, выявлялись возможности путей их активизации в специально организованных экспериментальных условиях. На этом этапе на основе анализа результатов психодиагностики подбирались и использовались методы формирующей и психотерапевтической работы, направленные на усиление и развитие мотивационного потенциала личности. При этом параллельно с формирующими процедурами проводилась психодиагностика, что позволяло вносить коррективы в ходе формирующей работы, проводить ее более гибко и целенаправленно. Применение факторного, корреляционного анализа и расчета t-критерия Стьюдента позволило сделать выводы об эффективности формирующего эксперимента.

4. Этап (2000 – 2006 гг.) заключительный. На этом этапе обобщались, обрабатывались и систематизировались результаты поставленной проблемы исследования.

Методы исследования выбраны исходя из его методологии, предмета, гипотезы и задач. Использовались теоретические методы: анализ научной литературы, метод моделирования, анализ результатов формирующего эксперимента (основного метода данного исследования). На различных этапах работы в исследовании использовался широкий набор методов сбора фактического материала и его обработки. В качестве психодиагностических методик использовались: психографический тест выявления уровня мотивации В.Г. Леонтьева, опросник мотивации успеха и боязни неудач А.А. Реана, опросник аффилиации и методика выхода из трудных жизненных ситуаций (Р.С. Немов); методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Л.Д. Столяренко); диагностика мотивации по тесту Х. Хекхаузена, методика – дифференциальные шкалы эмоций (К. Изард), психотехнические приемы Г. Мюнстерберга; авторский блок методов исследования мотивационной сферы личности: тесты по выявлению мотивов выбора профессии учителя и мотивов учения студентов в вузе, тест самооценки педагогических умений, шкала самооценки ПВК (профессионально-важных качеств), педагогические задачи и творческие задания, метод системообразующих факторов диагностики мотивационной сферы личности (МСЛ); на формирующем этапе исследования использовались методы рефлексивной диагностики и рефлексивного практикума, эксперимент, опросник САН, методика диагностики личности на мотивацию личности к успеху Т. Элерса, беседа, анкетное мониторинговое исследование. В соответствии с планом экпериментального исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: по изучаемой проблеме теоретическое обобщение, эмпирические методы: внешнего и включенного наблюдения, самонаблюдения, описания, устного опроса.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей. Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения (SPSS + PS Statistical) психодиагностических методик, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов, репрезентативной выборкой испытуемых.

Научная новизна работы заключается в обосновании нового подхода к изучению проблемы мотивационной сферы личности, рассматриваемой как: сложное индивидуально-психологическое образование, представляющее иерархическую, динамическую систему. Уточнен научный подход к проблеме формирования мотивационной сферы личности студента на основе антропологического подхода в психологии и интеграции, реализуемых в трех основных парадигмальных направлениях с использованием деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных факторов, условий и средств. Определены преимущества антропологического подхода, который опирается на общепсихологический принцип детерминизма, принцип развития, личностный принцип, а также на складывающиеся сегодня закономерные и необходимые психологические явления от порождающих их факторов, условий и средств.

В рамках предложенной модели системы мотивационной сферы личности, включающей специальные и системообразующие факторы, необходимые и достаточные условия, систему деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств, разработана методика диагностики мотивационной сферы личности, на основе которой экспериментально выявлены уровни развития МСЛ, отражающие ее личностный характер. Выделенным уровням дана содержательная характеристика, отражающая направленность личности и ее установки на профессиональную деятельность, степень проявления активности и самостоятельности, потребности в знаниях, мотивационно-ценностные отношения, эмоционально-волевую регуляцию, самооценку и рефлексию.

Установлены психологические факторы, условия и средства, оптимально влияющие на процесс формирования и функционирование мотивационной сферы личности. Новыми являются данные, раскрывающие содержание доминирующих психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента (блоки: гуманистический, потребностный, мотивационный, аналитический, эмоционально-волевой, самосознания, диалогичности, осознания собственного смысла, предметно-рефлексивного отношения, субъективной активности и субъективного отношения), показана их роль и значимость в жизнедеятельности на примере студентов. Выявлена зависимость между характером интеграционных процессов мотивационной сферы личности студента и системой психологических условий и средств, воздействующих на личность студента.

В исследовании представлен системный подход к изучению мотивационной сферы личности студента: 1) как закономерный и необходимый психологический процесс, определяющий пути и результат достижения цели; 2) как образы и представления, составляющие ее содержание; 3) как обобщенные схемы мотивированных действий и поведения в целом в деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных проявлениях. Установлено, что в формировании мотивационной сферы личности студентов происходит смещение знаемых мотивов и ценностных ориентаций к профессионально-значимым, прагматическим, смыслообразующим мотивам и ценностям личной жизни.

Теоретическая значимость. Разработанная модель мотивационной сферы личности позволяет теоретически определить изучаемый феномен как системообразующую, многоуровневую, иерархичесую структуру, обусловивающую процесс формирования личности студента. Исследования определяются расширением представлений о мотивационной сфере личности студента и ее роли в понимании структуры личности. Доказано, что только при учете психологических факторов, условий и средств, воздействующих на личность студента, возможна строгая и адекватная идентификация образа «Я», образа будущей деятельности, саморегуляция, рефлексия и самомотивация, которые служат целям личности. Уровень развития мотивационной сферы личности студента зависит от приобретаемых детерминант как качественных образований в условиях диалогичности, осознания собственного смысла, предметно-рефлексивного отношения, субъективной активности и субъективного отношения, обусловливающих эффект статической закономерности. Теоретическое обоснование актуального мотивационного состояния как системообразующего механизма, взаимообусловленного психологическими факторами, деятельностными, коммуникативными, эмоционально-чувственными условиями и средствами в определенной жизненной ситуации, можно рассматривать в качестве нового концептуального подхода к пониманию феномена переживания индивидом фактов действительности и субъективного отношения к условиям объективной реальности. Полученные в исследовании результаты открывают возможность для интеграции существующих теоретических подходов к пониманию уровней развития мотивационной сферы студентов, отражающих функционирование психики и структурности целостного процесса личностного развития. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке концепции развития личности в процессе ее становления в общей, возрастной и педагогической психологии.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

На основе полученных в ходе исследования данных разработан психодиагностический инструментарий для диагностики уровня развития мотивационной сферы личности и выявления глубоко личностных образований мотивационной сферы личности. Разработана диагностическая методика на основе идей К.Б. Малышева «Моделирование в психолого-педагогической деятельности». На базе Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Дальневосточной академии государственной службы и Комсомольского - на – Амуре государственного педагогического университета апробирован комплекс психолого-педагогических воздействий, позволяющих создать оптимальные условия для формирования мотивационной сферы личности студента, своевременно осуществлять развитие и коррекцию мотивационной сферы личности будущего профессионала.

Диссертантом разработаны и опубликованы учебно-методические пособия, два из которых имеют гриф УМО России, позволяющих интенсифицировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов высшей категории. Использование предложенного комплекса позволило на кафедрах сбалансировать психолого-педагогические технологии, учебные программы курсов изучаемых дисциплин и планы кафедр в соответствии с личностно-ориентированной образовательной парадигмой, что нашло свое отражение в оптимизации личностного роста студентов и интериоризации ими полученных профессиональных знаний, умений и навыков, а также реализации их в подготовке выпускных квалификационных работ.

Полученные в ходе настоящего исследования результаты, сделанные на их основе выводы и рекомендации, могут быть использованы в учебном процессе вузов при подготовке специалистов психолого-педагогического профиля, в научно-исследовательских лабораториях, в решении проблем развития личности современного специалиста и совершенствования процесса обучения в вузе в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивационная сфера личности студента – это психологическое образование, имеющее сложную структуру мотивов, иерархизированных динамикой самой личности, направленной на удовлетворение потребности в самовыражении, самоопределении, самообразовании и самосовершенствовании.

2. Система мотивационной сферы личности включает психологические факторы, характеризующие гуманизм, многообразие потребностей: фактор общения, аналитический, эмоционально-волевой фактор и фактор самосознания; системообразующие факторы, выражающие направленную активность, отношения и высокую потребность в знаниях, самореализацию и рефлексию.

3. Психологические условия и средства влияют на мотивационную сферу личности как интегральное динамическое образование, формирующееся под воздействием внешних и внутренних психологических детерминант и проявляющееся в виде способов восприятия действительности, осознания и регуляции своего поведения и деятельности, а также в динамике от значимых, узколичностных мотивов к сложным, социальным. Психологические условия и средства мотивационной сферы личности студента включают: субъективную детерминацию мотивации в общественном мире, ее динамичность, широту, разнообразие; социально-психологическую взаимосвязь субъекта и объекта; мотивационно-профессиональную зависимость субъекта от стиля и образа жизни человека; субъективно-личностную обусловленность мотивации и деятельности. Модель системы психологических условий и средств мотивационной сферы личности студента включает: степень социализации личности, уровень ее включенности в деятельность, формы психического отражения в виде блоков: динамической и функциональной систем, сверхчувствительности, самосознания, закономерностей психического отражения.

4. Мотивационная сфера личности в процессе онтогенетического развития приобретает качественные новообразования – от мотивирующих представлений как способности личности действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями на основе аффективных и интеллектуальных компонентов до активных форм поведения, осознания своего «Я», формирования «внутренней позиции», самосознания и проявления творческой активности. В мотивационной сфере личности на определенном этапе онтогенетического развития складывается мощный источник внутренней активности – самомотивация, ее проявление начинается с процесса научения, затем пробуждения рефлексии, поиска решений, внутреннего, эмоционального состояния, стремления к самосовершенствованию.

5. Человек обладает такой высокой степенью целостности, что для ее изучения необходимы новые подходы, комплексные методы, позволяющие изучать мотивационную сферу личности. Разработанные и реализованные нами методические приемы, методы, программы позволяют выявлять и управлять процессом формирования мотивационной сферы личности студента.

6. Концептуальная модель психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности, ее внутренняя структура представлена в трех планах: деятельностном, эмоционально-чувственном и коммуникативном.

7. Деятельность является определяющим условием и средством развития мотивационной сферы личности студента, но это имеет место при наличии смысла, мотивации, проявления активности, саморегуляции и стремления к самосовершенствованию своей личности.

8. Эмоционально-чувственные средства характеризуются динамизмом, глубиной протекания, характером ценностей, функционализмом, социальной обусловленностью. Они существенно влияют на мотивационную сферу личности студента и находят отражение в мимике, тембре голоса, реакциях на успех и неуспех, в отношениях к объекту и к себе, волевых проявлениях, эталонах желаний, в оценке, проявлениях удовольствия и неудовольствия, в аффектах неадекватности и др.

9. Коммуникативный план определяет избирательность интересов личности студента и придает значимость мотивационной сфере, его личностным проявлениям в профессиональной деятельности. Речевое общение и поведение, намерение, степень уверенности человека в процессе общения представляют содержательную коммуникативную сторону мотивационной сферы личности студента.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях и конгрессах в Москве (1989, 1991), Санкт-Петербурге (2003), Томске (2005), Твери (2005), Пензе (2006), Хабаровске (1989 - 2006), из них на 5-и Азиатско-Тихоокеанских Конгрессах психологов «Человек. Власть. Общество» (1999, 2002, 2004, 2005, 2006), на симпозиуме «Россия на пороге ХХ1 века. Хабаровск – Аугсбург» (1999), Комсомольске-на-Амуре (1997, 1998, 2003), на заседаниях кафедр Новосибирского госпеуниверситета, кафедры психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

Теоретические положения, изложенные в программе гранта, были поддержаны РГНФ в 2002 г. Основные результаты исследования изложены в 2 монографиях, в 3 учебных пособиях (2 из них с грифом УМО Министерства образования и науки РФ, одно - с грифом УМО ДВГУ г. Владивосток). Содержание диссертации отражено более чем в 50 публикациях, общим объемом 57 п.л. Имеются статьи, переведенные на немецкий, английский и японский языки, и опубликованные в центральных журналах. На протяжении нескольких лет автор ведет спецкурсы для студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета и студентов Дальневосточной государственной академии социальной службы.

загрузка...