Delist.ru

Научное обоснование системы подготовки управленческих кадров здравоохранения (30.08.2007)

Автор: Зимина Эльвира Витальевна

Структура изготовленных коронок

В стоматологической поликлинике функционирует хорошо оснащенный рентгенологический кабинет. Нагрузка лаборантов-рентгенологов достигла в среднем 40 принятых больных в день, ими же было сделано 52,3 снимка в рабочий день, что значительно превышает установленные нормативы. (30). Среднее число снимков на одного больного соответствовало 1,3.

В поликлинике широко используются физиотерапевтические методы.

Число больных, принятых в один день в физиотерапевтическом кабинете, составило в среднем 8,95. Число УЕТ, вырабатываемых в один рабочий день, соответствовало 28,82, за анализируемый период наблюдается тенденция снижения данного показателя с 32,10 в 2001 г. до 24.58 УЕТ в 2005 г.

Число больных закончивших лечение составило 21,9% от общего числа принятых. Число процедур на 1 больного, закончившего лечение, равно 8,08, анализ данных показателей в динамике за 2001-2005 г.г. свидетельствует о тенденции роста числа процедур с 7,38 до 8,98. Число УЕТ на одного больного, закончившего лечение, соответствовало в среднем 12,44. В структуре услуг физиотерапевтического кабинета наибольший удельный вес занимает трансканальный электрофорез, доля которого составила 19,84%. Анод-гальванизации принадлежит следующее место – 18,49%. Почти такой же удельный вес -18,01% занимает УВЧ-терапия Переменные импульсные токи высокой частоты (100—400 кГц) названные дарсонвализацией в общей структуре услуг занимают 16,33%, удаление зубного камня и пищевого налета при помощи УЗИ-скеллера - 6,50%. Лечебные воздействия коротковолновыми ультрафиолетовыми лучами с помощью аппаратов ОКУФ составляют в общей структуре физио- терапевтических услуг 5,01%. Флюктуоризация - 4,59%. Диадинамические токи (Бернара токи) —3,08%.

Применение физиотерапевтических методов позволяет значительно сократить период лечения, повысить действие лекарственных препаратов, существенно уменьшить их дозировку.

Анализ материалов стоматологической заболеваемости с временной утратой трудоспособности свидетельствует, что среднее сложившееся (за 2001 – 2005 г.г.) число случаев временной утраты трудоспособности в год на 100 работающих составило 1,39; число дней с ВУТ на 100 работающих - 7,87; средняя длительность одного случая утраты трудоспособности соответствовала 5,66. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности первое место среди причин (67,37%) занимают различные виды острых одонтогенных воспалительных процессов, далее следуют состояния после плановых оперативных вмешательств -10,53%, новообразования - 6,32, травмы - 5,26%.

Кадры являются одним из главных ресурсов медицинской организации. Анализ уровня профессиональной подготовки и основных стимулов к труду врачебного персонала свидетельствует, что среди врачей-стоматологов, работающих в стоматологических поликлиниках, преобладают женщины, доля которых в общей численности соответствует 66,67%. Средний возраст данных специалистов составляет 43,17 ± 2,35 года. Ученую степень кандидата медицинских наук имеют 15,08%. Высшая квалификационная категория присвоена - 13,33% специалистов, первая категория – 26,67%, вторая – 13,33, почти половина врачей категории не имеют. Врачи-стоматологи, закончившие клиническую ординатуру, составляют 9,5%.

Третья часть сотрудников – 30,00% работают на одном месте свыше 20 лет, несколько меньшая часть -23,33% приходится на сотрудников со стажем работы от 10 до 15 лет, 16,67% занимают врачи-стоматологи со стажем от 3 до 5 лет, 10,00% - от 5 до 10 лет. Молодые специалисты составляют 6,67% всех сотрудников стоматологических поликлиник. Основная масса респондентов считает, что имеющиеся условия труда не соответствуют целям и задачам их профессиональной деятельности. Лишь 39,37% врачей-стоматологов удовлетворены существующими условиями труда.

Средняя заработная плата врачей-стоматологов в стоматологических поликлиниках (работающих в системе ОМС, ДМС, предоставляющих платные услуги) по специальностям соответствует:

врача-стоматолога терапевта 19571,43 руб.,

врача-стоматолога хирурга 15000 руб.,

врача-стоматолога ортопеда 23333,33 руб.

Средний доход в месяц на одного человека в семье врача-стоматолога соответствовал в среднем 7814 руб., 34,2% врачей-стоматологов имеют среднемесячный доход на каждого члена семьи ниже величины прожиточного минимума. Оценивая свое личное материальное положение, респонденты указали, что за время работы в стоматологической поликлинике оно осталось без перемен у 40,00%, ухудшилось у 16,67% и улучшилось у 43,33%.

Среди причин неудовлетворенности своей работой врачи-стоматологи чаще всего указывали следующие:

размер заработной платы (96,82%),

отсутствие эффективной системы поощрения за качественный и результативный труд (66,98%),

отсутствие возможности для профессионального роста (46,98%),

сложные отношения с коллегами (20%), сложные отношения с руководством (16,03%).

Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональная деятельность, по мнению 54,30% врачей-стоматологов, выступает как средство реализации собственного потенциала, а также дает возможность завоевать уважение и признание не только коллег, но и друзей (64,76 %). Для 80% респондентов важным является врачебный рейтинг и профессиональная репутация, для 83,33% - удовлетворенность выполняемой работой.

Стимулы к труду — осознанные побудительные мотивы человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребности человека в труде. Материальные стимулы связаны с потребностью в труде как средстве жизни, моральные — с потребностью в трудовой творческой деятельности, доставляющей удовлетворение общественной значимостью ее результатов. Профессиональная деятельность, по мнению 54,30% врачей-стоматологов, выступает как средство реализации собственного потенциала, а также дает возможность завоевать уважение и признание не только коллег, но и друзей (64,76 %). Для 80% респондентов важным является врачебный рейтинг и профессиональная репутация, для 83,33% - удовлетворенность выполняемой работой. Возможность творческой реализации в процессе труда научной карьеры свойственна 45,07% респондентов. В этом случае образование стоматолога не заканчивается на ординатуре или интернатуре.

Результаты исследования свидетельствуют о расхождении возможностей и желаний карьерного роста, что также подтверждается причинами неудовлетворенности своей работой врачей-стоматологов и желанием 6,67% сменить место работы.

Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов врачей-стоматологов, на более полную реализацию трудового потенциала, повышение качества стоматологической помощи.

Ориентация на пациента, является ключевым принципом системы управления качеством, хотя удовлетворенность ожиданий пациентов не может служить единственным или основным показателем качества медицинской помощи. Результаты анкетирования пациентов свидетельствуют, что три четверти - 67,30% респондентов, не взирая на массу неудобств, связанных с посещением медицинского учреждения, назвали стоматологическую помощь доступной. Большая часть пациентов –54,44% охарактеризовали уровень санитарно-гигиенического состояния в стоматологических поликлиниках как средний, 23,02% как низкий и 22,06% как высокий, 0,48% затруднились в оценке. Уровень сервиса в 69,84% случаях охарактеризован респондентами низким, в 16,19% случаев средним и только в 3,02% случаев высоким.

Третья часть пациентов (32,86%) удовлетворена качеством оказанной стоматологической помощи, основная часть – 67,14% не удовлетворена. Качество обслуживания создается в процессе интерактивного маркетинга. Однако только пятая часть пациентов стоматологических поликлиник удовлетворены качеством обслуживания. По окончании лечения 23,17% пациентов считают, что они имеют основания для предъявления претензий и обращения с жалобами по различным поводам: нетактичное обращение, грубость медицинского персонала, некачественное оказание стоматологической помощи, ощущение дискомфорта после лечения, задержка времени приема и другим.

При оценке удовлетворенности стоматологической помощью важное значение имеют ожидания потребителей, у 23,97% респондентов ожидания не оправдались, у 16,19% - изменились в лучшую, у основной части пациентов ожидания не изменились. Однако, невзирая на выявленные недостатки, основная часть -82,38% пациентов намерена в дальнейшем пользоваться услугами данного учреждения.

Поддержание материально-технической базы, медицинских технологий и высокого качества стоматологической помощи на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность, удовлетворенность пациентов и заинтересованность кадров являются первоочередными задачами стоматологических организаций, решению которых способствует экономическая стратегия.

В шестой главе представлен анализ финансовой среды и стратегии экономического развития стоматологических организаций. Конкретизируя цели развития стоматологической поликлиники, можно утверждать, что экономическая стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление, следуя которому ЛПУ решает задачи выбора оптимальной стратегии и тактики управления. Разработке стратегии предшествует анализ финансовой среды функционирования любой организации.

Главной целью любого вида финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем организации для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений. При традиционном финансовом анализе показатели разделяют на три группы для оценки трех составляющих деятельности медицинской организации: финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности.

Финансовую устойчивость характеризуют следующие коэффициенты:

- Коэффициент автономии характеризует удельный вес собственных денежных средств в итоговой сумме всех средств, авансированных данной медицинской организации. В нашем случае данный коэффициент составляет 0,42, его значение свидетельствует о том, что объем используемых стоматологической поликлиникой активов сформирован не только за счет собственного капитала, данная организация зависима от внешних источников финансирования. Анализ коэффициентов автономии стоматологических организаций за последние три года свидетельствует о тенденции снижения этого коэффициента с 0,51  до 0,42. 

- Чистый оборотный капитал равен 2104,5 тыс.

- Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности равен 1,93 Рекомендуемое минимальное значение - 1.

- Коэффициенты концентрации и структуры привлеченного капитала, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала не рассчитывались в связи с отсутствием займов и кредитов у медицинской организации.

Оценивая рассчитанные коэффициенты можно сделать вывод о слабой финансовой устойчивости стоматологических организаций.

Следующая группа - показатели ликвидности (абсолютной, срочной, общей) выражают способность организации осуществлять расчеты по всем видам обязательств. Коэффициенты абсолютной и срочной ликвидности соответственно равные 3,06 и 4,99 свидетельствуют о достатке денежных средств в медицинской организации для покрытия краткосрочных обязательств. Коэффициент общей (текущей) ликвидности, равный 9,3 показывает, что текущие обязательства в девятикратном размере обеспечиваются оборотными ресурсами.

Следующая группа - показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности любой организации. Коэффициент рентабельности вложенного капитала в типовой медицинской организации составляет 3,25%. Коэффициент рентабельности собственного капитала весьма низок и равен. 0,07%. Коэффициент рентабельности основной деятельности также незначителен и соответствует всего 2,52 %. Рентабельность реализации услуг - 2,45%, коэффициент рентабельности всего капитала - 3,24%. Коэффициент рентабельности полной себестоимости в типовой медицинской организации составляет 2,52%, коэффициент рентабельности активов - 0,032%.

В динамике за три года наблюдается тенденция снижения всех показателей рентабельности, установленные значения их свидетельствуют о крайне низкой рентабельности деятельности стоматологических организаций, включая функционирование в системах ОМС, ДМС и предоставление платных услуг.

Стратегия финансового обеспечения деятельности медицинской организации является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное — конкурентоспособности. Основой для этого являются экономические ресурсы медицинской организации в форме совокупных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты исследования, в формировании финансовой стратегии медицинской организации можно выделить следующие этапы:

загрузка...