Delist.ru

Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления (30.10.2006)

Автор: Цветкова Римма Ивановна

ЦВЕТКОВА

Римма Ивановна

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

19.00.07 – педагогическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Иркутск – 2006

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Официальные оппоненты - доктор психологических наук, профессор

Подымов Николай Анатольевич

- доктор психологических наук, профессор

Карнышев Александр Дмитриевич

- доктор психологических наук, профессор

Санжаева Римма Дугаровна

Ведущая организация - ГОУ ВПО « Бурятский государственный университет»

Защита состоится « » 2006 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.072.01 при ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» по адресу: 664011, Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан « » 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.В. Скорова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе – это обостряет проблему мотивации.

Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса среди психологов (А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К.Маркова В.Д.Шадриков, А.А. Файзулаев и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки. Потребностно-мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная с времен древнегреческой философии и кончая современностью (Аристотель, Н.А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон, Г. Риккер и др.)., эмпирических психологов (К. Бюллер, Э. Торндайк, Э Шпрангер, З. Фрейд, К. Левин), истории отечественной психологии (П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, П.Ф. Каптерев, В.С. Мерлин, Н.И. Пирогов, И.А. Сикорский, А.А. Ухтомский и др.), зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Г. Леонтьев, В.К. Вилюнас и др.). Дефиниция «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности (Л.И. Божович и др.), осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя (А.Н. Леонтьев и др.). В исследованиях раскрываются значение и содержание мотива раскрываются в исследованиях В.С. Мерлин и др., вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности В.Г. Асеев и др., важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) В.И. Ковалев и др.. Отсутствие единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста, адаптацией и идентификацией в условиях социальной нестабильности.

Актуальность проблемы настоящего исследования психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы современного студента определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального становления специалиста в вузовском обучении. Изучение этой проблемы сопровождается разрешением ряда противоречий:

- между принятием теории личностного развития как одной из центральных в методологии педагогической психологии и отсутствием адекватной теории мотивационной сферы личности;

- между признанием влияния мотивационной сферы на становление личности и недостаточным вниманием теоретических и практических проблем мотивационной сферы личности в конкретных сферах деятельности;

- между изменяющейся мотивационной сферой личности студента в современных условиях, общественного развития, вновь появляющихся мотивов и отсутствием последовательной теории, позволяющей понять истоки этих изменений, их психолого-педагогический характер.

Таким образом, актуальность разработки проблемы поиска психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента имеет две основные предпосылки: необходимость познания их особенностей, а также – методов диагностики и своевременной коррекции, что является с позиции психолого-педагогического подхода значимым и необходимым.

Познание мотивационной сферы личности студента и психологических условий и средств ее формирования принадлежит к классу теоретико-прикладных психологических проблем. Теоретико-методологическое знание анализа состоит в постановке ключевых вопросов эпистемологической и антропологической схем изучения мотивационной сферы личности Исследование мотивационной сферы личности относится к методологическому подходу педагогической психологии, основывающейся на принципах системности, субъективности, детерминизма, культурно-исторического подхода.

Теоретический анализ и исследования мотивации и мотивационной сферы личности обусловили необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Решение обозначенной проблемы возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знания о человеке (в философии, психологии, антропологии, педагогике, социологии и др.). Выработка научных парадигм и концептуальных подходов позволила интегрировать ранее разрозненные факты исследования в педагогической психологии, определить психологические факторы, условия и средства эффективного формирования мотивационной сферы личности с учетом использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы формирования мотивационной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему диссертации «Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления».

Цель исследования – изучить мотивационную сферу личности студента и определить психологические факторы, условия и средства ее формирования в профессиональном становлении.

Объектом исследования является мотивационная сфера личности.

Предмет исследования – психологические факторы, условия и средства мотивационной сферы личности студента и ее формирование в профессиональном становлении.

Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования о том, что мотивационная сфера личности представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс личностного развития в целом. Вместе с тем, возникают качественно новые формы и типы коммуникативных отношений студентов в условиях психической деятельности и эмоционально-чувственные проявления, определяющие саморегуляцию деятельности. В связи с этим мы исходим из следующих основных допущений:

1) мотивационная сфера личности студента вуза представляет собой сложное структурное целостное образование, которое определяется системой смыслообразующих, деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных психологических условий и средств в процессе профессионального становления;

2) уровень развития мотивационной сферы личности определяется факторами, условиями и средствами вузовского обучения, глубиной осознания собственного смысла учения, характером предметно-рефлексивного отношения к обучению и субъектной активностью;

3) качественные особенности развития мотивационной сферы личности зависят от личностных компонентов (идентификации образа «Я», образа будущей профессиональной деятельности, самооценки и рефлексии) как факторов профессионального самоопределения студентов;

4) мотивационная сфера личности имеет динамический характер. Формирование мотивационной сферы личности студента, ее функционирование, при условии адекватных психологических средств воздействия, оптимизируется посредством целенаправленного воздействия психологических факторов, условий и средств, в форме психологического спецкурса, практикума, тренингового обучения, внедренного в процесс подготовки специалистов в вузе.

загрузка...