Delist.ru

Научное обоснование системы подготовки управленческих кадров здравоохранения (30.08.2007)

Автор: Зимина Эльвира Витальевна

— определение общего периода формирования финансовой стратегии не менее чем на 3 года;

—  формирование стратегических целей финансовой деятельности для каждого подразделения; 

—разработку финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности каждого подразделения; 

— конкретизацию показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;

— контроль, оценку и корректировку разработанной финансовой стратегии.

Нами выделено шесть направлений стратегии финансово-экономического развития стоматологической поликлиники:

Социальная.

Ресурсосберегающая.

Стратегия качества.

Технологическая стратегия

Маркетинговая.

Стратегия управления.

Оценка разработанной финансовой стратегии проводится по следующим параметрам: ее согласованности с общей стратегией развития медицинской организации: внутренней сбалансированности системы целевых стратегических нормативов; реализуемости стратегии с учетом прогнозируемой конъюнктуры финансовой рынков, связанных с ее реализацией; результативности стратегии.

Разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием  медицинской организации.

В седьмой главе представлены предложения по совершенствованию деятельности стоматологических организаций на основе алгоритмизации данных административного учета. Административный учет представляет собой интеграцию трех основных видов учета – бухгалтерского, оперативного и кадрового. В качестве аналитического инструментария административного учета выступает «система сбалансированных показателей». Показатели системы BSC представляют собой информацию для внутреннего пользования в стоматологической организации и не фигурируют в традиционных формах отчетности, ассимиляция этой информации будет включаться в управленческий учет ЛПУ. Введение нового метода административного учета с использованием результатов многофакторного анализа деятельности стоматологической организации представляет собой новую технологию управления ЛПУ – новацию (рисунок 5).

Приоритетные направления развития организации, ее цели и то, каким образом организация собирается их достигнуть отражает стратегия. Поэтому весьма важным является понимание сотрудниками стратегии развития стоматологической организации, экономических проблем её функционирования Результаты анкетирования 630 врачей-стоматологов свидетельствуют, что большая часть 64,44% врачей-стоматологов считают, что они обладают

знаниями о стратегии развития стоматологической организации. Более чем до половины - 54,13% врачебного состава ЛПУ не доведен до сведения

финансовый план ЛПУ, 36,83% не знают финансового плана отделения, в котором работают. Смету расходов отделения не смогли назвать 37,46% врачей-стоматологов, условия достижения безубыточности работы отделения – 58,10%. Тарифы на услуги, оказываемые по программе ОМС, знают 68,89% врачебного состава ЛПУ, причем на вопрос «укажите стоимость (тариф) первичного амбулаторно-поликлинического посещения врача-стоматолога (программа ОМС), по которой проводятся взаиморасчеты со страховой компанией» только 24,52% указали точно (13,71, руб. 2004 г.), 31,11% врачей-стоматологов близок к истине, дав ответ: «менее 50 руб.», 36,19% неправильно ответили на данный вопрос. Внесение затрат в тариф ОМС является краеугольным камнем для многих руководителей учреждений здравоохранения. Весьма стратегически важным вопросом является система оплаты труда медицинского персонала. Однако методика формирования надбавок к заработной плате для 34,13% врачебного состава остается тайной. А данный вопрос должен быть прозрачным и понятным каждому сотруднику, иначе разработка стимулов к труду теряет смысл.

В настоящее время стоматологическими организациями в качестве дополнительного источника финансирования активно применяется предоставление услуг на платной основе, однако вопросы оплаты труда при этом для 39,84% остаются неясными, а для тех, кому они ясны, оплата труда является недостаточной - 99,47% из 379 человек.

Разработанные нами направления стратегии развития ЛПУ включают следующие цели:

Оказываемая лечебно-профилактическая помощь:

повышение качества стоматологической помощи;

повышение результативности;

Пациенты:

удовлетворение оказываемой медицинской помощью при сохранении её социальной направленности;

Персонал:

комплекс мероприятий по привлечению, сохранению и использованию высококвалифицированных трудовых ресурсов;

Финансы: переход к самоокупаемости и самофинансированию.

Учитывая результаты анкетирования врачебного персонала по вопросам экономического развития, нами для достижения поставленных целей стоматологической организации разработаны алгоритмы действий по четырем группам стратегических целей. Результатами алгоритмизированного анализа данных административного учета выступают организационные мероприятия, направленные на повышение результативности медицинской помощи в ЛПУ. Поскольку одним из стратегических направлений экономического развития является самоокупаемость и самофинансирование, то целесообразно рассчитать точку безубыточности. Организация при этом не имеет прибыли и способна только возмещать переменные и постоянные затраты.

Данный показатель характеризует объем реализации стоматологических услуг, при котором сумма чистого дохода медицинской организации равна общей сумме постоянных издержек Объем реализации стоматологических услуг, при котором медицинская организация достигнет “точки безубыточности” равен 671820 услуг.

Общая выработка стоматологических отделений поликлиники в год должна составлять 8566019 руб., полученная сумма практически соответствует фактически выполненному плану - 8566026,75 руб. Выручка (нетто) от реализации услуг, указанная в отчете о прибылях и убытках (ф. №2) за 2005 г. составила 8223000. руб. Однако налицо перегрузка персонала и по числу посещений и по числу рабочих дней в году.

Учитывая значение показателя банкротства (2,47), объем услуг (671820), обеспечивающих точку безубыточности, число реально вырабатываемых услуг (776234), высокую нагрузку врачей-стоматологов в числе посещений и числе УЕТ, не представляется возможным добиться рентабельности за счет увеличения числа услуг.

Окончательные результаты хозяйствования свидетельствуют о необходимости разработки новой стратегии развития стоматологической организации на основе разработанных алгоритмов данных административного учета Нами разработана модель результативности деятельности стоматологической организации, включающая 34 показателя, объединенные в 4 группы сбалансированных показателей.

Модель оценки эффективности деятельности стоматологической организации представляет собой числовую оценку эффективности результатов оказываемой лечебно-профилактической помощи (20 ед.), использования лечебно-профилактическими учреждениями финансовых средств (4 ед.), общего потенциала кадрового состава (6 ед.) и эффективности взаимоотношений с пациентами (4 ед). Общая результативность, в соответствие с контрольными цифрами, составляет 34 балла, отклонение в каждом разделе в худшую сторону уменьшает число баллов, отклонение в лучшую соответственно прибавляет. Соотношение баллов, полученных в результате анализа к оптимальному числу (34) представляет собой коэффициент достижения результата.

Административный учет посредством проведения многофакторного анализа работы стоматологической организации в системе сбалансированных показателей строго алгоритмизирован и определяет достижимость стратегических целей ЛПУ. Модель результативности позволяет оценить деятельность стоматологической организации в системе сбалансированных показателей.

1. В 2005 г. в г. Москве (в системе Минздрава РФ) трудилось 5706 врачей стоматологов, в том числе стоматологи-терапевты – 50,6%, стоматологи-ортопеды – 18,7%, стоматологи-хирурги – 11,9%, стоматологи детские – 8,7%, ортодонты – 6,3%, челюстно-лицевые хирурги – 2,7% и стоматологи – 1,1%. Обеспеченность населения стоматологами всех профилей в г. Москве в 2005 г. составила 5,47 на 10 тысяч населения (по РФ – 3,26, по Центральному федеральному округу - 3,65).

2. Стоматологическую помощь населению г. Москвы оказывают 465 государственных ЛПУ, в их числе: 83,44%, стоматологические поликлиники для взрослых – 8,39%, детские стоматологические поликлиники – 5,38%, учреждения, имеющие хозрасчетные стоматологические отделения (кабинеты) – 2,36% и стоматологические поликлиники ВУЗов и НИИ – 0,43%.

3. Частота первичных посещений к врачам стоматологического профиля составила 380,8 на 1000 населения (РФ - 360,3‰), доля первичных посещений составила 35,9% (РФ - 38,8%). Кратность посещений во все учреждения системы здравоохранения, включая хозрасчетные и предоставление платных услуг, составила - 2,79 (РФ - 2,58), в системе ОМС 0,96 (РФ – 0,73. Число УЕТ на 1000 населения (во всех учреждениях) в г. Москве составило 2838,1 (РФ - 2482).

4. Дифференцированные коэффициенты потребления стоматологической помощи различными возрастно-половыми группами населения в системе обязательного медицинского страхования соответствуют:

4.1. Среднее число посещений к врачам-стоматологам на одного застрахованного в год на все группы населения соответствует 0,96. Наибольшее число посещений характерно для детского населения – 2,37 (2,37 – мальчики, 2,35 – девочки). Следующее место по числу посещений принадлежит населению пенсионного возраста – 1,05 (0,92 - мужчины, 1,12 – женщины) Последнее место по числу посещений занимают застрахованные трудоспособного возраста – 0,62 (0,56 –мужчины, 0,66 – женщины).

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16